Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:07, реферат
Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
В связи с непрерывностью
экономического развития, совершенствованием
производства на базе развития науки
и техники должен соблюдаться
принцип непрерывности
Принцип целенаправленности
и приоритетности требует, чтобы
каждый план носил целевой характер,
т.е. был направлен на достижение
определенных целей, а в качестве
приоритетов выделялись отрасли
экономики и социально-
С целью обеспечения наиболее
эффективного функционирования экономики
должен соблюдаться принцип
Принцип адекватности целесообразно
в большей мере рассматривать
применительно к моделированию
социально-экономических
Сбалансированное и
По характеру и значимости все пропорции подразделяются на ряд групп: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические [10, c.13].
Особая значимость в переходный период к рыночным отношениям должна придаваться формированию общеэкономических пропорций и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим пропорциям следует отнести соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметов потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).
Не менее важными являются межотраслевые пропорции, характеризующие соотношение между различными отраслями экономики. Устанавливаются они с помощью межотраслевого баланса.
Внутриотраслевые пропорции
представляют собой соотношение
между отдельными видами сопряженных
производств. Например, в легкой промышленности
соотношение между
Территориальные пропорции
характеризуют сорт-ношение
Внешнеэкономические пропорции
— это соотношение между
Принцип сочетания отраслевого
и регионального аспектов планирования
требует, чтобы отраслевые планы
разрабатывались с учетом интересов
данной территории и рационального
использования местных
3. Государственное
регулирование экономики в
Анализ развития большинства развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста [2, c.22].
Как известно, в западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования: кейнсианство и монетаризм.
Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение:
С + G +1 + (Е - М) = У,
где С - внутреннее потребление в частном секторе;
G -- государственные расходы;
I — инвестиции;
Е — экспорт товаров и услуг;
М — импорт товаров и услуг;
Y — объем товаров и
услуг за вычетом
В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране). Кейнсианская модель экономического роста основана на роли спроса, который обеспечивает сбалансированный рост. На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.
Кейнсианцы исходят из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому они провозглашали активное государственное вмешательство в экономику посредством фискальной политики.
Представителем монетарной теории является М. Фридмен. Главный параметр стабилизационной политики, согласно данной теории, — объем денежного предложения, т.е. монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена:
МдV = PQ,
где Мд -предложение денег;
V — скорость обращения денег;
Р — уровень цен;
Q — физический объем произведенных товаров и услуг.
Монетарная политика —
один из основных макроэкономических
инструментов, опирающихся на способность
денежно-кредитной системы
Монетаристы объявили государственное регулирование экономики вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным [10, c.15].
В Республике Беларусь, несмотря
на то, что в течение долгих лет
существовала жесткая система
В настоящее время РБ стремится
следовать социально-
Главное в деятельности государства
— социальная защита населения, под
которой понимается система законодательных,
экономических, социальных и социально-психологических
гарантий, предоставляемых трудоспособным
гражданам, равные условия для повышения
своего благосостояния за счет личного
трудового вклада, экономической
самостоятельности и
Формирование социальной защиты должно предусматривать следующие направления деятельности государства [7]:
• обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; внимание действительно нуждающимся, изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;
• создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для полноценной жизни любыми не противоречащими закону способами, обеспечивающими удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т. д.;
• совершенствование условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;
• обеспечение экологической безопасности членов общества;
• защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;
• защита граждан от преступных посягательств, от политического преследования и административного произвола, идеологического давления, от психологического прессинга;
• создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях;
• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.
Государственное регулирование
в рыночном хозяйстве – целенаправленное
воздействие государства на микро-
и макроэкономические процессы развития
экономики в целях поддержания
ее стабильности или изменения в
нужном обществу направлении. В системе
мер государственного регулирования
выделяют различные стороны –
практическую и научную. Практический
опыт – это совокупность конкретных
мер по реализации государственного
регулирования. Теоретический аспект
– систематическое научное
Исходя из сущности, определяются
цели государственного регулирования.
Экономическая наука
экономический рост;
полная занятость;
стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
внешнеэкономическое равновесие.
В системе экономических
целей обеспечение
С обеспечением экономического
роста сопряжена другая важнейшая
цель – удовлетворение требований
полной занятости. Суть ее – достижение
максимально возможного и в долгосрочном
плане стабильного
Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса [5, c.40].
Материальной базой и
важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Государственная собственность
используется для регулирования
социальных процессов. Инструментами
государственного регулирования выступают
финансовая, денежно-кредитная, промышленная,
структурная и научно-