Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:02, реферат

Описание

Целью реферата является изучение социальной ответственности бизнеса в современном мире.
Исходя из цели, определим задачи работы:
• анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
• изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Сущность и содержание социальной ответственности бизне-са………………….……………………………………………………………………………3
2. Развитие концепций и моделей социальной
ответственности бизнеса……………………………………………………………………..7
3. Социальные инвестиции российских компаний………………………………………...9
4. Методика количественной и качественной
оценки социальной ответственности бизнеса………………………………………………11
5.Структурный анализ социальной активности российских предприятий……………….13
Заключение…………………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………………….18








Работа состоит из  1 файл

соц.ответ.бизнеса Чунаева.В.И.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской  Федерации»

 

 

                             

Кафедра «Микроэкономики»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономика. Политэкономия»

 

на тему:

«Социальная ответственность бизнеса»                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы П1-1

Чунаева Виктория Игоревна

                                             

Научный руководитель:

Соловых Надежда Николаевна, к.э.н., профессор

 

 

 

 

 

                                                 Москва 2013

                                                               

 

                                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………3

 

1. Сущность и содержание социальной  ответственности  бизнеса………………….……………………………………………………………………………3 

 

2. Развитие концепций и моделей  социальной

ответственности бизнеса……………………………………………………………………..7  

3. Социальные  инвестиции российских компаний………………………………………...9 

 

4. Методика  количественной и качественной

оценки  социальной ответственности бизнеса………………………………………………11

 

5.Структурный  анализ социальной активности  российских предприятий……………….13

 

Заключение…………………………………………………………………………………….17

 

Список литературы…………………………………………………………………………….18









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для Российской Федерации, экономика  которой признана ведущими капиталистическими державами рыночной, актуальной является проблема борьбы с бедностью, социальной защиты подавляющей массы наемных работников, составляющих главную ценность ресурсного потенциала общества. Решение этой проблемы невозможно без социально- ответственного поведения российского бизнеса. Актуальность проблемы социальной ответственности для российского бизнеса определяется еще и тем, что в России в условиях переходного периода отечественной экономики основополагающие принципы, методы и практика социального развития предприятий, существовавшие в советский период были отторгнуты в силу экономических и политических причин. Формирование новых подходов и новой, соответствующей рыночным требованиям практики в этой области находится на первоначальной стадии. Именно в этой сфере российские предприятия доказывают продвижение и эффективность социально ответственного бизнеса. Так по результатам исследования и данным экспертных оценок руководство российских компаний считает приоритетными для финансирования внутренние социальные программы, направленные на развитие персонала, охрану здоровья и обеспечение безопасных условий труда. Все эти программы, в конечном итоге, работают на повышение уровня и качества жизни населения и способствуют созданию благоприятных условий для расширенного воспроизводства рабочей силы.

    Целью реферата является изучение социальной ответственности бизнеса в современном мире.

    Исходя из цели, определим задачи работы:

• анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;

• изучение социальной активности предприятий  как формы реализации социальной ответственности бизнеса

 

Среди зарубежных исследований, специально посвященных проблеме социально  ответственного предпринимательства, следует особо выделить фундаментальные работы Х.Боуэна, Э.Карнеги, Г.Гантта и О.Тида; тема корпоративной социальной ответственности рассматривается также в изданиях, посвященных проблеме социального менеджмента (Д.Дункан, П.Дракер, Ф.Махлуп и др.).

Среди отечественных авторов –  исследователей теории и практики социального  развития и социальной ответственности  российских предприятий, вопросов корпоративной этики следует назвать Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна, Н.А.Волгина, Н.Н.Гриценко, А.Л.Жукова, В.Иноземцева, Ю. Н. Попова, В.Л.Романова, А.И. Рофе, Э.Уткина, Д.Ф.Шавишвили, А.А.Шулуса и др.

 

 

1.Сущность и содержание  социальной ответственности

бизнеса

Тема социальной ответственности  бизнеса не только в России, но и  в других странах неразрывно связана с особенностями его внешней среды, с проблемой сохранения и усиления конкурентоспособности предприятия в совершенно новых условиях развития мировой экономики. Сегодня лидеры делового мира вынуждены считаться с объективной неизбежностью ужесточения конкуренции и бурного развития мирового рынка.

Фирма – это самое общее название предприятия или компании, коммерческой организации, ведущих предпринимательскую деятельность. Различают множество разновидностей фирм в зависимости от сферы деятельности – торговые, инвестиционные, консалтинговые фирмы и многие другие.

Во-первых, фирма - это место, где  в результате взаимодействия производственных факторов создаются и реализуются продукция и услуги. Во-вторых, не просто комбинация производственных факторов. Это в то же время организация - группа людей, работа которых cознательно координируется в определенных целях, это производственный коллектив. В нем сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемные работники: рабочие и служащие, управляющие (менеджеры) и исполнители. В то же время фирма как организация вступает в многообразные отношения с внешней средой - с поставщиками и потребителями (покупателями) продукции, с партнерами и конкурентами, государственными органами, общественными организациями. В-третьих, фирма - коммерческая организация, т.е. преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В дальнейшем мы убедимся в том, что получение максимума прибыли основная цель фирмы. С точки зрения организации предпринимательской деятельности выделяют три формы: единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.

Общество — многозначное понятие, используемое для определения как  социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.

Общество  — основополагающая категория философии  и социологии. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели. На протяжении всей истории человечества происходил постоянный поиск этой модели и попытки её описать.

Общество - система экономических, политических и духовных взаимодействий различных социальных субъектов (индивидов, групп, институтов). Проблема современного общества заключена в том, что представители разных типов не знают, как правильно сотрудничать друг с другом. Общество приходит в упадок, если им начинают руководить, например, «торговцы» или «рабочие», а «учителя» и руководители" попадают в подчинённое положение. Сильнейшие кризисы потрясают мир, если представители разных групп заняты в не свойственной им деятельности. И если это так, то безработица, инфляция, дестабилизация экономики, разрушение морально-этических ценностей, а в итоге, разложение общества — неизбежны. История нашей цивилизации служит тому примером.

В прошлом  общество возглавляли «руководители» — кшатрии, которые во всем слушались  «учителей» — брахманов. Такой общественно-политический строй назывался «варнашрама», Затем «учителя» стали играть второстепенную роль, и абсолютную власть в свои руки получили «руководители» настала эпоха монархий. После череды буржуазных революций Западная Европа, а затем и Россия, отметили приход к власти «торговцев» — вайшьев. Это выразилось в установлении капитализма. И наконец, в ХХ веке в ряде государств руководство обществом взяли на себя «рабочие» — так появились социализм и коммунизм.

С приходом к власти каждой из групп устанавливались все более низкие нормы поведения. Все более приземленными становились идеалы, а социально-экономические системы все более изощренными в эксплуатации. Интересно, что именно с приходом к власти «торговцев» мировой оборот был переведен на бумажные деньги, а общество поставлено перед необходимостью жить в вечный кредит. Именно с государственной политикой «торговцев» связан миф о перенаселенности планеты, нехватке продовольствия и периодах голода в ряде стран. Жажда сверхприбылей, не сдерживаемая морально-этическими нормами, часто толкает людей этого типа на самые неблаговидные действия. Занявшие их место «рабочие» подвергли физическому уничтожению или высылке все иные группы «учителей», «руководителей» И самих «торговцев».

Общество  раздираемо противоречиями и конфликтами. Но едва ли мы осознаем, что одна из главных причин — это отсутствие знания о четырех группах людей, по своей природе предназначенных для определенного рода занятий. Результаты такого невежества проявляются на всех уровнях. Личность, не реализовавшая себя в соответствующей ей деятельности, разваливает общество изнутри, как испорченная деталь ломает весь механизм.

