Социальная ответсвенность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:02, реферат

Описание

Целью реферата является изучение социальной ответственности бизнеса в современном мире.
Исходя из цели, определим задачи работы:
• анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
• изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Сущность и содержание социальной ответственности бизне-са………………….……………………………………………………………………………3
2. Развитие концепций и моделей социальной
ответственности бизнеса……………………………………………………………………..7
3. Социальные инвестиции российских компаний………………………………………...9
4. Методика количественной и качественной
оценки социальной ответственности бизнеса………………………………………………11
5.Структурный анализ социальной активности российских предприятий……………….13
Заключение…………………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………………….18








Работа состоит из  1 файл

соц.ответ.бизнеса Чунаева.В.И.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

социальной ответственности.

Таким образом, результаты проведенного обследования

позволяют сделать вывод о том, что феномен добросовестной деловой  практики в

полноценном виде характерен пока лишь для компаний высокотехнологичных

производств, отраслей машиностроения, а также видов деятельности, выходящих

непосредственно на потребителя - сервис, финансовый сектор.

Особенностью нынешней сферы социальных инвестиций в России является то, что на развитие местных сообществ в большей степени ориентированы только производство

потребительских услуг, финансовый сектор и лесная и деревообрабатывающая

промышленность. Доля этих отраслей в  общей структуре социальных инвестиций

составляет 20,2; 17 и 16,9% соответственно.

Это обусловлено тем, что данные компании в наибольшей степени используют различные технологии «продвижения»  своего продукта на рынок, в связи  с чем им приходится часто переходить к активному маркетингу и формированию благоприятной для своей деятельности социальной среды. Аналогичная политика активной поддержки местных сообществ

характерна для деятельности многоотраслевых  комплексов, что связано, как

правило, с выходом данных хозяйственных  структур за пределы своих

технологических особенностей и необходимостью задачи формирования своего

внутреннего рынка товаров.

В целом для всех отраслей экономики  России основным направлением социальных инвестиций остается развитие персонала — 44.4%. Второй по значимости являются социальные программы в области ресурсосбережения и зашиты

окружающей среды — 21 %, Заметную долю в инвестициях занимают охрана здоровья

(9,3%) и развитие местного сообщества (9.1%). Наименьшая доля социальных

инвестиций приходится на обеспечение добросовестной деловой практики —

5.1%.

 

Проведенный анализ структуры социальных инвестиций в разрезе отдельных  отраслей промышленности показывает, что на предприятиях топливного комплекса наибольшая доля инвестиций направляется на развитие персонала (37%) и ресурсосбережение (36%). При этом здесь осуществляются значительные, как «внутренние», так «внешние» инвестиции, что обусловлено спецификой деятельности (отдаленность месторождений, территориальная разнесенность и т.п.)

Аналогичная структура социальных инвестиций наблюдается и на обследованных предприятиях цветной металлургии.

Вместе с тем здесь заметно  большее внимание уделяется социальным программам

охраны здоровья работников в связи  с потенциально вредным для здоровья

производством.

В черной металлургии структура распределения социальных инвестиций близка к ее характеристике в топливной отрасли с увеличенной долей

инвестиций в развитие персонала (48%), что может быть связано с  особо тяжелыми

и вредными условиями работы на металлургических предприятиях. Предприятия черной металлургии, как и топливного комплекса, уделяют заметное внимание

развитию местного сообщества, т.к. часто являются градообразующими

предприятиями и основными налогоплательщиками  в местный бюджет. В структуре

социальных инвестиций на это направление приходится около 11%.

На исследованных

предприятиях электроэнергетики  на программы, связанные с развитием  персонала

идет 41% социальных инвестиций, а в  ресурсосбережение — 42%. Еще около 9%

инвестиций направляется на программы  по охране здоровья работающих. Предприятия

по развитию местного сообщества составляют около 5% инвестиций. Это обусловлено

тем, что большинство энергетических объектов находится вне населенных

пунктов.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности почти половина

социальных инвестиций (48%) идет на развитие персонала, что, в основном,

объясняется высокой трудоемкостью  деятельности. Другой заметной статьей

социальных инвестиций на предприятиях данного комплекса являются инвестиции в

развитие местного сообщества. Это  вызвано тем, что предприятия данных отраслей

производят в основном потребительские  товары и в наибольшей степени  используют

различные технологии «продвижения»  своего продукта на рынок, которые, как

правило, требуют к активного  маркетинга и формирования благоприятной для своей

деятельности социальной среды.

В обследованных компаниях машиностроения

инвестиции в развитие персонала  одни из самых высоких — 62%. В значительной

степени это объясняется высокотехнологичным  характером производства и

стремлением удержать квалифицированные кадры на предприятиях. Следует отметить,

что на предприятиях этой отрасли  выше, чем у других затраты на обеспечение

добросовестной деловой практики (16%), что связано с активным выходом

предприятий на открытые финансовые рынки с целью привлечения ресурсов, требующим

высокого уровня корпоративного управления.

На предприятиях по производству потребительских  товаров и услуг выделяются две  основные статьи социальных расходов: развитие персонала (47%) и инвестирование в развитие местного сообщества (20%). Максимальная среди отраслей доля социальных инвестиций в развитие местного сообщества вполне объяснима и связана с необходимостью позиционирования на местных потребительских рынках, а также с выходом данных хозяйственных структур за пределы своих технологических особенностей и необходимостью задачи построения «своего» рынка.

На предприятиях химической промышленности основными статьями социальных расходов являются «внутренние» инвестиции (54%) и ресурсосбережение (35%»). Из «внутренних» инвестиций на развитие персонала приходится 43% и на охрану здоровья - 11%. Спецификой отрасли можно считать на достаточно высокие инвестиции в охрану здоровья, несмотря на потенциальную опасность производства.

На обследованных предприятиях, предоставляющих профессиональные услуги, 94% всех социальных инвестиций составляют «внутренние». Из которых 49% приходится на развитие персонала и 45% - на охрану его здоровья. Очевидно, что в такой нематериалоемкой и неэнергоемкой отрасли, как профессиональные услуги, работающей, в основном, на двусторонней основе с клиентом, главной ценностью является

высококвалифицированный персонал. Работа напрямую с клиентами не требует

инвестиций в местное сообщество, поэтому в отрасли профессиональных услуг они

близки к нулю.

    Аналогичная ситуация по структуре социальных инвестиций характерна для предприятий отрасли сервиса. При этом практически все внутренние

инвестиции 79% направляются на социальные программы, связанные с развитием

персонала. Заметную долю инвестиций (11%) здесь также составляют инвестиции в

развитие местного сообщества. Это, как и в отраслях деревообработки  и

производства потребительских  товаров и услуг, связано прежде всего с

необходимостью позиционирования на местном и региональном рынке.

Обследованные компании отрасли телекоммуникаций 81% инвестиций направляют на развитие персонала и охрану его здоровья. Это обусловлено тем, что данная отрасль

находится на острие научно-технического прогресса, и вопросы профессионального

развития и повышения квалификации персонала играет первостепенную роль.

 

    Таким образом, выявленные  количественные параметры процесса  социального

инвестирования в значительной мере подтверждаются соответствующими

качественными характеристиками. Это  обстоятельство имеет принципиальное

значение, так как показывает, что большой разрыв между количественными и

качественными параметрами социальных инвестиций отечественного бизнеса,

характерный для начального этапа  их формирования, в основном уже  преодолен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, социальная ответственность бизнеса и «корпоративное гражданство» организаций предусматривают тесное взаимодействие и удовлетворение интересов трех основных общественных секторов - государственного, предпринимательского и гражданского. Это сочетание интересов в реальной действительности находит отражение в более широкой модели социального партнерства, которое является системой институтов, форм, методов и процедур согласования различных социально-групповых интересов и урегулирования конфликтов между ними, а также средством достижения социального согласия.

Влияние бизнеса на социальную защищенность наемных работников уже не ограничивается рамками одного предприятия, организации, компании. На межстрановом уровне оно  становится более широким и разносторонним, особенно в плане решения проблем занятости, оплаты труда, обеспечения благоприятных его условий и охраны труда работников.

Все названные характеристики определяют новую традицию социально - ответственного

поведения работодателей.

           Идеология "каждый сам по себе" в цивилизованном, а значит, по умолчанию - социально ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня это одна из главных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

I. Официальные документы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов 

1. Абалкин Л.И. Судьба России:

связь времен. М.: Институт экономики  РАН, 2006.

2. Виханский О.С., Наумов А.И.

Менеджмент. - М.: Экономист, 2006.

3. Гуманистические ориентиры России. М.:

Институт экономики РАН, 2007.

4. Довдиенко И.В. Ипотека: Учебно-практическое

пособие. М., 2006.

III. Статьи из периодических изданий

1. Денин Н. Работник нужен предприятию, а предприятие - работнику. Человек и труд. - 2006. - № 11. - С.54-55.

2. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном

бизнесе. // Служба кадров. -2005. -№ 10. —  С. 9-13.

3. Козлова Л.А., Славнов

С.В. Принципы и приемы неденежной мотивации персонала кадрового  центра. //

Справочник по управлению персоналом. - 2005. -№ 3. - С. 95-102.

4. Озерникова Т. Профессионализм и трудовая мотивация. // Служба кадров. - 2005. - № 2. - С. 26-31.




Информация о работе Социальная ответсвенность бизнеса