Социальное государство как институт достижения социальной справедливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Важным признаком современной экономики является ее социально-устойчивое развитие, предполагающее стабильность положения граждан при росте их благосостояния. Формирование социально-стабильной, устойчивой экономики стало одной из ключевых задач и целей современных экономических систем. При этом идея социальной справедливости становится главным содержанием социального развития.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика социального государства 4
1.1 Сущность и функции социального государства 4
1.2 Условия существования и характерные признаки 5
1.3 Анализ социальной справедливости 6
2. Социальное государство и социально ориентированная рыночная экономика 9
2.1 Сравнение моделей социальных государств 9
2.2 Зарубежный опыт реализации модели социального государства 10
2.2.1 Немецкая (континентальная) модель 10
2.2.2 Шведская модель 11
2.2.3 Американская модель 12
2.3 Социальная политика и инструменты её реализации 13
3. Формирование социального государства в России 17
3.1 Социально-экономических показателеи в РФ и их анализ 17
3.2 Роль государства и общества в обеспечении социальной ориентированности экономики России 19
3.3 Система мер, направленные на решение социально-экономических задач и достижение социальной справедливости 21
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_-_А.).docx

— 116.52 Кб (Скачать документ)

       Шведскую  модель социально-экономической системы  называют также как  «Функциональная социализация». При такой системе производственная функция ложится на частные предприятия,  действующие на конкурентной основе, а государство осуществляет функцию обеспечения высокого уровня жизни. Оно берет на себя заботу об обеспечении занятости, образования, медицинского обслуживания, социального страхования,  а также налаживания работы многих видов социальной инфраструктуры,  как транспорта, научно-исследовательских учреждений и др.

       2.2.3 Американская модель

 

       Американская  модель социально-экономического развития построена по системе всемерного поощрения свободы предпринимательской  деятельности, обеспечения полной занятости  ресурсов и стабильности цен. Она  создала условия для обогащения наиболее активной части населения. Мощный экономический потенциал позволил США, в послевоенный период, достичь высоких показателей по уровню и качеству жизни. Американская модель взаимосвязей экономической и социальной жизни основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Теории «всеобщего благоденствия», «народного капитализма», «народного благосостояния» отражают американскую действительность.

       Рыночная  экономика, даже при самом оптимальном  варианте, создаёт определенную угрозу социальному развитию и порождает острые  проблемы. Их решение возможны только при активной социальной политике государства. Рыночный механизм распределения доходов поощряет предпринимательскую активность. Люди с природными способностями, высоким образованием, трудовой квалификацией, большим накопленным капиталом и имуществом имеют высокие доходы и обеспеченную жизнь. Есть также категория людей, которая, по разным причинам, не располагает вышеуказанными преимуществами и способностями. Многие престарелые лица, члены общества с физическими и умственными недостатками, вдовы, безработные, дети-сироты и другие,  нуждаются в помощи и поддержке со стороны общества. Даже в такой экономически развитой стране, как США, наряду с общим благополучием, проблема бедности  остаётся  острой.  

       Уменьшение  различий в доходах является одной  из важнейших задач в экономической  политике правительства США. Основными  направлениями такой политики являются:

       1. Трансфертные платежи, которые предназначаются для выплаты пособий остро нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, пособия безработным.

       2. Осуществление программы социального обеспечения «Медикер». Эта программа представляет собой государственное страхование по болезни, оказание бесплатной медицинской помощи

       3. Перераспределение доходов, путем вмешательства государства в рыночное ценообразование. Государство устанавливает гарантированные цены на продукцию фермерских хозяйств.

       4. Законодательное установление пределов  минимальной заработной платы.

       5. Изъятие части доходов у богатых  и передачи их социальным группам,  чьи доходы ниже среднего уровня, посредством налоговой системы  («Эффект Робин Гуда»). [8; с. 107]

       Американская  модель социально-экономического развития,  сочетающая свободу предпринимательства, конкуренцию и вмешательство государства в перераспределение доходов через рыночные и нерыночные механизмы, обеспечила американскому народу высокий жизненный уровень.  Однако противоречия между экономическим ростом и нерешенными социальными проблемами постоянно существуют. В периоды экономических спадов, усиления инфляции, роста безработицы, увеличение военных расходов американскому правительству приходится урезывать расходы на социальные нужды, замораживать пенсии, пособия, заработную плату. Отраслевые профсоюзы ведут постоянную борьбу с правительством и крупными компаниями за улучшение социального положения своих членов. Подвергается постоянной критике налоговая политика правительства, её отрицательное влияние на перераспределение доходов. Действующая налоговая система  не приводит к сокращению разрыва в уровнях доходов бедных и богатых, а наоборот, такой разрыв с каждым годом увеличивается. Правительственные социальные программы претерпевают периодические изменения. Однако для  решения острых социальных проблем США располагают достаточными ресурсами.

