Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание

Актуальность работы состоит в том, что в наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни нашей страны и республики, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные аспекты. Предметом нашей работы является процесс профессиональной ориентации и психологической, социальной поддержки безработных, объектом – сами безработные граждане.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Безработица в молодежной среде Казахстана: виды и формы, причины……………………………………………………………………...…...6
1.1 Понятие о безработице, ее виды и формы…………………………………..6
1.2 Причины безработицы в молодежной среде……………………………….10

Глава II. Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан……………………………………………………………………..….14
2.1 Государственная поддержка безработных в Республике Казахстан……..14
2.2 Пути преодоления молодежной безработицы……………………………..20
2.3 Социальная работа с молодыми безработными…………………………...22

Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………

Работа состоит из  1 файл

Мусабекова Сауле.docx

— 93.27 Кб (Скачать документ)

 

     Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями. 
         Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве. 
         Безработные граждане, предпринимающие поиск работы, регистрируются по месту жительства в уполномоченном органе. 
Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа. 
Уполномоченным органом ведется региональная база данных граждан, обратившихся в поисках работы, и безработных.      
         Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:

  • письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
  • неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;
  • неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;
  • самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;
  • нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа;
  • осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;
  • назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      При этом безработные обязаны:

  • соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;
  • обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;
  • своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:  
  • перемену места жительства;  
  • трудоустройство на постоянную работу, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;  
  • занятие предпринимательской деятельностью;  
  • учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
  • установление или изменение группы инвалидности;  
  • назначение пенсии и получение иных доходов.

      В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 
Уполномоченный орган по вопросам занятости предоставляет безработному подходящую работу. 
         Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом. 
          Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований законодательства о труде. 
         Организация оплачиваемых общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки виды временной трудовой деятельности незанятого населения.

        Государственная услуга по психологической поддержке безработных граждан направлена на:

  • повышение мотивации безработного гражданина к труду,
  • активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству,
  • сокращение сроков поиска работы и трудоустройства,
  • полное разрешение или снижение актуальности психологических     проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации,
  • повышение адаптации к существующим условиям,
  • реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Данная государственная услуга предоставляется при наличии  одного из следующих оснований:

  1. Личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан по форме;
  2. Предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным гражданином, по форме.[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.2 Пути преодоления молодежной безработицы

 

        Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта. Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? 
         Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. 
         Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий. Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости.  
          Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится. Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. 
Как сказал президент  Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет». 
Решением проблем безработицы в рыночной экономике  занимается государство, регулирующее  отношения на рынке труда с помощью законодательных, организационных и экономических мер.[12].

        Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.

        Прямой - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности. 

     Косвенный - это административное или  законодательное регулирование занятости, что значит:

1. Обеспечение правовой  защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных  форм занятости.

3. Развитие системы страхования  от безработицы: 

-повышение доли отчислений  в фонд занятости, что позволит  стимулировать структурную перестройку  предприятий; 

-использование страховых  принципов, когда наряду с работодателем  в формировании участвует и  сам работник; 

-финансирование государством  специальных программ помощи  конкретным социальным группам  на рынке труда - попавшим под  сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.; 

-адаптация безработных  к изменившимся требованиям рынка  через систему профессиональной  подготовки при максимальном  учете имеющейся  базовой квалификации;  

-упрощение процедуры  регистрации безработных в службах  занятости.

4. Усиление гарантий в  сфере оплаты труда и решение  проблемы неплатежей заработной  платы.

5. Создание действенной  системы защиты наемных работников  через механизм социального партнерства.  

 Система социального  партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев- выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2.3 Социальная работа с молодыми безработными

 

       Безработица – наиболее острая проблема нашего общества. Ее последствия отрицательно влияют на всех его членов, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье.

Вывод человека из кризисной  ситуации, его реализация, достойная  жизнь в обществе лежит в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым и сложным для него жизненным условиям, поддерживает социальный работник. Он выступает как посредник  между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и  человеком.[14].

          Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные способы его существования. Обратной реакцией человека, который не получает достойных гарантий в стабильности рабочего места, выплате заработной платы является отчуждение, асоциальное поведение, психологический кризис. При таком взаимодействии страдают обе стороны: и человек и государство. Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека.

         Помощь социального работника может быть прямой и опосредованной: прямая направлена непосредственно на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний. Опосредованная помощь предоставляется через работу в социальном окружении безработного (семья, друзья, родственники), через различные государственные фонды и организации.

         Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. Граждане имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник — консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Так же проводится профессиональное консультирование. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными

работодателями.

         Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем.

         Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.

         Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.

Информация о работе Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан