Системный анализ качества организационной структуры системы управления объектом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:13, контрольная работа

Описание

Устав предприятия.
Определение цели функционирования предприятия.
Анализ эффективности деятельности предприятия, исходя из анализа факторов внешней среды.
Анализ принципов функционирования предприятия.
Построить блок-схему организационной структуры системы управления предприятием.
Обозначить функции, выполняемые предприятием в целом и его структурными подразделениями.
Определить информационные связи между структурными подразделениями в процессе выполнения функций. Построить схему информационных связей. Произвести анализ эффективности документооборота. Дать рекомендации по его совершенствованию.
Построить дерево целей структурных подразделений предприятия. Проанализировать, насколько цели структурных подразделений способствуют наиболее эффективному достижению цели предприятия в целом. При выявлении недостатков в структуре предприятия дать рекомендации по ее совершенствованию.
Оценить роль вычислительной и организационной техники в достижении целей предприятия.

Работа состоит из  1 файл

КР Системный анализ.docx

— 250.01 Кб (Скачать документ)

Функциональная структура  управления обычно применяется на крупных  предприятиях. В США, например, эту  структуру используют 25% крупных  фирм.

Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как  линейного, так и функционального  управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в  целях принятия компетентных решений  или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов  хозяйственной деятельности и структуры  управления предприятием в целом. Чем  крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более  разветвленным аппаратом она  располагает. В этой связи остро  стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.

Линейно-функциональные структуры управления используются в большинстве предприятий. Дивизиональная (или отделенческая) структура управления -наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).

Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое  производственно-хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Такое самостоятельное подразделение  в большей степени ориентировано  на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Опыт показывает, что там, где важен фактор техники  и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества.

Линейная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры относятся к категории бюрократических и относительно стабильны во времени.

Адаптивные структуры  управления

С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать  и внедрять новые более гибкие типы организационных структур, которые  в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой  смене внешних условий и появлению  новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

Другое их название - органические структуры, имеющие возможности  адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это  делают живые организмы.

Адаптивная структура  управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры  власти и небольшим количеством  уровней иерархии.

Большинство специалистов по управлению видит в органическом подходе будущее и критикует бюрократические структуры. Однако при выборе структуры необходимо принимать во внимание условия, в которых действует конкретное предприятие. Дело в том, что бюрократические и адаптивные структуры представляют собой лишь крайние точки в составе таких фирм. Реальные структуры реальных предприятий (фирм) лежат между ними, обладая признаками тех и других в разных соотношениях. Иными словами, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия "хорошая" или "плохая". Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям.

В настоящее время  используются два основных типа адаптивных структур - проектные и матричные.

Проектная структура - это временные органы управления, созданные для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду  самых квалифицированных сотрудников  организации для осуществления  сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

В матричной структуре  члены проектной группы подчиняются  как руководителю проекта, так и  руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Они варьируются от почти всеобъемлющей  линейной власти над всеми деталями проекта до "штабных" полномочий. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство.

Основной недостаток матричной структуры - ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

Выбор организационной  структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.

Организационная структура  выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и  оказывает активное воздействие  на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие  на объект управления и выше результативность работы предприятия.

Организационная структура  управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися  условиями. Поэтому данные структуры  отличаются большим разнообразием  и определяются многими факторами  и условиями. Важнейшие из них  следующие:

  • масштабы бизнеса (малый, средний, большой);
  • производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);
  • характер производства (массовый, серийный, единичный);
  • сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
  • уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
  • квалификация работников.

Построение организационных  структур управления осуществляется с  учетом следующих принципов:

  • соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
  • единство структуры и функции управления;
  • первичность функции и вторичность органа управления;
  • рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
  • соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
  • комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
  • соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.

При проектировании структуры управления необходимо соблюдать  следующее основное правило: вовлекать  наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.

  ОАО «Северо-Западный Телеком»  имеет линейно-функциональную структуру системы управления предприятием.

                                                         Председатель Правления

                                                                                     

                                        Члены правления по регионам и филиалам

                                                                             

                                                                            Отделы

                                                                   

                                                                            Службы  

6.Обозначить  функции, выполняемые  предприятием в  целом и его  структурными подразделениями. 

Каждый регион хотя и является самостоятельной единицей, но принадлежит главному отделению под начальством генерального директора  ОАО "СЗТ".

Каждое структурное  подразделение (филиал)  выполняет  те же функции, что и ОАО "СЗТ», в целом это Предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи, а так же вышеперечисленные услуги.

7. Информационные связи.

Для принятия эффективных  управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики  предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся  экономическую ситуацию. Выбранная  мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее  информационное обеспечение это  не только залог успеха и конкурентоспособности  фирмы, но и порой выступает как  средство выживания в условиях жесткой  конкуренции.

Информационное обеспечение  управления - это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в  целом. Оно может рассматриваться  не только в целом, охватывая все  функции управления, но и по отдельным  функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность  оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального  управления, раскрыв в то же самое  время его общие свойства, что  позволяет направить исследования вглубь.

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в  сборе и переработке информации, необходимой для принятия обос-нованных управленческих решений. Передача информа-ции о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осущест-вляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других техниче-ских средств связи.

Сущность, значение и особенности информационного  обеспечения 

       Важнейший фактор повышения эффективности  производства в любой отрасли  является улучшение управления. Совершенствование  форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов  и способов накопления, обработки  и передачи информации с помощью  различных технических средств.

       Различные информационно-технические новшества  следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление  телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к  совершенствованию системы информационного  обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

       От  совершенствования информационного  обеспечения возможны следующие  положительные результаты:

      1) Возможная экономия расходов  за счёт снижения

    • фонда заработной платы
    • коммунальных услуг
    • стоимости программного обеспечения
    • расходов на почту
    • расходов на оформление договоров
    • расходов на перераспределение сырья

    2) Устранение  возможных расходов в будущем

    • избежание будущего роста численности персонала
    • уменьшение требований к обработке данных
    • снижение стоимости обслуживания

    3) Возможные  нематериальные выгоды

    • улучшение качества информации
    • повышение производительности
    • улучшение и ускорение обслуживания
    • новые производственные мощности
    • более уверенные решения
    • улучшение контроля
    • уменьшение просроченных платежей
    • полное использование программного обеспечения

Информация о работе Системный анализ качества организационной структуры системы управления объектом