Социально-экономические и культурные права и свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является общий обзор конституционного регулирования социально-экономических и культурных прав и свобод человека в современной Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………................. 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика социально-экономических и культурных прав и свобод......................................................................................................................5
Понятия, особенности и источники социально-экономических и культурных прав и свобод.........................................................................5
Социально-экономические права в конституции РФ 1993 года и в советских конституциях……...………………….....................……........6
ГЛАВА 2.Социально-экономические права и свободы..….....…….…...............10
2.1. Трудовые права и свободы…………………………..…………….…..10
2.2. Защита материнства, детства и семьи………...…………………..…..12
2.3. Право на социальное обеспечение……………………………….…...14
2.4. Право на жилье………………………………………………….……...15
2.5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…………..….…..16
2.6. Право на благоприятную окружающую среду…………………..……19
2.7. Право на образование………………………………………....…….…..21
2.8. Право на экономическую деятельность……………………….….……23
2.9. Право частной собственности…………………………….…………….25
ГЛАВА 3. Культурные права и свободы..................................................................28
Заключение……………………………………………………………..…...............31
Список используемых источников.....…

Работа состоит из  1 файл

курсач КПРФ.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

     Менее всего изменилось содержание  права на социальное обеспечение,  поскольку система социального  обеспечения уже давно стала  совершенно необходимым атрибутом  любого мало-мальски цивилизованного  общества.

      Право на жилище теперь является особенностью российской Конституции. Среди новейших конституций его закрепляют еще только Конституция Кыргызстана 1993 г.6

      Согласно  Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право  на жилище является правом каждого  и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. 7 Согласно той же статье 40, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство.

      Не  особенно сильно изменилось и право  на охрану здоровья, основное содержание которого теперь составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

      Этому праву  государство принимает  общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы  здравоохранения всех видов и  медицинского страхования, содействует развитию физической культуры и спорта, способствует обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В таком виде это право закреплено в статье 41 Конституции РФ 1993 г. 8

      Право на образование является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. Оно закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию к расширению. 9 В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений.10 Право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.

      ГЛАВА 2. Социально-экономические права и свободы 

      2.1. Трудовые права и свободы

      Важнейшим институтом социально-экономических  отношений является право частной  собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида – человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях.

       Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве. Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека.11

      Свобода труда связана с запретом  принудительного труда. Вместе  с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ (ст.2).12

      Право на труд не означает чьей-то обязанности  предоставлять работу всем желающим. Поступление человека на работу в  основном определяется договором с  работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

      Конституция обязывает законодательный орган  принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). 13

      Кодекс  законов о труде защищает работника  от необоснованных увольнений. Право  на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить  экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве.

      Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения.  Закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

      Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому  договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция  гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней ).

      Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность  рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера  труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения заработной платы.  

      2.2. Защита материнства, детства и семьи

      Защита  материнства и детства, семьи  носит комплексный социально-экономический  характер.

      Трудовое  законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда.

      Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без  сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (см. ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.

        Запрещено отказывать женщинам  в приеме на работу и снижать  им заработную плату по мотивам,  связанным с беременностью и  наличием детей. Беременным женщинам, имеющим ребенка до 3 лет, а  одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства.

      Законом предусмотрены специальные правила  по охране труда и здоровья женщин:

  • запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

      Также законодательство устанавливает  меры, обеспечивающие сочетание труда  с материнством:

  • использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей;
  • по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей- инвалидов - до 16 лет), администрация обязана установить им такой режим работы по скользящему (гибкому графику), на дому;
  • предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.14

      Забота  о детях, их воспитание объявлены  Конституцией «равным правом и обязанностью родителей» Конституции РФ 1993г. Глава 2 ст. 38 ч.2.15 Следовательно, родители не в праве перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

      Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.  

      2.3. Право на социальное обеспечение

      В начале января 2010г. замминистра финансов Сергей Шаталов призвал как можно  скорее начать «обсуждать вопросы пенсионного возраста и софинансирования работниками своих пенсий». Специалисты считают, что правительству придется объявить о повышении пенсионного возраста в ближайшие год-два. Для мужчин срок выхода на пенсию может быть поднят на 5 лет, а для женщин – на 7 или даже на 10 лет. Таким образом, Минфин пытается решить проблему дефицита пенсионной системы, отложив выплаты проиндексированных пенсий для новых пенсионеров. 16

      В настоящее же время Закон устанавливает  наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста). Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия).

      В любом обществе живут люди, которые  от рождения, в силу болезни или  старости не в состоянии обеспечивать себя средствами к существованию. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода, лечения и т.д. Общество создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества.

      Согласно  ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.

      В ст.39 говориться лишь о денежной форме  социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.17 

2.4. Право на жилье

      Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства  и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена  к содействию, поощрению жилищного  строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением  жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

Информация о работе Социально-экономические и культурные права и свободы