Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа
В работе определяется понятие бедности, рассматриваются ее причины и последствия, сравниваются социальные политики в странах ЕС, изучаются особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах ЕС…………………………………………………………………..16
ГЛАВА 3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………..38
Скандинавская модель: Швеция.
Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель государства благосостояния». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности.
Отличительная черта скандинавской модели - широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов.
Основополагающий принцип шведской модели – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.
Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. [7,с.74-75]
Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.
Из
вышесказанного можно сделать вывод,
что у каждой социальной системы в Европе
есть три главные цели – это страхование
от общественных рисков, помощь неимущим
и перераспределение доходов.
Глава 3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам, что породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем.
В нашей стране кроме категории «бедность» используется понятие «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов. По данным Министерства труда и социальной защиты, среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек с 1 августа составляет 448 520 рублей. Норматив установлен в ценах июня 2010 года на период с 1 августа по 31 октября 2010 года. Среднедушевой минимальный потребительский бюджет составляет для:
Среднедушевой минимальный потребительский
бюджет семьи из четырех человек служит
основой для определения права граждан
на получение льготных кредитов и субсидий
на строительство (реконструкцию) или
приобретение жилых помещений.
Новый минимальный потребительский бюджет
семьи из четырех человек увеличился на
7 920 рублей на человека. Это обусловлено
ростом цен на продовольственные и промышленные
товары, а также тарифов на услуги, которые
входят в потребительские корзины.
Основные статьи расходов среднедушевого
минимального потребительского бюджета
семьи из четырех человек в ценах сентября
2010 года следующие:
Наличие бедности обусловлено нарастанием кризисных явлений в экономике, низким эффектом экономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности в результатах труда у большинства работающих, сокращением экономического потенциала страны.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в 2009 году доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 3,7%, в городах и поселках городского типа – 2,9%, в сельских населенных пунктах – 5,7%, в 2008 году, соответственно, 4,2%, 3,3% и 5,9%.
Структура малообеспеченных домашних хозяйств в 2009 году представлена на диаграмме (Рисунок 2.):
Рисунок 2. Структура
малообеспеченных домашних хозяйств в
2009 г. (в процентах)
В 2009 году
потребительские расходы в
В структуре
потребительских расходов домашних
хозяйств снизилась доля расходов на
покупку продуктов питания и
непродовольственных товаров и
возросла доля расходов на оплату услуг,
о чем свидетельствуют
|
Таблица
1. Структура потребительских
Увеличение удельного веса расходов на оплату услуг в общем объеме потребительских расходов связано с увеличением доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 7% в 2008 году до 7,7% в 2009 году, на оплату бытовых услуг, соответственно, с 2,4% до 3,2%.
Целенаправленная
государственная политика по повышению
уровня жизни населения позволила увеличить
реальные денежные доходы населения за
текущее пятилетие в
1,75 раза. Реальная заработная плата возросла
на 59%, реальная пенсия по возрасту – на
58%. Значительно уменьшилась численность
малообеспеченного населения – с 12,7% в
2005 году до 5,4% в 2010 году. Регистрируемая
безработица удерживается в социально
допустимых пределах – 0,8–0,9% к экономически
активному населению. Замедлились темпы
сокращения численности населения. Ожидаемая
продолжительность жизни увеличилась
с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010-м. Уровень
младенческой смертности по сравнению
с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является
самым низким среди стран СНГ.
В
результате, по последним данным Программы
развития ООН, по обобщающему показателю
уровня социально-экономического развития
стран – индексу развития человеческого
потенциала – Беларусь заняла 68-е место
среди 182 государств, опередив все страны
СНГ, и вошла в группу стран с высоким уровнем
развития человеческого потенциала. [13]
Социальная поддержка населения является неотъемлемой частью социальной политики белорусского государства. Она направлена на поддержание доходов нуждающихся на минимально гарантированном уровне, содействие в решении их трудных жизненных проблем, минимизацию малообеспеченности среди населения. Эта система включает в себя выплату социальных пособий, оказание натуральной помощи, предоставление отдельных льгот, социальных услуг и др.
Начиная с 2001 года в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи. Подобный подход, основанный на критерии нуждаемости, используется и при оказании других форм адресной поддержки населения, таких, например, как безналичные жилищные субсидии, пособия на детей старше трех лет, предоставление бесплатного питания детям первых двух лет жизни.
Развитие и совершенствование механизмов предоставления адресной социальной помощи в нашей стране осуществляются по таким основным направлениям, как:
На протяжении периода функционирования государственной адресной социальной помощи осуществлен ряд важных изменений.
В целях усиления адресности предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам и нивелирования для малообеспеченных слоев населения последствий оптимизации системы социальных льгот 14 декабря 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 638.
Об
эффективности указанных мер
свидетельствуют рост числа получателей
социальной помощи и увеличение охвата
адресными социальными
За период с 2000 по 2008 год удельный вес малообеспеченного населения в Беларуси сократился с 41,9 до 6,1%.
Новым шагом в развитии системы государственной адресной социальной помощи является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи». Новым документом предусмотрен ряд существенных изменений: