Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание

Актуальность работы состоит в том, что в наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни нашей страны и республики, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные аспекты. Предметом нашей работы является процесс профессиональной ориентации и психологической, социальной поддержки безработных, объектом – сами безработные граждане.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Безработица в молодежной среде Казахстана: виды и формы, причины……………………………………………………………………...…...6
1.1 Понятие о безработице, ее виды и формы…………………………………..6
1.2 Причины безработицы в молодежной среде……………………………….10

Глава II. Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан……………………………………………………………………..….14
2.1 Государственная поддержка безработных в Республике Казахстан……..14
2.2 Пути преодоления молодежной безработицы……………………………..20
2.3 Социальная работа с молодыми безработными…………………………...22

Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………

Работа состоит из  1 файл

Мусабекова Сауле.docx

— 93.27 Кб (Скачать документ)

          Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных     мероприятий,    способствующих      сокращению    возможности безработицы.

          Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.

        Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.[15].

         Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макро уровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микроуровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных  явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее  проблемы занятости населения, но и  появились новые, связанные с  изменением потребностей предприятий  в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой  безработицы, отсутствием надлежащего  учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда  и усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы.  
          Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности функционирования и развития рыночных отношений страны.  
           Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

       Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

1. Во-первых, государство должно  позаботиться о создании атмосферы  социальной стабильности и защищенности  для рассматриваемого слоя населения  (ведь молодежь - это будущее нации):

· пересмотреть и доработать законодательную  базу;

· откорректировать политику в области  трудоустройства;

· найти возможности дополнительного  финансирования государственных программ и мероприятий в направлении  занятости;

· разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения  регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную  администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

2. Во-вторых, органы местной администрации  должны активно следить за  положением на рынке труда  своего региона:

· способствовать созданию необходимого количества государственных  и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической  помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

· следить за деятельностью государственных  служб занятости и городской  биржи труда, оказывая необходимую  финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и  организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

· формировать государственный  заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям  времени и условиям сложившегося рынка труда;

· обеспечить тесную взаимосвязь в  системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

· стимулировать предприятия и  частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при  формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда  и кадровых агентств консультационно-разъяснительные  семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности  молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

3. В-третьих, необходима перестройка  в образовательной деятельности  современных учебных заведений,  сегодняшний вуз должен выпускать  качественно иного специалиста:

· выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для  этого необходимо ввести в любое  высшее учебное заведение специальную  дисциплину/курс - "Планирование профессиональной карьеры");

· выпускник должен быть уверен в  востребованности своих знаний (специальности  должны подбираться не только с целью  коммерческой выгоды на сегодняшний  день, но и с учетом перспективных  тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

· вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными  агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия  хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться - в единстве наша сила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Национальное Статистическое Агентство.
  2. Газеты «Караван», «The Globe», «Панорама», «Ковчег», «Новое поколение».
  3. Социальная работа. Словарь-справочник. – м., 2000.
  4. Социальная работа: теория и практика. Уч.пособие. – М., 2004.
  5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов.
  6. Социальная работа./ Под ред. В.И. Курбатова.- Ростов-н/Д., 1999.
  7. Технология социальной работы./ Под ред. И.Г. Зейнышева. – М. 2002.
  8. Технология социальной работы. Учебник./ Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2001.
  9. www.statistika.kz
  10. Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан.
  11. Агафонов А.Н. Формирование казахстанской модели социальной защиты населения.// Материалы республ. н.-практич. конференции «Актуальные проблемы теории и практики социальной защиты населения в условиях трансформируемого общества». – 2003.
  12. Социальная энциклопедия./ Гл.ред. А.П. Горкин. – М., 2000.
  13. Социальная работа с молодежью: С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова — Санкт-Петербург, Гардарики, 2006 г.- 208 с
  14. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости молодежи./Социс. № 2. 2004 г.
  15. Н.А. Назарбаев «Казахстан-2030», Алматы, 1996г.
  16. Социология молодежи: Учебник/Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СП.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460.
  17. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. – М., 2003.
  18. В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576.
  19. Холостова Е.И. Социальная работа: Уч.пособие. – М., 2004
  20. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М., 1994.
  21. Методика и технология социального педагога. / Под ред. М.А. Галазуковой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

         Согласно стандартам МОТ, лица которые не имели занятия, активно его искали и были готовы приступить классифицируются безработными. По материалам выборочного обследования занятости населения, в IV квартале 2008 года численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек, или на 18,7 тыс. человек (на 3,5%) больше, чем в предыдущем квартале. Уровень безработицы сложился в 6,6% (в III квартале 2008г. - 6,4%). Официально зарегистрированы в органах занятости МТСЗН в качестве безработных на конец декабря 2008г. 48,4 тыс. человек (0,6% от экономически активного населения). 
В феврале 2009 года, по оценке, численность безработных составила 598,5 тыс. человек, уровень безработицы - 7,1%, официально зарегистрированы в органах занятости МТСЗН - 66,5 тыс. человек (0,8% от экономически активного населения). 

Таблица №1

Основные индикаторы рынка  труда (оценка) 
 
 
          Вместе с тем, при сокращении производства, практикуется неполная занятость работников на рынке труда, поэтому необходимо отслеживать скрытую безработицу. По оценке, в феврале 2009 года уровень скрытой безработицы составил 1,9% от экономически активного населения. 
Скрытая безработица (вынужденная неполная занятость) - показывает какое количество работников занято в режиме сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня, а также находится в административных отпусках без сохранения заработной платы или с частичной оплатой труда. 
Уровень скрытой безработицы - доля не полностью (частично) занятых и находящихся в вынужденных отпусках работников в экономически активном населении, измеренная в процентах. 
О движении рабочей силы на крупных и средних предприятиях Казахстана 
В период кризисной ситуации в экономике страны, показатели движения рабочей силы являются одними из важных составляющих, характеризующих изменения на рынке труда. 
Согласно данным оперативного Мониторинга, на крупные и средние предприятия и организации в феврале т.г. были приняты 58,3 тыс. человек (2,0% от списочной численности работников в среднем за месяц), выбыло по различным причинам - 60,9 тыс. человек (2,1%). Среди выбывших работников, уволившиеся по собственному желанию составляют 74,7%, в связи с сокращением численности персонала - 5,7%, по другим причинам - 19,6%. 

Таблица №2

 
 
 
          Оценка интенсивности движения рабочей силы проводится через относительные показатели. В феврале месяце т.г. коэффициент оборота по приему составил 2,0%, оборота по увольнению - 2,1%, текучести кадров - 1,6%. Из числа работников, уволенных за февраль т.г. 95,7% замещены вновь принятыми кадрами.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3

 

Безработное население 

     
             

тысяч человек

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Республика Казахстан

780,3

690,7

672,1

658,8

640,7

625,4

597,2

557,8

554,5

496,5

Уровень безработицы

     
               

в процентах

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Республика Казахстан

10,4

9,3

8,8

8,4

8,1

7,8

7,3

6,6

6,6

5,8

      Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15-24 лет)

     
               

в процентах

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Республика Казахстан

19,1

17,3

14,5

14,3

13,4

12,1

9,4

7,4

6,7

5,2


Таблица №4

Самостоятельно занятое  население по возрасту

               

человек

 

Всего

в том числе в возрасте, лет

Справочно

15

16-24

25-54

55-64

65  
и старше

в трудоспо-собном возросте

старше тру- 
доспособ-ного 
возраста

 

Все население 

2006 год 

2 626 851

20 021

583 691

1 749 306

194 728

79 105

2 483 487

123 343

2007 год 

2 657 640

11 621

571 152

1 790 310

209 691

74 866

2 524 524

121 495

2008 год 

2 657 762

13 833

528 800

1 794 447

236 380

84 302

2 504 666

139 263

2009 год 

2 664 610

16 130

512 032

1 821 070

245 612

69 766

2 519 653

128 827

2010 год 

2 704 751

15 486

514 409

1 873 380

252 346

49 130

2 583 350

105 915

 

Городское население 

2006 год 

868 984

6 209

168 523

603 371

66 731

24 150

825 572

37 203

2007 год 

757 701

2 032

122 658

562 541

55 958

14 512

730 538

25 131

2008 год 

748 552

1 213

109 797

553 678

63 181

20 683

711 802

35 537

2009 год 

767 282

2 832

106 837

572 162

70 560

14 891

731 571

32 879

2010 год 

796 667

3 484

108 193

599 303

76 804

8 883

769 167

24 016

 

Сельское население 

2006 год 

1 757 867

13 812

415 168

1 145 935

127 997

54 955

1 657 915

86 140

2007 год 

1 899 939

9 589

448 494

1 227 769

153 733

60 354

1 793 986

96 364

2008 год 

1 909 210

12 620

419 003

1 240 769

173 199

63 619

1 792 864

103 726

2009 год 

1 897 328

13 298

405 195

1 248 908

175 052

54 875

1 788 082

95 948

2010 год 

1 908 084

12 002

406 216

1 274 077

175 542

40 247

1 814 183

81 899

Информация о работе Социальная поддержка безработных в Республике Казахстан