Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

В работе определяется понятие бедности, рассматриваются ее причины и последствия, сравниваются социальные политики в странах ЕС, изучаются особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия…………………………………………………………………..4

ГЛАВА 2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах ЕС…………………………………………………………………..16

ГЛАВА 3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Скандинавская модель: Швеция.

Наиболее  лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель государства благосостояния». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности.

     Отличительная черта скандинавской модели - широкий  охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые  требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов.

     Основополагающий  принцип шведской модели – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным  для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.

     Наконец, необходимым элементом в такой  системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения  социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна  подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. [7,с.74-75]

     Приоритетной  целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что у каждой социальной системы в Европе есть три главные цели – это страхование от общественных рисков, помощь неимущим и перераспределение доходов. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.

     В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам, что породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем.

В нашей  стране кроме категории «бедность» используется понятие «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными.  Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов. По данным Министерства труда и социальной защиты, среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек с 1 августа составляет 448 520 рублей. Норматив установлен в ценах июня 2010 года на период с 1 августа по 31 октября 2010 года. Среднедушевой минимальный потребительский бюджет составляет для:

  • семьи из 4-х человек — 448 520 рублей
  • молодой семьи с одним ребенком — 463 860 рублей
  • трудоспособного населения — 565 170 рублей
  • пенсионеров — 469 300 рублей
  • студентов — 429 670 рублей
  • детей в возрасте до 3-х лет — 352 950 рублей
  • детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет — 433 600 рублей
  • детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет — 502 500 рублей

       Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. 
 
Новый минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек увеличился на 7 920 рублей на человека. Это обусловлено ростом цен на продовольственные и промышленные товары, а также тарифов на услуги, которые входят в потребительские корзины. 
 
Основные статьи расходов среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек в ценах сентября 2010 года следующие:

  • продукты питания — 54,5 %
  • одежда, белье, обувь — 18,5 %
  • пользование жилым помещением и коммунальные услуги — 9,8 %
  • бытовые услуги, транспорт, связь — 6,1 %
  • предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения — 7,0 %
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых — 1,9 %
  • взносы и платежи — 0,3 %
  • предметы санитарии, гигиены, лекарства — 1,9 %.

     Наличие бедности обусловлено нарастанием кризисных явлений в экономике, низким эффектом экономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности в результатах труда у большинства работающих, сокращением экономического потенциала страны.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в 2009 году  доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 3,7%, в городах и поселках городского типа – 2,9%, в сельских населенных пунктах – 5,7%, в 2008 году, соответственно, 4,2%, 3,3% и 5,9%.

Структура малообеспеченных домашних хозяйств в 2009 году представлена на диаграмме (Рисунок 2.):

Рисунок 2. Структура малообеспеченных домашних хозяйств в 2009 г. (в процентах) 

В 2009 году потребительские расходы в расчете  на домашнее хозяйство составили 1142,6 тыс. рублей в месяц.

В структуре  потребительских расходов домашних хозяйств снизилась доля расходов на покупку продуктов питания и  непродовольственных товаров и  возросла доля расходов на оплату услуг, о чем свидетельствуют следующие  данные (Таблица 1.):

  2008 г.  2009 г.
тыс. руб. 
в месяц
в процентах к итогу тыс. руб. 
в месяц
в процентах к итогу
Потребительские расходы - всего 1029,3 100 1142,6 100
в том  числе на:        
продукты  питания (включая питание вне  дома) 424,0 41,2 459,8 40,2
алкогольные напитки 24,1 2,3 25,0 2,2
непродовольственные товары 361,7 35,2 397,5 34,8
оплату  услуг 219,5 21,3 260,3 22,8

Таблица 1. Структура потребительских расходов домашних хозяйств 

Увеличение  удельного веса расходов на оплату услуг в общем объеме потребительских расходов связано с увеличением доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 7% в 2008 году до 7,7% в 2009 году, на оплату бытовых услуг, соответственно, с 2,4% до 3,2%.

      Целенаправленная  государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в  
1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59%, реальная пенсия по возрасту – на 58%. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения – с 12,7% в 2005 году до 5,4% в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,8–0,9% к экономически активному населению. Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010-м. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.

     В результате, по последним данным Программы  развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала – Беларусь заняла 68-е место среди 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. [13] 

     Социальная поддержка  населения является неотъемлемой частью социальной политики белорусского государства. Она направлена на поддержание доходов нуждающихся на минимально гарантированном уровне, содействие в решении их трудных жизненных проблем, минимизацию малообеспеченности среди населения. Эта система включает в себя выплату социальных пособий, оказание натуральной помощи, предоставление отдельных льгот, социальных услуг и др.

     Начиная с 2001 года в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи. Подобный подход, основанный на критерии нуждаемости, используется и при оказании других форм адресной поддержки населения, таких, например, как безналичные жилищные субсидии, пособия на детей старше трех лет, предоставление бесплатного питания детям первых двух лет жизни.

     Развитие  и совершенствование механизмов предоставления адресной социальной помощи в нашей стране осуществляются по таким основным направлениям, как:

  • повышение доступности помощи для действительно нуждающихся граждан;
  • постепенное увеличение ее размера и значимости для малообеспеченных семей;
  • упрощение процедуры получения;
  • скоординированность и унификация предоставления различных видов государственной социальной поддержки.

     На  протяжении периода функционирования государственной адресной социальной помощи осуществлен ряд важных изменений.

     В целях усиления адресности предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам и нивелирования для малообеспеченных слоев населения последствий оптимизации системы социальных льгот 14 декабря 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 638.

     Об  эффективности указанных мер  свидетельствуют рост числа получателей  социальной помощи и увеличение охвата адресными социальными пособиями  малообеспеченных слоев населения. Если в 2007 году адресными выплатами было охвачено 8,4% малообеспеченных граждан республики, а в 2001-м – только 5,5%, то в 2008 году – почти 50%.Все это характеризует государственную адресную социальную помощь как важное направление социальной защиты населения и значимый фактор сокращения малообеспеченности граждан.

     За  период с 2000 по 2008 год удельный вес  малообеспеченного населения в Беларуси сократился с 41,9 до 6,1%.

     Новым шагом в развитии системы государственной  адресной социальной помощи является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи». Новым документом предусмотрен ряд существенных изменений:

  • объединены в единую систему адресной социальной помощи два вида государственной поддержки граждан – государственная адресная социальная помощь и безналичная жилищная субсидия;
  • повышен критерий нуждаемости до 150% бюджета прожиточного минимума при предоставлении малообеспеченным гражданам единовременного социального пособия;
  • увеличен до шести месяцев период назначения ежемесячного социального пособия;
  • повышен до 12 месяцев период, за который исчисляется совокупный доход семьи при определении права на назначение государственной адресной социальной помощи;
  • введен новый вид пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

Информация о работе Социальная политика