       2.3 Социальная политика  и инструменты  её реализации

 

       Социальная политика государства - действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. [9; с. 634] Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Государственная социальная политика– это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. [10; с. 417] Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются:

       1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение индексации;

       2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

       3) выдача помощи на случай безработицы;

       4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной заработной платы;

       5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;

       6) проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

       Главное звено в социальной политике государства  занимает политика формирования доходов населения. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

       Различают функциональное и персональное распределение  доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства, персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются.

       Для измерения неравенства в распределении  доходов и выработки политики их выравнивания используются такие показатели, как кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.

       Рассмотрим  поподробнее каждый из показателей.

       Кривая Лоренца - показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. 
 
 

       Рисунок 1 – Кривая Лоренца

             

       Линия ОВ называется линией абсолютного равенства. Ломаная линия OAВ - это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB и степенью ее отклонения от биссектрисы. Прогрессивные системы налогообложения обычно смягчают это неравенство.            

       Коэффициент Джини – показатель, тесно связанный с кривой Лоренца. Его можно рассчитать как отношение площади сегмента, образованной кривой Лоренца и линией равномерного распределения доходов, к половине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство. Он обозначается буквой G и находится в пределах от 0 до 1.

       Децильный коэффициент есть отношение уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля. [9; с. 642-652]

       Существует  дилемма эффективности и справедливости. С ней сталкиваются государства, проводящие программу перераспределения доходов. Суть дилеммы – стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Это объясняется тем, что при росте финансирования социальных программ повышаются налоги и их перераспределение, следовательно, существует опасность, что производственная деятельность сократиться, уменьшится объём распределяемого «национального пирога».

       Социальная  политика предполагает максимальный учёт взаимосвязи социальных приоритетов, т.е. задач, которые должны решаться первыми, определения наиболее важных направлений развития общества, решения самых острых и актуальных задач, предотвращающих социальное напряжение в обществе и возможные конфликты.

       Социально ориентированная рыночная экономика  предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Независимо от выбранной модели социально ориентированного рыночного хозяйства, государство должно обладать ресурсами для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, таких как пенсионное страхование, качественное медицинское обслуживание, образование, хорошо оплачиваемый труд и т.д.

       Немецкая модель характеризуется наличием экономической свободы, её гарантированности со стороны государства, осуществлением политики обеспечения социальной защищённости и социальной справедливости.

       Сильной социальной политикой за счёт высокой  нормы налогообложения отличается шведская модель социально ориентированной  рыночной экономики. Принципом модели является расширенное вмешательство  государства в экономику. Проводится политика поддержания государственного регулирования с целью бескризисного развития экономики, поддержания идей классовой солидарности.

       Американская  модель представляет собой систему  всеобщего поощрения свободной  предпринимательской деятельности, обеспечивающую полную занятость ресурсов и стабильности цен. Основные направления в социальной политике: трансфертные платежи, государственное страхование, вмешательство государства в рыночное ценообразование, установление пределов минимальной заработной платы в законодательстве и т.д.

       Независимо  от конкретных моделей государства  ему свойственна система перераспределения  доходов в пользу более бедных слоёв населения.

       Основная  задача государства, а точнее проводимой ею социальной политики, есть обеспечение социальной справедливости – проблемы приемлемой степени неравенства в распределении доходов. Основными показателями измерения неравенства в распределении дохода и выработки политики их выравнивания являются кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.

       Дилемма эффективности и справедливости заключается в стремлении к большему равенству в распределении доходов, которое может обернуться потерями в экономической эффективности. 
 
 
 
 
 

          3. Формирование социального государства в России

       3.1 Анализ социально-экономических показателей в РФ

 

       Анализ  социально-экономических показателей  позволит определить наличие признаков социального государства в России. К основным социально-экономическим индикаторам уровня жизни населения относятся:  уровень ВВП, реальные располагаемые доходы населения, среднедушевой денежный доход, оплата труда наёмных работников, среднедушевой прожиточный минимум, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, уровень дифференциации доходов и общий уровень безработицы.

       Для сравнения возьмём 2009 и 2010 год. Наглядней будет рассмотреть таблицу с основными макроэкономическими показателями. [11] 

       Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели

                2009        2010
ВВП
млрд. руб.        38786        44939
% к пред. периоду        -7,8        4,0
Реальные  располагаемые доходы население
% к пред. периоду        102,1        104,7
Среднедушевой денежный доход
рублей  в месяц        16885        18722
% к пред. периоду        112,6        111,1
Оплата  труда наёмных  работников
млрд. руб.        20444        22335
% к ВВП        52,7        50,2
% к пред. периоду        104,6        109,3
Среднедушевой прожиточный минимум
рублей  в месяц        5153        5688
% к пред. периоду        112,2        109,7
Численность населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного уровня
млн. человек на конец  периода        18,5        18,7
в % к общей численности        13,1        13,3
Уровень дифференциации доходов
Коэффициент Джини        0,4        0,4
Коэффициент фондов, в разах        16,7        16,1
Общий уровень безработицы
млн. человек в среднем  за период        6,3        5,6
в % к экономически активному  населению        8,4        7,5
% к пред. году        131,7        89,1

Информация о работе Социальное государство как институт достижения социальной справедливости