Глобализация  товарных и финансовых потоков; отказ  от государственного регулирования  торговли и ее либерализация; быстрые изменения в технологиях и переход от производящей экономики к экономике, основанной на знаниях и информации; обострение экологических проблем, а также изменение общественных настроений, ожиданий и системы ценностей - все эти факторы создают обстановку постоянной нестабильности и возрастающей сложности практически во всех отраслях экономики и во всех регионах мира. Многие исследователи связывают названные тенденции мирового развития с постиндустриальной революцией, которая является еще более значительной, чем сама промышленная революция. На формирование факторов и условий возникновения и развития социальной ответственности бизнеса наибольшее влияние оказывают сложившиеся тенденции повышения его роли в современном обществе. В обобщенном виде они сводятся к следующему:

1. Роль и  экономическая миссия частного  предпринимательства

является  фундаментальной для прогрессивного развития человечества.

2. Предприятие  в условиях рыночной экономики  имеет двойное назначение: с одной  стороны, оно должно быть конкурентным и независимым, т.е. приносящим прибыль, а с другой стороны, должно нести ответственность за решение социальных проблем и состояние экологии. Экономически нежизнеспособные предприятия не могут быть социально-ответственными в долгосрочном плане, равно как и предприятия, не несущие социальной ответственности, не могут стать жизнеспособными.

3. Прибыль,  в целом, отражает удовлетворение  потребностей клиентов в товарах  и услугах. Прибыль важна для  дальнейшего роста предприятия  и для поддержки местного населения за счет налогов с предприятия, поступающих в бюджет территории. Прибыльные компании располагают достаточными возможностями для поддержания стабильной и гарантированной занятости, выплаты справедливой заработной платы, пенсий и пособий.

4. Прибыли,  полученные морально безупречными способами и потраченные с чувством ответственности, становятся источником благосостояния населения.

5. Глобализация, новые технологии, ужесточение конкуренции  и уменьшение государственного регулирования экономики, изменяют внешнюю и внутреннюю среду бизнеса, способствуют росту нестабильности и вынуждают компании к постоянному реформированию и перестройке.

6. Выживание  и процветание предприятия требуют  автономной, ответственной, мотивированной и творчески настроенной рабочей силы с качественно новым отношением к работе: осмысленной, приносящей удовлетворение и общественно полезной.

7. Те же  самые силы воздействуют на  другие социальные группы, оказывающиеся  в сфере влияния бизнеса. Акционеры  предприятия, потребители, работники  и деловые партнеры оказывают давление на бизнес с тем, чтобы сделать его более ответственным «корпоративным гражданином».

8. Ответственное  отношение к экологическим и  социальным проблемам полностью  совместимо с интересами владельцев акций предприятия, особенно в среднесрочном и долгосрочном плане. Медленно, но уверенно менеджеры проникаются чувством ответственности за социальные и экологические проблемы, в основном потому, что это имеет практическое значение для их бизнеса.

9. Правительство  должно сыграть важную роль в создании таких условий, которые бы способствовали и вознаграждали бизнес за ответственное поведение и за сотрудничество с другими социальными группами.

В условиях радикальных изменений современного делового мира меняются

и требования, необходимые для успеха и конкурентоспособности компаний. Важно подчеркнуть, что требования, предъявляемые к бизнесу, зависят от конкретной отрасли экономики, рынка и страны местонахождения предприятия. Так, например, они будут различными для сталелитейного завода и фирмы, специализирующейся на программном обеспечении. Однако если выйти за рамки национального хозяйства и рассматривать бизнес с позиций глобальной экономики, основанной на знаниях и информации, то важнейшими требованиями и факторами успеха предпринимательской деятельности окажутся следующие:

• установление более тесных и долгосрочных отношений  с потребителями, работниками, поставщиками;

• завоевание репутации надежного  и честного партнера, ответственного за состояние экологии и решение социальных проблем;

• ориентация на потребителя, борьба за лидерство в качестве, сервисном  обслуживании и надежности;

• новаторство, стремление к непрерывному совершенствованию и превосходству;

• формирование и удержание квалифицированной  и мотивированной на высокопроизводительный труд рабочей силы.

Учет названных требований означает, что поскольку бизнес во всем мире

функционирует во все более взаимозависимой  экосистеме, руководители предприятий  должны уравновешивать интересы различных  социальных групп, так или иначе  попадающих в сферу влияния компаний. Перечисленные выше требования применительно к социальной ответственности бизнеса одновременно формируют ее основные принципы. Поэтому необходимо раскрыть их сущность и значение. Первый

Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса