Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

В работе определяется понятие бедности, рассматриваются ее причины и последствия, сравниваются социальные политики в странах ЕС, изучаются особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия…………………………………………………………………..4

ГЛАВА 2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах ЕС…………………………………………………………………..16

ГЛАВА 3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

    Подавляющие большинство известных границ бедности представлено обобщающими денежными  показателями, такими как минимально допустимый семейный доход либо минимальная сумма потребительских расходов.

    По  характеру используемой информации методы установления черты бедности можно условно разделить на три группы:

    • нормативные, опирающиеся на рекомендации экспертов (в частности, диетологов);
    • бихевиористские, базирующиеся на фактическом различии в составе потребления семей с разным уровнем жизни;
    • социологические, позволяющие получить границу бедности путём обработки результатов опроса общественного мнения. [1]

    Выбор метода и комбинации методов построения границы бедности зависит от поставленной цели. Научное исследование или разработка прогнозов допускает более широкое толкование бедности (относительные и комбинированные подходы), чем определение ее официальной границы, которая дает право на получение материальной помощи (преимущественно абсолютные подходы в странах с переходной экономикой).

    На  основании предложенной классификации и таких факторов, как состояние экономики, средний уровень жизни населения, менталитет, а так же с использованием других методик исследования разные страны определяют границу бедности и условия ее пересмотра.

    В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

    Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Потребности значительно дифференцируются в зависимости от пола и возраста потребителей, характера их занятий, места проживания, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ и услуг. Поэтому минимальный потребительский бюджет рассчитывается не абстрактного человека или семью, а на конкретные потребительские единицы, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения (семья из четырех человек; мужчина трудоспособного возраста; женщина трудоспособного возраста; молодая семья с одним ребёнком; пенсионеры, студенты, дети различного возраста). В качестве минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения принимается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек.

    Основой натурально-вещественной структуры  минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. При формировании потребительской корзины используется принцип ее репрезентативности, т.е. включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:

    • питание;
    • одежда, белье, обувь;
    • лекарства, предметы санитарии и гигиены;
    • мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
    • жилье и коммунальные услуги;
    • культурно-просветительные мероприятия и отдых;
    • бытовые услуги, транспорт, связь;
    • содержание детей в дошкольных учреждениях;
    • обязательные взносы и платежи.

    В международной  практике при формировании минимума материальной обеспеченности используются различные методы:

    • статистический (минимальный бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10-20%  самых малоимущих граждан страны);
    • нормативный (на основе определения минимальных общественно необходимых норм потребления материальных благ и услуг);
    • комбинированный, или нормативно-статистический (питание определяется по нормативам, а остальное – по доле в общих расходах);
    • метод самооценки (на основе данных специальных исследований и опросов населения о необходимом минимальном доходе);
    • субъективный (по экспертной оценке респондентов);
    • ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить минимальную потребительскую корзину). [1]

    Для стоимостной оценки потребительских  корзин используются средние цены на товары и услуги с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке. В случае отсутствия товара в каком-либо виде торговли учитываются цены, по которым его можно приобрести в альтернативных видах торговли.

Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста  потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной экономики установление критериев и норм социальной защиты в тесной привязке к минимальному потребительскому бюджету весьма проблематично и не реально, поскольку государство не располагает для этого необходимыми экономическими возможностями. Низким экономическим возможностям государства больше соответствует такой норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – это такой минимальный набор материальных благ и услуг, который необходим для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.  Прожиточный минимум выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум представляет собой минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни. Помимо удовлетворения минимальных физиологических потребностей, он включает затраты на минимальные материальные и духовные запросы: расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств. Физиологический минимум включает в себя затраты на продукты, необходимые для удовлетворения главные физиологических потребностей. Это стоимостная оценка натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий. [4]

Бюджет  прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). [3]

Прожиточный минимум в большей степени, чем  минимальный потребительский бюджет, ориентирован не на средние научно обоснованные нормы потребления, а на его низший (физиологический) уровень, что нашло отражение в некотором сокращении набора товаров и услуг по товарным группам и количеству товаров-представителей в каждой группе.

Несмотря  на усовершенствование методики определения  бюджета прожиточного минимума, при  его исчислении возникают определенные проблемы:

1. В  составе прожиточного минимума  сложно адекватно оценить потребление  предметов длительного пользования:  квартир, дачных построек и т.д.

2. При формировании бюджетов прожиточного минимума не учитываются различия в потреблении у городских и сельских жителей, а именно: различные пищевые предпочтения, особенности быта.

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят:

  • экономические (низкая производительность труда, низкая заработная платы и высокая ее дифференциация, безработица, неконкурентоспособность ряда отраслей, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест, неквалифицированного или малоквалифицированного труда, сохранение высокой доли убыточных предприятий );
  • социально-медицинские (инвалидность, старость, плохое здоровье, высокий уровень заболеваемости, маргинализация, а также детская безнадзорность и беспризорность, которые могут быть отнесены и к проявлениям бедности);
  • демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
  • социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий и соотношений минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом );
  • образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация «невостребованности» предлагаемых образования и квалификации спросу на региональном рынке труда );
  • политические (военные конфликты, вынужденная миграция);
  • регионально-географические (неравномерное развитие регионов). [5, с.10]

      Проблема  бедности неразрывно связана с проблемой  неравномерного распределения доходов  между людьми. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (Рисунок 1.), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. 

        
 

      Рисунок 1. Кривая Лоренца 

      Кривая  Лоренца демонстрирует фактическое  распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

      Для характеристики распределения совокупного  дохода между группами населения  применяется индекс концентрации доходов  населения (коэффициент Джини). Чем  больше этот коэффициент, тем сильнее  неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Самыми  опасными и губительными для существования  любого современного государства являются следующие последствия бедности:

  • бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были "горючим" материалом социальных переворотов и стремились "грабить награбленное".
  • бедность отрицательно сказывается на человеке, не позволяя реализовывать свои способности. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична "наследуемая" бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком. Смирение с недостатком средств к существованию прививается детям в семьях с рождения. Вырастая в атмосфере бедности, они не представляют себе иного образа жизни.
  • живущие в странах "третьего мира" бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, лишая работоспособное население возможности трудиться.

Информация о работе Социальная политика