Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является общий обзор конституционного регулирования социально-экономических и культурных прав и свобод человека в современной Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………................. 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика социально-экономических и культурных прав и свобод......................................................................................................................5
Понятия, особенности и источники социально-экономических и культурных прав и свобод.........................................................................5
Социально-экономические права в конституции РФ 1993 года и в советских конституциях……...………………….....................……........6
ГЛАВА 2.Социально-экономические права и свободы..….....…….…...............10
2.1. Трудовые права и свободы…………………………..…………….…..10
2.2. Защита материнства, детства и семьи………...…………………..…..12
2.3. Право на социальное обеспечение……………………………….…...14
2.4. Право на жилье………………………………………………….……...15
2.5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…………..….…..16
2.6. Право на благоприятную окружающую среду…………………..……19
2.7. Право на образование………………………………………....…….…..21
2.8. Право на экономическую деятельность……………………….….……23
2.9. Право частной собственности…………………………….…………….25
ГЛАВА 3. Культурные права и свободы..................................................................28
Заключение……………………………………………………………..…...............31
Список используемых источников.....…
Под
предпринимательской
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.
Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.
Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами.
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий, так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи.
Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству, о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г.27 Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.
Законом
не допускается недобросовестная, недостоверная,
неэтичная, заведомо ложная, скрытая
реклама. В случае установления факта
нарушения законодательства нарушитель
обязан осуществить контррекламу в срок,
установленный федеральным антимонопольным
органом, а также несет ответственность
в других формах.
2.9. Право частной собственности
Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.
Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.
Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.28 Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него закона или действий.
Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности. «При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов (ст.242 ГК РФ), возможна конфискация в административном порядке (ст.243 ГК РФ), но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности».29
Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.
Гарантией права частной собственности является также право наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.
Отдельно закреплено, а Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.
В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ресурс.
Конституция
РФ устанавливает, что владение, пользование
и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляется
их собственниками свободно, если это
не наносит ущерба окружающей среде
и не нарушает прав и законных интересов
иных лиц. Есть, следовательно, только
два конституционных ограничения права
частной собственности на землю, при соблюдении
которых собственник остается свободным
в своих действиях. Но эта свобода весьма
относительна, ибо в этой, же статье Конституции
говориться, что условия и порядок пользования
землей определяются на основе федерального
закона (ч.3 ст.35).
ГЛАВА 3. Культурные права и свободы.
В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новые виды прав и свобод, что отражает тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.
В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г.30 Многие ученые однако больше склонны относить культурные права к группе социально-экономических прав.
Гарантией
права на свободу творчества в
средствах массовой информации
является установление недопустимой цензуры
- требования от редакции
средств массовой информации со стороны
должностных лиц, государственных
органов, организаций, учреждений или
общественных объединений
предварительно согласовывать сообщения
и материалы (кроме случаев,
когда должностное лицо является автором
или интервьюируемым), а равно
наложения запрета на распространение
сообщений и материалов.
С
точки зрения гарантий свободы творчества
важно, что согласно
законодательству право человека заниматься
творческой деятельностью
может осуществляться как на профессиональной,
так и на
непрофессиональной (любительской) основе.
Согласно
ст.31 Основ законодательства о культуре
представительная, исполнительная и судебная
власть в РФ выступает
гарантом прав и свобод всех субъектов
культурной деятельности.
Для
защиты авторских, издательских, иных
прав на интеллектуальную
собственность принят пакет специальных
законов об охране объектов
интеллектуальной собственности. К основным
из них следует отнести законы
РФ от 23 сентября 1992 г.: Патентный закон,
Закон о товарных знаках, знаках
обслуживания и наименовании мест происхождения
товаров, Закон о правовой
охране топологий интегральных микросхем,
Закон о правовой охране
программ для электронных вычислительных
машин и баз данных и Закон об
авторском праве и смежных правах.
Для обозначения исключительных прав на все виды объектов, попадающих под действие перечисленных законов, в Конституции используется общий термин - «интеллектуальная собственность». Выделяются две основные группы исключительных прав в зависимости от характера объектов этих прав.
Первая
охватывает права «промышленной собственности»,
под которыми понимаются исключительные
права на результаты
интеллектуальной деятельности, используемой
в производстве, а также на
охраняемые законом символы и обозначения,
используемые в торговом
обороте.
Вторая группа охватывает исключительные
права на объекты авторского
права, которые не требуют специальной
регистрации. Новое российское
законодательство значительно расширило
сферу действия авторского права.
Наряду с охраной традиционных объектов
(произведений науки, литературы,
искусства) теперь охраняются также смежные
права (исполнителей
произведений, права на фонограммы, постановки,
передачи эфирного и
кабельного вещания). Авторское право
на результаты своего труда признается
автором пожизненно и за его наследниками
в течении 50 лет после смерти автора. Патент
действует 20 лет.
Согласно ч.2 ст.44 Конституции право
каждого на участие в
жизни в значительной мере обеспечивается
доступностью учреждений
культуры. Как указывается в Основах законодательства
Российской
Федерации о культуре, каждый человек
имеет право на приобщение к
культурным ценностям, на доступ к государственным
библиотечным,
музейным, архивным фондам, иным собраниям
во всех областях культурной
деятельности. Гарантией такой доступности
является, в частности,
установление правила о том, что ограничения
доступности культурных
ценностей по соображениям секретности
или особого режима пользования
устанавливаются законодательством Российской
Федерации, а не по
усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих
эти фонды.
Реализация права на участие
в культурной жизни и
учреждениями культуры зависит и от того,
насколько население обеспечено
учреждениями культуры - библиотеками,
театрами, концертными залами,
музеями, картинными галереями, кинотеатрами
и т.д.
Доступ к культурным ценностям
неразрывно связан с
пользованием библиотечными фондами,
доступными ценами на билеты в
театры, концертные залы, музеи.
Информация о работе Социально-экономические и культурные права и свободы