Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:02, реферат
Целью реферата является изучение социальной ответственности бизнеса в современном мире.
Исходя из цели, определим задачи работы:
• анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
• изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Сущность и содержание социальной ответственности бизне-са………………….……………………………………………………………………………3
2. Развитие концепций и моделей социальной
ответственности бизнеса……………………………………………………………………..7
3. Социальные инвестиции российских компаний………………………………………...9
4. Методика количественной и качественной
оценки социальной ответственности бизнеса………………………………………………11
5.Структурный анализ социальной активности российских предприятий……………….13
Заключение…………………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………………….18
социальной ответственности.
Таким образом, результаты проведенного обследования
позволяют сделать вывод о том, что феномен добросовестной деловой практики в
полноценном виде характерен пока лишь для компаний высокотехнологичных
производств, отраслей машиностроения, а также видов деятельности, выходящих
непосредственно на потребителя - сервис, финансовый сектор.
Особенностью нынешней сферы социальных инвестиций в России является то, что на развитие местных сообществ в большей степени ориентированы только производство
потребительских услуг, финансовый сектор и лесная и деревообрабатывающая
промышленность. Доля этих отраслей в общей структуре социальных инвестиций
составляет 20,2; 17 и 16,9% соответственно.
Это обусловлено тем, что данные компании в наибольшей степени используют различные технологии «продвижения» своего продукта на рынок, в связи с чем им приходится часто переходить к активному маркетингу и формированию благоприятной для своей деятельности социальной среды. Аналогичная политика активной поддержки местных сообществ
характерна для деятельности многоотраслевых комплексов, что связано, как
правило, с выходом данных хозяйственных структур за пределы своих
технологических особенностей и необходимостью задачи формирования своего
внутреннего рынка товаров.
В целом для всех отраслей экономики России основным направлением социальных инвестиций остается развитие персонала — 44.4%. Второй по значимости являются социальные программы в области ресурсосбережения и зашиты
окружающей среды — 21 %, Заметную долю в инвестициях занимают охрана здоровья
(9,3%) и развитие местного сообщества (9.1%). Наименьшая доля социальных
инвестиций приходится на обеспечение добросовестной деловой практики —
5.1%.
Проведенный анализ структуры социальных инвестиций в разрезе отдельных отраслей промышленности показывает, что на предприятиях топливного комплекса наибольшая доля инвестиций направляется на развитие персонала (37%) и ресурсосбережение (36%). При этом здесь осуществляются значительные, как «внутренние», так «внешние» инвестиции, что обусловлено спецификой деятельности (отдаленность месторождений, территориальная разнесенность и т.п.)
Аналогичная структура социальных инвестиций наблюдается и на обследованных предприятиях цветной металлургии.
Вместе с тем здесь заметно большее внимание уделяется социальным программам
охраны здоровья работников в связи с потенциально вредным для здоровья
производством.
В черной металлургии структура распределения социальных инвестиций близка к ее характеристике в топливной отрасли с увеличенной долей
инвестиций в развитие персонала (48%), что может быть связано с особо тяжелыми
и вредными условиями работы на металлургических предприятиях. Предприятия черной металлургии, как и топливного комплекса, уделяют заметное внимание
развитию местного сообщества, т.к. часто являются градообразующими
предприятиями и основными
социальных инвестиций на это направление приходится около 11%.
На исследованных
предприятиях
идет 41% социальных инвестиций, а в ресурсосбережение — 42%. Еще около 9%
инвестиций направляется на программы по охране здоровья работающих. Предприятия
по развитию местного сообщества составляют около 5% инвестиций. Это обусловлено
тем, что большинство энергетических объектов находится вне населенных
пунктов.
В лесной и деревообрабатывающей промышленности почти половина
социальных инвестиций (48%) идет на развитие персонала, что, в основном,
объясняется высокой трудоемкостью деятельности. Другой заметной статьей
социальных инвестиций на предприятиях данного комплекса являются инвестиции в
развитие местного сообщества. Это вызвано тем, что предприятия данных отраслей
производят в основном потребительские товары и в наибольшей степени используют
различные технологии «продвижения» своего продукта на рынок, которые, как
правило, требуют к активного маркетинга и формирования благоприятной для своей
деятельности социальной среды.
В обследованных компаниях
инвестиции в развитие персонала одни из самых высоких — 62%. В значительной
степени это объясняется
стремлением удержать квалифицированные кадры на предприятиях. Следует отметить,
что на предприятиях этой отрасли выше, чем у других затраты на обеспечение
добросовестной деловой
предприятий на открытые финансовые рынки с целью привлечения ресурсов, требующим
высокого уровня корпоративного управления.
На предприятиях по производству потребительских товаров и услуг выделяются две основные статьи социальных расходов: развитие персонала (47%) и инвестирование в развитие местного сообщества (20%). Максимальная среди отраслей доля социальных инвестиций в развитие местного сообщества вполне объяснима и связана с необходимостью позиционирования на местных потребительских рынках, а также с выходом данных хозяйственных структур за пределы своих технологических особенностей и необходимостью задачи построения «своего» рынка.
На предприятиях химической промышленности основными статьями социальных расходов являются «внутренние» инвестиции (54%) и ресурсосбережение (35%»). Из «внутренних» инвестиций на развитие персонала приходится 43% и на охрану здоровья - 11%. Спецификой отрасли можно считать на достаточно высокие инвестиции в охрану здоровья, несмотря на потенциальную опасность производства.
На обследованных предприятиях,
предоставляющих профессиональн
высококвалифицированный персонал. Работа напрямую с клиентами не требует
инвестиций в местное
близки к нулю.
Аналогичная ситуация по структуре социальных инвестиций характерна для предприятий отрасли сервиса. При этом практически все внутренние
инвестиции 79% направляются на социальные программы, связанные с развитием
персонала. Заметную долю инвестиций (11%) здесь также составляют инвестиции в
развитие местного сообщества. Это, как и в отраслях деревообработки и
производства потребительских товаров и услуг, связано прежде всего с
необходимостью
Обследованные компании отрасли телекоммуникаций 81% инвестиций направляют на развитие персонала и охрану его здоровья. Это обусловлено тем, что данная отрасль
находится на острие научно-технического прогресса, и вопросы профессионального
развития и повышения
Таким образом, выявленные
количественные параметры
инвестирования в значительной мере подтверждаются соответствующими
качественными характеристиками. Это обстоятельство имеет принципиальное
значение, так как показывает, что большой разрыв между количественными и
качественными параметрами социальных инвестиций отечественного бизнеса,
характерный для начального этапа их формирования, в основном уже преодолен.
Заключение
Итак, социальная ответственность бизнеса и «корпоративное гражданство» организаций предусматривают тесное взаимодействие и удовлетворение интересов трех основных общественных секторов - государственного, предпринимательского и гражданского. Это сочетание интересов в реальной действительности находит отражение в более широкой модели социального партнерства, которое является системой институтов, форм, методов и процедур согласования различных социально-групповых интересов и урегулирования конфликтов между ними, а также средством достижения социального согласия.
Влияние бизнеса на социальную защищенность наемных работников уже не ограничивается рамками одного предприятия, организации, компании. На межстрановом уровне оно становится более широким и разносторонним, особенно в плане решения проблем занятости, оплаты труда, обеспечения благоприятных его условий и охраны труда работников.
Все названные характеристики определяют новую традицию социально - ответственного
поведения работодателей.
Идеология "каждый сам по себе" в цивилизованном, а значит, по умолчанию - социально ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня это одна из главных целей.
Список литературы:
I. Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов
1. Абалкин Л.И. Судьба России:
связь времен. М.: Институт экономики РАН, 2006.
2. Виханский О.С., Наумов А.И.
Менеджмент. - М.: Экономист, 2006.
3. Гуманистические ориентиры России. М.:
Институт экономики РАН, 2007.
4. Довдиенко И.В. Ипотека: Учебно-практическое
пособие. М., 2006.
III. Статьи из периодических
1. Денин Н. Работник нужен предприятию, а предприятие - работнику. Человек и труд. - 2006. - № 11. - С.54-55.
2. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном
бизнесе. // Служба кадров. -2005. -№ 10. — С. 9-13.
3. Козлова Л.А., Славнов
С.В. Принципы и приемы неденежной мотивации персонала кадрового центра. //
Справочник по управлению персоналом. - 2005. -№ 3. - С. 95-102.
4. Озерникова Т. Профессионализм и трудовая мотивация. // Служба кадров. - 2005. - № 2. - С. 26-31.