Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание

Актуальность работы состоит в том, что в наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни нашей страны и республики, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные аспекты. Предметом нашей работы является процесс профессиональной ориентации и психологической, социальной поддержки безработных, объектом – сами безработные граждане.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Безработица в молодежной среде Казахстана: виды и формы, причины……………………………………………………………………...…...6
1.1 Понятие о безработице, ее виды и формы…………………………………..6
1.2 Причины безработицы в молодежной среде……………………………….10

Глава II. Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан……………………………………………………………………..….14
2.1 Государственная поддержка безработных в Республике Казахстан……..14
2.2 Пути преодоления молодежной безработицы……………………………..20
2.3 Социальная работа с молодыми безработными…………………………...22

Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………

Работа состоит из  1 файл

Мусабекова Сауле.docx

— 93.27 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.2 Причины безработицы в молодежной среде

Анализ причин безработицы  дают многие экономические школы:

1. Одно из самых ранних  объяснений  дано  в  труде   английского  экономиста-священника  Т.Мальтуса (конец 18 века) «Опыт   о  законе  народонаселения». Мальтус  заметил, что  безработицу   вызывают  демографические  причины,  в результате которых темпы   роста  народонаселения  превышают   темпы  роста  производства. Недостаток этой теории состоит  в  том,  что  она  не  может объяснить возникновение  безработицы в  высокоразвитых  странах  с  низкой рождаемостью.

2. Довольно тщательно  исследовал безработицу К.Маркс   в  «Капитале»  (вторая  половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растёт  масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного  работника.  Это приводит к относительному отстаиванию спроса на труд от  темпов накопления  капитала,  и  в  этом  кроется  причина  безработицы.   Такая   трактовка математически не вполне корректна, так как если  спрос  на  рабочую  силу растёт, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается,  несмотря  на то, что рост  капитала  происходит  ещё  более  высокими  темпами.  Маркс  допускал и другие причины, в частности,  цикличность развития  рыночного хозяйства,  что делает  её  постоянным  спутником   развития   рыночного хозяйства.

3.  Одну  из  причин  выделил  Кейнс.  Он  заметил,  что   по   мере   роста

   национального хозяйства   в  развитом  рыночном  хозяйстве   у  большинства населения не весь доход потребляется, определённая часть  превращается  в сбережения.  Чтобы  они  превратились  в  инвестиции   необходимо   иметь определённый    уровень    так    называемого    эффективного     спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал и,  как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растёт и даже может свёртываться, что приводит к безработице.

4. Интересна трактовка  безработицы видного  английского   экономиста  А.Пигу, который в  своей известной книге “Теория  безработицы” (1923 г.)  обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция.  Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие  экономисты  указывали,  что предпринимателю   выгоднее    заплатить    высокую    заработную    плату квалифицированному специалисту, способному  увеличить  стоимость  выпуска  продукции. За счет высокопроизводительного  труда  предприниматель  имеет возможность сократить рабочий персонал (действует  принцип:  лучше  взять одного на работу и хорошо  ему  заплатить,  чем  держать  5-6  человек  с  меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал  мнение,  что  всеобщее  сокращение  денежной  заработной  платы  способно

Стимулировать занятость. Но все же  эта  теория  не  может  дать  полного

 объяснения  источников  безработицы.  Да  и  статистика  не  подтверждает

 положение о  том,  что  армия    безработных всегда  пополняется за  счет

 работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.

Неотъемлемой частью жизни  каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к  работающему, степени сложности  и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие  и более отдаленные перспективы  индивида. Работа также задает некоторый  «социальный фон» жизни людей. Разнообразные  виды профессиональной деятельности отражают уровень развития общества, характер стоящих перед ним задач, а  оценка профессий в общественном сознании позволяет судить о степени  их «престижности». Она является существенным фактором в выборе профессии, учебного заведения, места предполагаемой работы, формировании чувства удовлетворенности  трудом.[7]. 
          Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу. 
Молодые люди, еще не имеющие профессии, также должны решать вопрос о выборе жизненного пути, приобретении специальности, поиске средств к существованию. Специфика их жизни (учеба, быт, потребление, общение) дает им сведения не столько о содержательном и производительном труде, сколько о его следствиях, обеспечивающих социальное положение индивида в обществе (материальная обеспеченность, уровень образования, престижность). 
          Задача выбора профессии и поиска места работы осложняется тем, что качественные характеристики образования современной российской молодежи часто не соответствуют характеру и содержанию труда. 
Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Например отмена распределения выпускников учебных заведений, как гарантия занятости по специальности, что ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющим опыт работы, где выпускник должен быть уметь доказать наличие у себя соответствующих знаний, умений и способностей, сою компетентность. 
Меняется престижность профессий у молодежи. Раньше на первых местах были космонавты, врачи, ученые. Сейчас популярными стали профессии предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста. 
В настоящее время степень участия молодежи на рынке труда зависит от политики, проводимой в сфере образования, от политики кадров на предприятиях, от степени развитости систем социального обеспечения, экономической конъюктуры. А что же лежит в основе молодежной безработицы? 
           Работа – та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин: 
• ростом общей численности безработных; 
• в связи с уже состоявшимся и предстоящим банкротством значительной части предприятий; 
• в связи с тем, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства.  
• отсутствием у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства; 
• рост числа безработных среди молодежи связан с несоответствием их профессиональной подготовки требованиям рынка труда и недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью; 
• при обследовании некоторых районов, было обнаружено, что подготовка кадров далеко не всегда соответствует объективно существующей потребности в кадрах и наличию рабочих мест ; 
• невостребованность молодых людей на рынке труда связана с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своей подготовке и высоко оплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы. 
           Безработным молодым людям, имеющим рабочие специальности, может быть предложена работа в первый же день обращения, тогда как трудоустройство молодежи, имеющей высшее и средне специальное образование, представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям, требующимся на рынке труда, например, плотник, газосварщик, водитель, продавец, сторож. В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу. 
Рассмотрим другие причины молодежной безработицы, где роль безработного является «социально-институализированным ролевым типом»: 
1) безработный, однако, не освобожден от социальных обязанностей и должен выполнять их независимо от финансовых и эмоциональных соображений; 
2) считается, что безработный сам ответственен за сою ситуацию и обязан найти из нее выход; 
3) безработный должен рассматривать свою ситуацию как нежелательную и временную и обязан найти работу любого типа и за любую плату; 
4) безработный, который не нашел работу считается ленивым, некомпетентным и «несколько не в себе»; 
5) статус постоянного безработного может быть получен только в случае очевидной нетрудоспособности, связанной с хроническим заболеванием, заброшенностью, деморализованностью. 
Таким образом, данные отношения и установки безработного также являются причиной его безработности. 
            Так у безработных – лиц, изменивших свой социальный статут в связи с потерей работы, а значит, и сменивших прежний образ жизни, низка мотивация к профессиональному совершенствованию и переподготовке. И проблема заключается в том, что данная мотивация отсутствует как внутренняя потребность личности, она не должна быть навязанной сверху директивой Службы занятости. Также молодые люди, потерявшие работу, дальше опасаются неудач при выборе новой профессии, падения уровни жизни своего и членов семьи. И такая неуверенность зачастую провоцирует отказ от предлагаемой нижеоплачиваемой работы.[8]. 
           Сегодня большая часть подростков и молодежи – будущих соискателей на рынке труда – психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научится хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ – миную общественно-значимую деятельность. 
Особое беспокойство вызывает уровень здоровья молодежи – как фактор, влияющий на безработицу. 
            Все менее привлекательной становится для выпускников школ работа в промышленности, строительстве, на транспорте. «Его Величество Рабочий класс» не престижен для современных юношей и девушек. 
Таким образом, причины молодежной безработицы состоят не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, к ее психологической неготовности, неправильной мотивации (не стимулирующие молодежь к творческой активности и инициативности к новым формам самоутверждения в труде).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Социальная поддержка безработных

 

2.1 Государственная поддержка безработных в Республике Казахстан

 

 

       В 2010 году в органы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 27441 безработных граждан, из них 4349 человек обратилось из числа малообеспеченных граждан или 16% от общего количества зарегистрированных безработных. Трудоустроено 26236 человек, из числа малообеспеченных - 779 человек, направлены на общественные работы 9347 человек, из числа малообеспеченных - 1728 человек, на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 4478 человек, из числа малообеспеченных - 454 человек, на социальные рабочие места 2544 человека, из числа малообеспеченных - 558 человек, в том числе 388 человек по «Дорожной карте», на молодежную практику 1852 человека, из числа малообеспеченных - 38 человек.

 По показателям безработицы среди молодежи лидируют Кызылординская (4187 человек или 42,3 % от общей численности зарегистрированных безработных по области), Атырауская (4357 человек или 33,1 %), Мангистауская (6681 человек или 36,8 %), Жамбылская (3154 человек или 32,5 %), Восточно - Казахстанская (11130 человек или 31,1 %), Южно - Казахстанская (5606 или 29,9 %), Карагандинская (5726 человек или 29,6 %) области.[9].

   В соответствии с планом мероприятий по совершенствованию системы занятости населения на 2008-2010 годы, утвержденного решением областного маслихата 12 декабря 2007 года № 5/27,  в области проводится комплексная работа, направленная  на снижение уровня безработицы и повышения занятости населения.          

Плановое задание по созданию рабочих  мест (18295) в 2009 году выполнено на 105,9% или введено 19367 новых рабочих  мест.         

Наибольшее число, 3323 рабочих мест, создано в сельском хозяйстве  и 3285 - в промышленности. В образовании  и здравоохранении введено 2553 мест, в торговле - 2050, в строительстве  и коммунальном хозяйстве -  2134, на транспорте и связи - 23 и в других видах - 5999 рабочих мест.       

Также, в рамках «Дорожной карты» создано 19847 рабочих мест.       

Реализация «Дорожной карты» в  целом позитивно повлияло на ситуацию на рынке труда и активизировала деятельность органов занятости.  С начала 2009 года в уполномоченные органы по вопросам занятости обратилось 36536безработных граждан, из них трудоустроено 33981 человек, в том числе по «Дорожной карте» 14015 человек.  Уровень трудоустройства составило 93,0% против 91,7% в прошлом году.      

Успешная реализация «Дорожной  карты» в области, привело к снижению общего уровня безработицы в регионе. До стартового начала «Дорожной карты» общий уровень безработицы составляла 6,8 %, по итогам третьего квартала он снизился до 6,3%.         

В рамках «Дорожной карты» по 4 инвестиционным направлениям трудоустроено 19847 человек.         

Трудоустройству населения из числа  целевых групп содействовали  социальные рабочие места. В 2009 году было запланировано в области  создать 345 социальных рабочих мест. Плановое задание выполнено на 117,1% и создано 404социальных рабочих мест.        

В рамках «Дорожной карты» расширена  программа по созданию социальных рабочих  мест. Для этой цели из средств республиканского бюджета дополнительно было выделено 532 млн.тенге на 5911 социальных рабочих мест. Это позволило в 2009 году максимально оказать социальную поддержку и создать временную занятость таким категориям лиц, которые наиболее испытывают трудности в трудоустройстве. Так в рамках «Дорожной карты» социальными рабочими местами были обеспечены 7673 человека из целевых групп населения (130% к плану).        

В 2009 году расширены и сферы отраслей, задействованных в эту программу, а также увеличен размер компенсации  отчисляемых работодателю до 15 тыс.тенге  при продолжительности работ  до 6 месяцев. Количество заключенных  договоров с предприятиями и  организациями на создание социальных рабочих мест достигло 1125. Средняя заработная плата на одного участника социальных рабочих мест составила 26560 тенге в месяц.         

Выделенные средства на социальные рабочие места были освоены полностью. Количество трудоустроенных безработных  на постоянную работу по окончанию  срока работ достигло 4355 человек.          

Кроме того, в рамках «Дорожной  карты» в текущем году впервые  внедрена программа «Молодежная  практика», которая является дополнительной мерой социальной защиты к уже  запланированным ранее формам. Для  чего из средств республиканского бюджета  выделено 196 млн.тенге. Фактическое количество направленных на  молодежную практику составило 2922 человека или 134%, при запланированных 2177 человек. Для этих целей были заключены договора с 1043предприятиями и организациями, независимо от формы их  собственности. Из числа участников 1016 молодых специалистов были трудоустроены на постоянные рабочие места.[10].         

Ежегодно в области возрастает значение общественных работ, обеспечивающих временную занятость безработных  граждан и поддержку социально  незащищенных  групп населения в период поиска работы.                     Общественные работы позволяют осуществить мероприятия по улучшению экологической обстановки и местной инфраструктуры,  ремонту общественных сооружений, выполнению прочих социально значимых программ. На общественных работах оплачиваемых с бюджета ежегодно участвуют более 10 тыс. человек из числа зарегистрированных безработных. В 2009 году по 49 видам общественных работ направлено 10875 безработных граждан.

          В области успешно развивается партнерство уполномоченных органов  и неправительственных организации в части организации социально- ориентированных видов общественных работ.     

 С начала 2009 года по договорам  с 65 неправительственными организациями,  в специализированных видах общественных  работ  было задействовано 1227 безработных граждан. Преимущественно это люди с образованием, которые не могут найти работу из-за предпенсионного возраста, либо молодежь, не имеющая опыта работы.

       Безработные граждане, участвующие на общественных работах через неправительственные организации, особенно молодежь, активно принимают участие в организации различных культурных, спортивных, экологических мероприятий, а также пропагандирующих здоровый образ жизни и т.д.        

Одним  из  мер  содействия  трудоустройству являются ярмарки вакансии. С начала 2009 года проведено 24 ярмарок вакансий, в результате, которых было трудоустроено 1860 человек, 302 человека направлены на общественные работы, 652человека на профподготовку, 369 человек на социальные рабочие места, 152 человека на молодежную практику.         

Количество  зарегистрированных  безработных  граждан  на  1 января  2010  года  составило  2326  человек.  Уровень  фиксированной  безработицы остался на уровне прошлого года и составил  0,3%.

        Социальные гарантии - это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице. 
           Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН “Об экономических, социальных и культурных правах” 1966г. (Международное право в документах. М., 1982. С. 308-317) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь  таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

       Закон РК “О занятости населения” предусматривает следующие виды социальной защиты таким гражданам:

  • содействие в трудоустройстве;
  • профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;
  • оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
  • оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

Информация о работе Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан