Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа
В работе определяется понятие бедности, рассматриваются ее причины и последствия, сравниваются социальные политики в странах ЕС, изучаются особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах ЕС…………………………………………………………………..16
ГЛАВА 3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………..38
В результате реализации Указа Президента Республики Беларусь № 458 численность получателей государственной адресной социальной помощи увеличится. Возрастут и бюджетные расходы на этот вид государственной поддержки граждан. По оценке, в 2010 году адресную помощь получат около 308 тыс. человек на общую сумму более 97 млрд. руб. Таким образом, будут обеспечены дополнительные гарантии гражданам, нуждающимся в поддержке государства.
В Беларуси действует и развивается широкая система бесплатных и общедоступных социальных услуг. В сферах образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, бытового, транспортного обслуживания, физкультуры, спорта и других внедрены 44 государственных стандарта. Это играет весомую роль в повышении качества жизни населения. Одновременно государство оказывает активную помощь тем лицам, которые по объективным причинам – низкие заработки, потеря работы, высокая иждивенческая нагрузка, инвалидность, длительная нетрудоспособность и т.п. – не могут обеспечить приемлемый уровень личного и семейного дохода.
На
поддержание доходов
В отличие от большинства бывших советских республик, которые ввиду трудностей переходной экономики свернули часть программ государственной социальной поддержки, в Республике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие ее виды, но и введен ряд новых.
В стране сложилась разветвленная система семейных пособий: в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и после трех лет, за ребенком-инвалидом, по беременности и др. Всего такими пособиями охвачено порядка 560 тыс. семей, или 25% от их общего числа.
Важными формами социальной поддержки нуждающихся семей являются обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни, а также школьников и учащихся ПТУ, бесплатное и льготное содержание детей в дошкольных учреждениях.
В республике получила развитие система льготных жилищных кредитов. При этом государство оказывает помощь в погашении кредиторской задолженности многодетным семьям, а также молодым семьям при рождении детей.
Активно развивается сфера социального обслуживания нуждающихся граждан – одиноких лиц пожилого возраста, инвалидов, многодетных, неполных семей и др. Во всех административных районах страны функционируют территориальные центры социального обслуживания, оказывающие гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты комплекс социальных услуг. На учете в центрах состоит около 350 тыс. семей, всего – более 1,6 млн. человек.
В
республике действует 71 стационарное
учреждение социального обслуживания
– дома-интернаты для
Осуществляется также комплекс мер по социальной защите и реабилитации уязвимых слоев населения в рамках реализации целевых социальных программ: Национальной программы демографической безопасности; президентской программы «Дети Беларуси»; Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн; Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста; Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов и др.
Следует
отметить, что до недавнего времени
преобладающая часть государственной
социальной поддержки основывалась на
категориальном принципе, т.е. принадлежности
лиц или семей к определенной категории
(например, ветеран, одинокий гражданин
пожилого возраста, инвалид, многодетная
семья и т.п.). В последние же годы сделан
акцент на развитии адресных видов
помощи, для предоставления которых учитывается
уровень дохода, нуждаемость семьи, гражданина
(Рисунок 3).
Рисунок
3. Основные виды государственной социальной
поддержки
В целях усиления адресности предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам и нивелирования для малообеспеченных слоев населения последствий оптимизации системы социальных льгот 14 декабря 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 638. В соответствии с ним критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия был увеличен до 100% бюджета прожиточного минимума, а в виде единовременного социального пособия – до 120%.
По оперативным данным, на 1 сентября 2009 г. государственная адресная социальная помощь назначена 135,8 тыс. граждан на общую сумму 25,9 млрд. руб. В целом по республике средний размер ежемесячного социального пособия составил 63,7 тыс. руб. в месяц на одного человека (170,8 тыс. руб. на семью), единовременного социального пособия – 179,3 тыс. руб. (340,6 тыс. руб. на семью).Всего, начиная с 2001 года, государственная адресная социальная помощь оказана более 950 тыс. человек на общую сумму около 100 млрд. руб.
Основные получатели адресной помощи – неполные и многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей. Это те семьи, которые в наибольшей степени подвержены риску бедности. Их доля была всегда высока, сейчас она составляет 60% от общего числа получателей.
Все
это характеризует
Динамичный рост доходов населения в последние годы позволил резко уменьшить масштабы малообеспеченности в республике, а адресные социальные программы – поддержать положительную тенденцию и в текущем году, несмотря на снижение темпов роста реальных доходов населения: со 113,9% в январе–июле 2008 г. до 103,5% в соответствующем периоде текущего года.
За период с 2000 по 2008 год удельный вес малообеспеченного населения в Беларуси сократился с 41,9 до 6,1%. При этом среди сельских жителей малообеспеченных традиционно больше, чем среди горожан (в 2008 году – 9,7% и 4,4% соответственно).Уровень малообеспеченности домашних хозяйств в 2008 году составил 4,2% (в 2000-м – 35,7%). В первом полугодии 2009 года он снизился до 4%. (Рисунок 4.)
Наиболее подверженными
риску бедности в нашей стране являются
семьи с детьми. Уровень малообеспеченности
среди них в 2008 году составил 8,6%, в том числе
среди семей с одним ребенком – 4,9%, с двумя
детьми – 11,2%, с тремя и более – 32,8%.
Рисунок 4. Удельный вес малообеспеченного населения Республики Беларусь (в % от численности населения)
Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии (2010-2015 гг.) - дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Предусматривается
повышение реальных располагаемых
денежных доходов населения в 2015 году к
уровню
2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения
роста:
• ВВП – 162–168%;
• производительности труда – 163–168%;
• объемов промышленного производства – 154–160%;
• сельского хозяйства – 139–145%;
• услуг – 196–203%;
• удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 21% в 2015 году;
• инвестиций в основной капитал за пятилетие – 190–197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.
Реализация поставленной цели потребует концентрации ресурсов на следующих приоритетных направлениях:
• развитие человеческого потенциала;
• предпринимательство и инициатива;
• инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
• рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
• устойчивое развитие регионов;
• качественное и доступное жилье;
• эффективный агропромышленный комплекс.
В развитии человеческого потенциала важнейшую роль играет проводимая государством социальная политика. Основная ее цель в новом пятилетии – повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Основными задачами в социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда. Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Продолжится рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. С целью поступательного роста заработной платы предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.
Планируется обеспечить за пятилетие рост реального размера пенсий по возрасту в 1,8–1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.
Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8–1,9 раза) обусловлены в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах.
Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от места его жительства. Предусматривается, что медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран. Реализация политики в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году). [12]
Что касается пенсионного обеспечения, то по данным Министерства труда и социальной защиты среднемесячная трудовая пенсия по возрасту за 2009 год увеличилась на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. И составила 415,9 тыс. рублей. Однако реальный размер пенсий по возрасту в 2009 г. За счет роста потребительских цен (10,1%) по отношению к аналогичному периоду 2008 г. Составил 98,7 % и всего на 60% превысил бюджет прожиточного минимума. [14] Средняя ожидаемая продожительность жизни населения в Республике Беларусь равна 76-ти годам для женщин и 65-ти годам для мужчин, т.е. женщины живут на 11 лет дольше, чем мужчины, хотя пенсионный возраст для женщин наступает на 5 лет раньше. Таким образом, мужчины проводят на заслуженном отдыхе около 5-ти лет, а женщины – 21 год.