Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является общий обзор конституционного регулирования социально-экономических и культурных прав и свобод человека в современной Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………................. 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика социально-экономических и культурных прав и свобод......................................................................................................................5
Понятия, особенности и источники социально-экономических и культурных прав и свобод.........................................................................5
Социально-экономические права в конституции РФ 1993 года и в советских конституциях……...………………….....................……........6
ГЛАВА 2.Социально-экономические права и свободы..….....…….…...............10
2.1. Трудовые права и свободы…………………………..…………….…..10
2.2. Защита материнства, детства и семьи………...…………………..…..12
2.3. Право на социальное обеспечение……………………………….…...14
2.4. Право на жилье………………………………………………….……...15
2.5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…………..….…..16
2.6. Право на благоприятную окружающую среду…………………..……19
2.7. Право на образование………………………………………....…….…..21
2.8. Право на экономическую деятельность……………………….….……23
2.9. Право частной собственности…………………………….…………….25
ГЛАВА 3. Культурные права и свободы..................................................................28
Заключение……………………………………………………………..…...............31
Список используемых источников.....…
Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.
Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, будет осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.
Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим.18
Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.
Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.
Нарушение
права на жилище может быть обжаловано
в суд (по ст.46).
2.5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.19
Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Право
граждан на охрану здоровья обеспечивается
охраной окружающей природной среды,
созданием благоприятных
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Право на медицинскую помощь -
это субъективное право
Права
отдельных групп населения
При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ законодательства Российской Федерации граждане имеют право на:
В
случае нарушения прав пациента он может
обращаться с жалобой непосредственно
к руководителю или иному должностному
лицу лечебно-профилактического учреждения,
в котором ему оказывается медицинская
помощь, в соответствующие профессиональные
медицинские ассоциации и лицензионные
комиссии либо в суд.
2.6. Право на благоприятную окружающую среду
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.22
Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации.
В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией.
Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст. 454 ГК РФ.23
Юридические
и физические лица вправе предъявлять
исковые требования в суд или арбитражный
суд и о прекращении экологически вредной
деятельности, причиняющей вред здоровью
и имуществу граждан, народному хозяйству
и окружающей среде. Решение суда в этом
случае является основанием для прекращения
ее финансирования соответствующими банковскими
учреждениями.
2.7. Право на образование
В ч.1 ст.43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.13).24 Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.
В ч.2 ст.43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.25 Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Под системой образования понимается совокупность: сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
В
соответствии с ч.3 ст.43 Конституции
государство гарантирует
Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание на период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.
Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
Государственные
образовательные стандарты являются основой
оценки уровня образования и квалификации
выпускников независимо от форм получения
образования.
2.8. Право на экономическую деятельность
Данное
право предусматривает
Информация о работе Социально-экономические и культурные права и свободы