Социальное государство как институт достижения социальной справедливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Важным признаком современной экономики является ее социально-устойчивое развитие, предполагающее стабильность положения граждан при росте их благосостояния. Формирование социально-стабильной, устойчивой экономики стало одной из ключевых задач и целей современных экономических систем. При этом идея социальной справедливости становится главным содержанием социального развития.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика социального государства 4
1.1 Сущность и функции социального государства 4
1.2 Условия существования и характерные признаки 5
1.3 Анализ социальной справедливости 6
2. Социальное государство и социально ориентированная рыночная экономика 9
2.1 Сравнение моделей социальных государств 9
2.2 Зарубежный опыт реализации модели социального государства 10
2.2.1 Немецкая (континентальная) модель 10
2.2.2 Шведская модель 11
2.2.3 Американская модель 12
2.3 Социальная политика и инструменты её реализации 13
3. Формирование социального государства в России 17
3.1 Социально-экономических показателеи в РФ и их анализ 17
3.2 Роль государства и общества в обеспечении социальной ориентированности экономики России 19
3.3 Система мер, направленные на решение социально-экономических задач и достижение социальной справедливости 21
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_-_А.).docx

— 116.52 Кб (Скачать документ)
 

       По  данным таблицы заметно улучшение  положения страны относительно уровня жизни населения. 2010 год был нелёгким для России, тяжело и медленно восстанавливалась  экономика страны после мирового финансового кризиса. Однако правительство продолжило политику социальной поддержки.

       Инвесторы ожидали больших темпов восстановления уровня ВВП в 2010 году. В летние месяцы наблюдался спад экономики из-за аномальной жары и лесных пожаров. Однако к декабрю наблюдался рост ВВП по причине увеличения госрасходов, а также роста сырьевых рынков.

       Средний рост доходов населения России в 2010 г. соответствовал росту производительности, а заработная плата превысила  рекордные показатели. При этом продолжает снижаться уровень бедности. Главным  образом, этого удалось добиться благодаря повышению пенсий и зарплат, а также меньшему, чем предполагалось, уровню безработицы.

       Реальные  располагаемые доходы и реальная заработная плата выросли в 2010 г. на 4,1% и 4,2% соответственно, а среднемесячная заработная плата подобралась к отметке в $700, что на 17% выше, чем в 2009 году.

       Согласно  последним данным Росстата, численность  россиян с доходом ниже прожиточного минимума в 2010 году по сравнению с 2009 годом особо не изменилась: за официальной чертой бедности по-прежнему находятся около18,7 млн. россиян, или около 13% населения. Независимые эксперты считают, что дальнейшее снижение бедности будет идти очень медленно. Впрочем, несмотря на высокий уровень бедности, Всемирный банк отнес Россию к группе стран с доходом населения выше среднего уровня. По разным оценкам, до 80% россиян не могут отнести себя к среднему классу. Это является серьёзной проблемой на пути к социальному государству с присущим ему принципом социальной справедливости.

       Показатели социально-экономической дифференциации населения, сократившиеся в период кризиса, в 2010 году вновь начали расти. Коэффициент Джини за отчетный год составил 0,423, увеличившись до уровня 2007 года. Для сравнения, в 2008-2009 гг. коэффициент Джини был равен 0,422. Коэффициент фондов также увеличился относительно уровня, достигнутого в 2009 году: 16,8 раз против 16,7 раз. 

       3.2 Роль государства  и общества в  обеспечении социальной  ориентированности экономики России

 

       В соответствии с направлениями долгосрочных действий Правительства РФ в области  социальной политики и модернизации экономики главной целью социально-экономической политики на перспективу являются: последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. [12; с. 553]

       Согласно  Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года социальная политика будет проводиться в  два этапа, первый этап – 2008-2012 гг., второй – 2013-2020 гг. Основные приоритеты социальной политики на первом этапе включают:

  • принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
  • выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объёмы выполняемой работы;
  • решение основных социальных проблем военнослужащих;
  • преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 годам);
  • структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;
  • создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
  • возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
  • создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение её конкурентоспособности на международном рынке. [13; с. 84-85]

       По  словам Заместителя Председателя Правительства  РФ, Жукова А.Д., в 2009 году рождаемость увеличилась на 21%. Почти на 4 года выросла и средняя продолжительность жизни - до 69 лет. На рынке труда, несмотря на безработицу, по мнению премьера, основной проблемой в ближайшее время будет не избыток, а дефицит трудовых ресурсов в определенных сферах. Острой остается и проблема моногородов, а также высокий уровень бедности в стране. [14]

         В Конституции РФ закреплён статус России как социального государства, однако это не отражение действительности, а как некий план на будущее.

       Российская  Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях политика направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в сфере занятости.

       Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу. Оно гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т.д.

       В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, развитию физической культуры и спорта.

       Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности  работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

       Государство и общество обеспечивают содержание детей, инвалидов и пожилых граждан, развивая систему социальных льгот.

       Российская  Федерация имеет широкую сеть учреждений социального обеспечения и социальной защиты, обеспечивающих проведение социальной политики в сфере поддержки нуждающегося населения. [15; с. 130-134]

       Правительством  Российской Федерации была разработана  Программа стабилизации уровня жизни населения (2006-2010). Целями данной программы являлись:

  1. Демографическое развитие России. На конец 2010 года, согласно данным Федеральной службы, рождаемость в России за 12 месяцев 2010 г. выросла на 1,6%, смертность — на 0,7; всего за январь — декабрь родилось 1,789 млн человек, что почти на 28 000 больше по сравнению с 2009 г. Рост рождаемости составил 1,6%. В то же время в России в минувшем году росла и смертность. Смертность по-прежнему перекрывает рождаемость, и население России в 2010 г. сократилось на 241 400 человек. Однако по отношению к 2009 г. темпы естественной убыли сократились на 5,6%.
  2. В области пенсионного обеспечения - увеличение среднего размера социальной и трудовой пенсии. С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в  2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.
  3. Рост денежных доходов населения. Доходы населения РФ в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом почти на 4 %, говорится в докладе министерства регионального развития о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах в субъектах Российской Федерации по итогам 2010 года: «Рост реальных доходов населения в январе-ноябре 2010 года составил 103,9% по отношению к аналогичному периоду 2009 года (январь-ноябрь 2009 года - 99,7)».
  4. Способствование изменению структуры изменению структуры доходов населения за счёт увеличения доли социальных трансфертов и расходов за счёт роста доли потребительских расходов. По данным Росстата за 2009 год объём социальных выплат составил 4247,7 млрд. рублей, данные по 2010 году пока отсутствуют, но определённо можно сказать, что объёмы увеличились.

       По  идее, разумная социальная политика должна привести Россию к «государству благосостояния». Но пока социальная политика противоречива и непоследовательна. Безусловно, в РФ прослеживаются признаки социального государства, однако система несовершенна.

       3.3 Система мер, направленных  на решение социально-экономических  задач и достижения  социальной справедливости

 

       На  рубеже XXI века обозначились негативные последствия в социальной сфере в результате проведения рыночных реформ.

       Современная социальная политика должна учитывать следующие факторы:

  • резкое расслоение населения по доходам, снижение уровня и качества жизни значительной части населения России;
  • нарастание масштабов скрытой безработицы и угроза её превращения в открытую;
  • ослабление трудовой мотивации, сокращение гарантий трудовых прав наёмных работников, неудовлетворительное состояние условий и охраны труда;
  • разрушение интеллектуального потенциала России;
  • криминализация общественных отношений;
  • появление признаков деградации социальной инфрастуктуры общества.

       Следовательно, в сложившихся условиях, преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

       во-первых, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так  как они объективно нуждаются  в государственной поддержке;

       во-вторых, обеспечение всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества медицинского обслуживания и общего образования;

       в-третьих, создание экономических условий, позволяющих  гражданам за счёт собственных доходов  обеспечивать более высокий уровень  потребления;

       в-четвёртых, обеспечение высокого качества и  возмжностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и  услуг.

       Социальная  политика 2011 года направлена на «укрепление взаимодействия власти и общества, в том числе в таких вопросах, как совершенствование системы страхования и социальной защиты трудящихся, охраны материнства и детства, помощи пожилым людям и гражданам с ограниченными возможностями».

       Государственным приоритетом на 2011 год является забота о людях старшего поколения. В рамках этой программы Дмитрий Медведев уделил особое внимание лекарственному обеспечению, важности стабилизации цен на препараты, расширению аптечной сети в регионах, активизации практики продажи лекарств в сельских фельдшерских пунктах, разработки механизма доставки лекарств на дом. Также следует улучшить материально-техническую базу интернатов и геронтологических центров, которых в России насчитывается около полутора тысяч. Помимо этого в РФ необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов сотрудников социальной сферы, отметил Президент, т.к. самочувствие пенсионеров во многом зависит от положения социальных работников. [16]

       В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах есть выдержка об оценке возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

       На  совещании по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 1 марта 2011 года, Президент РФ Медведев Д.А.  выделены следующие моменты:

       «В  рамках работы, которую ведёт Правительство, нам нужно перейти от антикризисной  работы, которой все мы занимались в период конца 2008 года, 2009-го и 2010 года, уже к системной работе, означающей более глубокое погружение в проблемы безработицы. И собственно сам набор вариантов должен развиваться от простых мер, которыми мы пользовались на рынке труда в пик безработицы (я имею в виду общественные работы), к более продвинутым вариантам помощи нашим людям, прежде всего это индивидуальный пакет для создания собственного дела». [18]

       Главный ориентир социальной политики на современном этапе – всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества.

       Для достижения указанных целей необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов национального хозяйства. Социальная справедливость в экономических отношениях рассматривается как особый вид социально-экономического института. Для ее обеспечения на государственном уровне необходимо формировать и проводить социально-экономическую политику, призванную обеспечить достижение общенациональных целей и соблюдение интересов каждого гражданина. Согласовать общественные и личные интересы можно лишь на основе разумного государственного регулирования экономики.

Информация о работе Социальное государство как институт достижения социальной справедливости