Социальное государство как институт достижения социальной справедливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Важным признаком современной экономики является ее социально-устойчивое развитие, предполагающее стабильность положения граждан при росте их благосостояния. Формирование социально-стабильной, устойчивой экономики стало одной из ключевых задач и целей современных экономических систем. При этом идея социальной справедливости становится главным содержанием социального развития.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика социального государства 4
1.1 Сущность и функции социального государства 4
1.2 Условия существования и характерные признаки 5
1.3 Анализ социальной справедливости 6
2. Социальное государство и социально ориентированная рыночная экономика 9
2.1 Сравнение моделей социальных государств 9
2.2 Зарубежный опыт реализации модели социального государства 10
2.2.1 Немецкая (континентальная) модель 10
2.2.2 Шведская модель 11
2.2.3 Американская модель 12
2.3 Социальная политика и инструменты её реализации 13
3. Формирование социального государства в России 17
3.1 Социально-экономических показателеи в РФ и их анализ 17
3.2 Роль государства и общества в обеспечении социальной ориентированности экономики России 19
3.3 Система мер, направленные на решение социально-экономических задач и достижение социальной справедливости 21
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_-_А.).docx

— 116.52 Кб (Скачать документ)
  1. развитое социальное законодательство;
  2. социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему обществу граждан в целом, т.е. «обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи». [4; с. 299]
    1. Анализ  социальной справедливости
 
 
 

       Исследование  социальной справедливости как фактора  эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем  экономической теории (1). В настоящее  время в России широкое распространение  получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических  правил экономического поведения, и  в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система  государственного регулирования нуждается  в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях. 

       Немало  политиков, экспертов и ученых утверждают, что эффективность национальной экономики и построение гражданского общества в России во многом зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику. Так, академик Л. Абалкин подчеркивает, что главный ориентир социальной политики на современном этапе - всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества (2). В данных целях необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов национального хозяйства. 

       Неотъемлемая  обязанность, миссия и "доминирующая компетенция" государства - реализация присущих ему функций, в том числе институциональной. Речь идет о роли государства в создании (заимствовании, переносе, трансплантации и т. п.) и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни общества (3) . 

       Социальную  справедливость в экономических  отношениях мы рассматриваем как особый вид социально-экономического института. 

       Для ее обеспечения на государственном  уровне необходимо разработать соответствующий институциональный механизм:

        

а) Институциональный подход к решению проблемы социальной справедливости

Социальную справедливость в экономических отношениях можно  определить как образ существования  человека в качестве основного элемента любой социально-экономической системы. С уровня отдельного индивида это  свойство переносится на уровень  последней и трансформируется в  справедливость или несправедливость социально-экономической системы в целом.

     б) Социальная справедливость как социально-экономический институт

     В системе социально-экономических институтов России одним из наиболее важных должен стать институт социальной справедливости в экономических отношениях (6). Воздействие этого института имеет всеобщий характер, поскольку нормы социальной справедливости могут и должны охватывать отношения между всеми типами экономических субъектов на всех уровнях управления. В настоящее время из-за во многом непродуманной политики государства он в нашей стране не получил достаточного развития, хотя востребован широкими слоями населения. 
 

          в) Особенности трансплантации норм института социальной справедливости в экономических отношениях 

Стратегия смены  административно-командной системы  управления в России в значительной мере основывалась на идее формирования отечественной экономики по образцу западных стран, путем трансплантации или заимствования институтов, показавших свою эффективность, правда в иных институциональных условиях. 

        г) Проектировочная институциональная модель как инструмент обеспечения социальной справедливости в экономических отношениях 

       Важную  роль в процессе разработки, внедрения  и адаптации норм института социальной справедливости играют инструменты проектирования и совершенствования институциональной системы национальной экономики. Ниже предлагается описание одной из основных институциональных моделей, выполняющей проектировочную функцию. 

        д) К построению институционального механизма обеспечения социальной справедливости в экономических отношениях 

       Сущность  понятия "институциональный механизм" недостаточно раскрыта в научной  литературе. Например, он определяется как "система трансформации хозяйственных  взаимоотношений субъектов в  направлении их иерархического упорядочения в соответствии с требованиями традиционно  существующего или легитимно  установленного обществом института".

    1.   Социальное государство и социально ориентированная рыночная экономика

         2.1 Сопоставление моделей

 

       Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В современном мире выделяют следующие модели рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

       Социально ориентированная рыночная экономика  определяется как «тип хозяйственной  системы, отличающийся исключительно  высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан», также её отличает система социально-экономических институтов, направляющих функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищённости, высокого уровня и качества жизни. При наличии социальной рыночной экономики основополагающим принципом является органическое единство рынка и государства. Огромное значение придаётся поддержанию конкурентной среды. Третьим принципом является наличие социального партнёрства. Роль государства в экономике составляет примерно 30%. Основным примером социально ориентированного государства является Германия. [7; с. 114]

       При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

       Корпоративная экономика предполагает целевую  направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция). 

       Если  оценивать экономические цели современной  системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно отнести к следующим положениям:

    1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.
    2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов  при  минимальных затратах.
    3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
    4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.
    5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
    6. Справедливое распределение доходов. Оно заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
    7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

       Таковы  в общих чертах основы и характерные  признаки рыночной экономики.

2.2 Зарубежный опыт  реализации модели  социального государства

       2.2.1 Немецкая (континентальная)  модель 

 

       Одной из моделей новой экономики служит «Социальная рыночная экономика», действующая в Германии. Научной основой этой модели  послужили идеи неолиберализма ( А. Рюстов, В. Рёпке, В. Ойкен и др.). Основополагающим в их концепции является задача  формирования социально ориентированной   экономики, которая базируется на принципах свободы, обеспечивающейся сильным государством. Эти идеи легли в основу разработки концепции социально-рыночного хозяйства, авторами которой  следует считать Альфреда Мюллера-Армак, Александра Рюстов, Вильгельма Рёпке. В развитии концепции социальной рыночной экономики и в непосредственном внедрении её идей в жизнь в послевоенной Западной Германии, велика роль и заслуга Людвига Эрхарда.

       Авторы  концепции социально-рыночной экономики в содержание данной модели вложили такие характерные черты, как необходимость экономической свободы, гарантированность её  со стороны государства, осуществление  им   политики, обеспечивающей социальную защищенность своих граждан и социальную справедливость.

       Модель  социальной рыночной экономики направлена на свободное развитие, самоопределение и личную ответственность субъектов рынка, на принятие децентрализованных решений в соответствии с рыночной ситуацией. Государство должно «приспособить» экономическую политику к человеку, а не человека к экономической политике. В соответствии с общей концепцией социальной рыночной экономики, ее цели и средства их достижения, сводятся к следующему:

       1. Обеспечение максимально высокого  благосостояния. Такая цель достигается, прежде всего, путем развития свободной конкуренции; создания необходимых условий для экономической свободы; стремлением  к полной занятости трудоспособных членов общества; гарантированным доходом каждому, кто желает работать; обменом валют; расширением международного разделения труда; либерализацией внешнеэкономической деятельности. Все это рассматривается  в плане основных путей повышения  максимально высокого благосостояния людей.

       2. Обеспечение социально справедливой  денежной системы и стабильности  цен на основные товары и  услуги. Такая цель достигается  наличием  независимого эмиссионного банка; относительной  стабильностью государственного бюджета и улучшением платежного баланса на основе неуклонного роста экономики страны.

       3. Установление социальной обеспеченности, социальной справедливости, социальной  защиты семей; справедливое распределение  доходов и имущества.

       4. Социальный продукт играет решающую роль в формировании средств для  социальной защиты населения.   Государство принимает меры по корректировке первичного распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жильё, дотаций. При этом концепция социальной рыночной экономики подчеркивает необходимость определенных ограничений в социально-политической корректировке. Экономическая политика, как можно в меньшей степени, должна ограничивать свободу личности и социальных групп. [8; с. 108]

       Развитие  экономики и социальных процессов  в соответствии с указанной рыночной моделью, несмотря на сложные условия  первых послевоенных лет, спадов и подъёмов, в целом обеспечили Западной Германии экономическое процветание и благоприятные условия для решения важнейших социальных проблем.

       2.2.2 Шведская модель 

 

       Модель  социально ориентированной экономики  является характерной особенностью шведской школы экономической мысли.  Наиболее известными представителями этой концепции являются Г. Мюрдаль, Б. Олин, Г. Кассель, Э. Линдаль. Э. Лундберг, Б. Хансен.

       Зарождение  шведской школы относится к 30-м годам ХХ века, когда ученые-экономисты данной страны включились в поиски причин «Великой депрессии» и путей выхода из него. Представители шведской школы в те годы, как и Дж. М. Кейнс, выдвинули идею о непригодности политики замораживания и сокращения заработной платы, как средства выхода из депрессии. Они выступили за использование денежной политики в антикризисном регулировании.  Ими была разработана модель расширения государственного вмешательства в экономику, обеспечения социальной защиты населения и внедрения  прогрессивного налогообложения.

       Характерными  чертами шведской модели социально  ориентированной экономики является поддержка государственного регулирования с целью бескризисного развития экономики, активное изучение проблем распределения доходов и собственности, поддержка идеи классовой солидарности. Идеи шведской школы широко используются центристскими и левыми политическими движениями, особенно социал-демократами. [8; с. 108-109]

       Шведская  модель социально ориентированной  экономики отличается от других моделей  своей сильной социальной политикой. Она направлена, прежде всего, на сокращение имущественного неравенства. Для этой цели используется механизм перераспределения  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Государство, имея в своём распоряжение около 4% основных фондов, берет на себя более 70%  расходов от общей суммы расходной части ВВП.   Свыше половины этих расходов направляются на социальные цели. Перераспределение доходов осуществляется главным образом, через высокую норму налогообложения.

Информация о работе Социальное государство как институт достижения социальной справедливости