Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:02, реферат

Описание

Целью реферата является изучение социальной ответственности бизнеса в современном мире.
Исходя из цели, определим задачи работы:
• анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
• изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Сущность и содержание социальной ответственности бизне-са………………….……………………………………………………………………………3
2. Развитие концепций и моделей социальной
ответственности бизнеса……………………………………………………………………..7
3. Социальные инвестиции российских компаний………………………………………...9
4. Методика количественной и качественной
оценки социальной ответственности бизнеса………………………………………………11
5.Структурный анализ социальной активности российских предприятий……………….13
Заключение…………………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………………….18








Работа состоит из  1 файл

соц.ответ.бизнеса Чунаева.В.И.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

принцип — это установление тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работникам, поставщиками и другими деловыми партнерами. В условиях усиливающейся конкуренции доверие и надежность приобретают еще большую важность для успеха компаний. Такие отношения могут создать основу для новой прогрессивной и ориентированной на человека корпоративной стратегии, которая будет предусматривать наступление на причины, а не следствия проблем, стоящих перед бизнесом. Кроме того, такая стратегия при выработке более выгодных и беспроигрышных вариантов в качестве активных партнеров рассматривает всех, от кого непосредственно зависит и на кого непосредственно влияет положение компании.

Второй принцип социальной ответственности  бизнеса предусматривает

завоевание репутации надежной организации, ответственно относящейся к социальным и экологическим проблемам. В современном мире эти человеческие ценности становятся все более важными для децентрализованной и наделенной полномочиями организации, прежде всего, из-за огромной дистанции, разделяющей работников и руководство, а также иерархии управления. Честность и доверие представляются особенно важными для сохранения прочных и долгосрочных отношений.

Третий принцип, которого должно придерживаться социально ответственное предприятие, это ориентация на потребителя, лидерство в качестве, сервисном обслуживании и надежности. В этой связи потребуются серьезные изменения в корпоративной культуре, и в первую очередь в приватизируемых государственных предприятиях в странах с переходной экономикой.

Четвертый принцип — ускорение  разработки высококачественных товаров и услуг и сокращение сроков их продвижения на мировой рынок.

Важность данного принципа обусловливается  тем, что сегодня в основу

конкуренции положен временной  фактор. Реформирование многих отраслей

промышленности концентрируется, главным образом, на том, чтобы сократить время, необходимое для разработки и запуска в производство новых видов продукции.

Пятый принцип социально ответственного бизнеса предполагает новаторство, непрерывное совершенствование  и стремление к превосходству. Это обусловлено тем, что создание новых ценностей в экономике, основанной на знаниях, в большей мере зависит от новаторства и творчества, чем от тотального контроля и эффективного распределения ресурсов, что было характерно для индустриального общества.

Шестой принцип, объединяющий и  тесно взаимосвязанный с пятью  предыдущими, это формирование банка квалифицированной и мотивированной на высокую производительность рабочей силы. Следует особо подчеркнуть, что почти все вышеперечисленные факторы, способствующие успеху компании на рынке, предполагают признание исключительной важности человеческого капитала. Эффективное управление человеческими ресурсами, которое традиционно считалось чисто административной задачей, становится стратегической функцией бизнеса.

Способность не только принимать, но и ценить разнородность рабочей  силы, ее количественные, качественные и социальные характеристики может стать крупным достоянием компании, но и важнейшим фактором ее успеха.

Вопрос о сущности социальной ответственности, четком определении ее составляющих, а также насколько она необходима для успеха предприятия вплоть до настоящего времени остается спорным и недостаточно осознанным среди представителей мирового бизнес-сообщества. Многие продолжают утверждать, что «бизнес это бизнес» и опираются на известную теорию Милтона Фридмана, суть которой заключается в следующем:

Существует единственная социальная ответственность бизнеса —

использовать его возможности  и осуществлять деятельность, направленную на увеличение прибыли настолько, насколько это позволяют правила ведения

бизнеса.

2. Развитие концепций  и моделей социальной ответственности

бизнеса

Проблеме социально-ответственного предпринимательства, изучению его

этических аспектов уделяется все  большее внимание в исследовательской практике специалистов в области стратегического и корпоративного управления. В настоящее время существует две точки зрения на поведение организаций в отношениях их с общественной средой, что дает право считаться социально ответственными. Согласно первой теории социальная ответственность бизнеса исходит из необходимости максимизации прибыли и определяется только как производство товаров и услуг по самой низкой цене для общества. Другая теоретическая позиция заключается в том, что в условиях бизнеса менеджмент как социальный институт должен учитывать

влияние своей деятельности на общество в целом и вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем.

Социальная ответственность бизнеса  в реальной жизни подвержена влиянию  как положительных, так и отрицательных факторов его развития. Так аргументами в поддержку социальной ответственности компаний являются:

• благоприятные для бизнеса  долгосрочные перспективы

развития;

• изменение потребностей и ожиданий населения;

• наличие у предприятия  ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем;

• этический фактор и моральное  обязательство социальной ответственности.

Отрицательное воздействие на социальную ответственность

бизнеса оказывают:

•  нарушение принципа максимизации прибыли;

• отсутствие однозначных оценок эффективности социальных программ;

• отнесение ответственности за решение социальных программ к прерогативе

правительства.

Наиболее видимыми и ощутимыми  в человеческом сознании формами

участия корпораций в жизни общества являются различные виды благотворительной деятельности: это, например, благотворительные взносы на цели социально-экономического развития территорий, предотвращение загрязнения окружающей среды, участие в строительстве больниц и школ; оказание помощи инвалидам, малоимущим, а также обеспечение безопасности производства и высокого качества выпускаемой продукции. Однако более важным элементом развития корпоративной ответственности бизнеса является осознание того, что конструктивная социальная политика предприятий — не благотворительность, а ощутимые инвестиции в персонал, являющийся важнейшим социальным потенциалом производства. Сущность социальной ответственности бизнеса с точки зрения американских исследователей заключается в том, что стратегическая деятельность компаний должна ориентироваться на четырех важнейших направлениях:

-Поддержка  любых инициатив по формированию  устойчивых доброжелательных, позитивных отношений с местными сообществами и содействие их развитию.

-Участие  в развитии и совершенствовании  профессионального образования путем предоставления местной молодежи и работникам своей компании широких возможностей для учебы и повышения квалификации в соответствии с требованиями мирового рынка и национальной экономики.

-Участие  бизнеса в развитии творческой  деятельности в области культуры и искусства.

- Добровольное  участие предприятий в экологической  деятельности путем поддержки  и поощрения усилий, связанных с охраной окружающей среды.

   Таким  образом, социальная ответственность  бизнеса и «корпоративное гражданство» организаций предусматривают тесное взаимодействие и удовлетворение интересов трех основных общественных секторов - государственного, предпринимательского и гражданского. Это сочетание интересов в реальной действительности находит отражение в более широкой модели социального партнерства, которое является системой институтов, форм, методов и процедур согласования различных социально-групповых интересов и урегулирования конфликтов между ними, а также средством достижения социального согласия. Носителями интересов могут выступать как отдельные люди или группы лиц, так и институты, оказывающие влияние на достижение целей, от которых зависит развитие компании. Это, в частности, проявляется в том, что в процессе реализации стратегии предприятие в определенной степени зависит от участия и ресурсов указанных субъектов, которые в свою очередь нуждаются в аналогичных услугах для решения собственных целей и задач. Данное обстоятельство в

значительной  степени влияет на формирование корпоративной  политики компании. Чтобы сохранить стабильной динамику роста, предприятие должно быть не просто социально ориентированным. Оно должно ответственно подходить к выбору социальных и деловых партнеров и выстраивать отношения с ними таким образом, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества. В современных условиях в понятие корпоративной социальной ответственности включаются новые элементы демократизации корпоративного управления, такие как избрание совета директоров, а также более открытый доступ к внутри корпоративной информации, основанный на принципе так называемой «электронной этики» и т.д. О повышении социальной роли бизнеса свидетельствует и то, что к руководителям организаций все чаще обращаются органы исполнительной власти и местного самоуправления для решения социально-экономических проблем. Рост социальной ответственности корпораций обусловливают тенденции, характерные для развития современной мировой экономики.

К ним относятся:

• снижение роли государства. Во многих странах, особенно в небольших и развивающихся, где государство не в состоянии нести бремя социальной

ответственности, решение проблем экологии, развития человеческого капитала практически  полностью ложится на крупные  транснациональные

корпорации;

• повышение  требовательности со стороны потребителей. Все большее

количество  корпоративных и индивидуальных потребителей устанавливают

долгосрочные  отношения с той компанией, которая  отличается «социальной

благонадежностью». В этой связи особое значение приобретает  социальный имидж того или иного  производителя товаров и услуг, который формируют СМИ, рекламные агентства и др.;

• распределение  ответственности между партнерами и влияние инвесторов. Многие социально ответственные компании отслеживают свою производственную цепочку с целью не допустить появления социально безответственных партнеров. Давление на них оказывают и социально ответственные инвесторы, использующие свои права акционеров для изменения политики компаний. Нередки случаи массовой скупки акций неблагонадежных компаний с целью получения доступа к ее управлению и перепрофилированию.

Исследования  ученых свидетельствуют о том, что  в настоящее время в большинстве  законов США требования социальной ответственности бизнеса не конкретизированы. Это

объясняется тем, что многие из законодательных  актов принимались, когда

социальная  роль не могла быть возложена на бизнес, в том числе, в силу

различного  размера компаний. Поэтому на практике задача — максимизировать доходы собственников - по-прежнему остается главной, и многие законы и нормы, например  экологические или трудовые, не выполняются. Между тем, по данным опроса, проведенного в 2006 г. журналом Business Week, 95 процентов ответивших считают, что в некоторых случаях корпорации должны поступаться собственными интересами ради интересов работников предприятий, ради сохранения и безопасности окружающей среды.

 

3. Социальные инвестиции российских  компаний

 

В современных  условиях развития экономики и социальной сферы России

наиболее  прагматичной формой осуществления  корпоративной социальной

ответственности предприятий являются социальные инвестиции. Анализ последних тенденций участия российского бизнеса в жизни общества показывает, что в стране происходит переход от традиционной, исторически заложенной еще в дореволюционный период благотворительности к социальному инвестированию. Важно подчеркнуть, что с точки зрения информационной открытости социальных программ компаний, - Россия в настоящее время находится в состоянии переходного периода. С одной стороны, многие крупные компании России Лукойл, ОАО "Газпром" уже реально раскрывают полную информацию, касающуюся их социальных программ, с другой подавляющее большинство предприятий пока готовы, в лучшем случае, даже на частичное раскрытие соответствующей информации. Подобное положение вещей имеет глубокие социально-экономические корни. Решения компаний о раскрытии информации, касающейся их социальных программ, формируются под воздействием двух групп факторов. Первая группа объединяет потенциальные угрозы и конфликты, которые возникают для компании в результате раскрытия информации об истинном масштабе ее социальной деятельности. Вторая группа объединяет те внешние условия, которые способствуют раскрытию информации о социальных программах

компании. Наиболее подробный и  содержательный анализ угроз для  отечественных компаний, возникающих при раскрытии ими своей социальной деятельности, был дан на экспертном совещании «Информационная открытость социальной политики компаний», проведенном Ассоциацией Менеджеров в апреле 2004 г. Исследования показывают, что среди факторов, которые препятствуют раскрытию информации о социальных инвестициях, можно выделить следующие:

1. Конфликт между менеджерами  и инвесторами (собственниками) компании. Политика расширения социальных  программ, проводимая менеджерами,  способствует росту стратегической эффективности компании, одновременно уменьшает текущие доходы (дивиденды) акционеров (собственников) компании. Соответственно, раскрытие информации о социальных инвестициях инициирует во многих случаях требование акционеров об их сокращении. Кроме того, расширение социальных инвестиций, являющихся прямым вычетом из производственных инвестиций, снижает экономическую эффективность компании текущей производственной деятельности и тем самым инициирует недовольство инвесторов.

2. Конфликт между производителем и потребителем. Все социальные

инвестиции, идущие преимущественно  на поддержку работников компании, включаются в цену продукции и, в  конечном счете, оплачиваются потребителем. Переход к открытости социальных программ активизирует требования потребителей о снижении цен на продукцию компании за счет сокращения внутрикорпоративных социальных программ.

3. Конфликт между компанией и  фискальными органами государства.

Иногда социальные программы финансируются  не из чистой прибыли компании и  даже включаются в состав себестоимости. В этом случае раскрытие информации о значительных объемах социальных инвестиций стимулирует повышенный интерес налоговых органов, выступающих с требованием более тщательной проверки деятельности компании. Кроме того, обнародование социальных программ воспринимается государством и общественностью в качестве косвенного свидетельства о наличии у компании сверхприбылей и финансовых резервов, что подталкивает государство к изменению институциональных правил игры в сторону увеличения налоговой нагрузки, ужесточения налоговой дисциплины и усиления контроля за деятельностью компании.

4. Конфликт между работниками  компании и слоями населения  с низкими доходами. Заработки и социальный пакет работников успешно работающей компании резко контрастируют с более низкими доходами работников других предприятий и бюджетной сферы. Обнародование широких социальных программ ведет к росту недовольства бедных слоев населения» усиливает

социальное напряжение, а иногда вызывает социальные конфликты в  самых

Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса