Социально-экономические основы, сущность и теории прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:07, реферат

Описание

Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Работа состоит из  1 файл

планирование.docx

— 53.35 Кб (Скачать документ)

В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки  и техники должен соблюдаться  принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом  должны разрабатываться прогнозы и  планы различного временного аспекта  и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться  на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные — исходя из показателей  среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и  продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и другими  причинами.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы  каждый план носил целевой характер, т.е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли  экономики и социально-экономические  проблемы, от развития и решения  которых зависит развитие экономики  в целом. Этот принцип позволяет  сосредоточить ресурсы на главных  направлениях развития экономики и  решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется  в тесной связи с принципом  комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в  его связи и зависимости с  другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в  развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее  развитие всех других отраслей. С этими  принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения  приоритетного решения социальных проблем [11, c.10].

С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики  должен соблюдаться принцип оптимальности. Термин "оптимальный" означает наилучший, т.е. из всех возможных вариантов  должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальность непосредственно  связана с повышением эффективности  производства. Оптимальный -это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования. Этот принцип реализуется путем развития оптимального планирования, которое базируется на использовании ЭВМ, экономико-математическом моделировании и решении оптимизационных задач в рамках АСУП, ИСГРЭ и ОАСУ.

Принцип адекватности целесообразно  в большей мере рассматривать  применительно к моделированию  социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и  плановых расчетов.

Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при  учете в процессе разработки прогнозов  и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого  принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций  и обеспечении их соблюдения.

По характеру и значимости все пропорции подразделяются на ряд групп: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические [10, c.13].

Особая значимость в переходный период к рыночным отношениям должна придаваться формированию общеэкономических  пропорций и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим пропорциям следует отнести соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметов потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).

Не менее важными являются межотраслевые пропорции, характеризующие  соотношение между различными отраслями  экономики. Устанавливаются они  с помощью межотраслевого баланса.

Внутриотраслевые пропорции  представляют собой соотношение  между отдельными видами сопряженных  производств. Например, в легкой промышленности соотношение между производством  пряжи (прядение), тканей (ткачество) и  их отделкой.

Территориальные пропорции  характеризуют сорт-ношение между  регионами и отражают размещение производства по территории страны.

Внешнеэкономические пропорции  — это соотношение между производством  продукции внутри страны и объемами экспорта и импорта товаров.

Принцип сочетания отраслевого  и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы  разрабатывались с учетом интересов  данной территории и рационального  использования местных ресурсов. Отраслевое планирование позволяет  осуществлять единую техническую политику в каждой отрасли, выявлять спрос  на продукцию отрасли, поддерживать необходимые пропорции (внутриотраслевые, межотраслевые), использовать передовой  опыт и решать другие задачи. Территориальное  планирование позволяет обеспечить комплексное развитие хозяйства  регионов, рациональное размещение производства, решение социальных и экологических  проблем. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности  общественного производства, росту  благосостояния народа и улучшению  состояния окружающей среды.

3. Государственное  регулирование экономики в условиях  рыночных отношений

Анализ развития большинства  развитых стран свидетельствует  о том, что существует прямая зависимость  между экономической политикой  государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты  рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство создает условия  для свободного предпринимательства  и добросовестной конкуренции. В  современном рыночном хозяйстве  государство стало фактически мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста [2, c.22].

Как известно, в западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования: кейнсианство и монетаризм.

Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение:

С + G +1 + (Е - М) = У,

где С - внутреннее потребление в частном секторе;

G -- государственные расходы; 

I — инвестиции;

Е — экспорт товаров  и услуг;

М — импорт товаров и  услуг;

Y — объем товаров и  услуг за вычетом промежуточного  потребления. 

В состоянии равновесия левая  часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране). Кейнсианская модель экономического роста основана на роли спроса, который обеспечивает сбалансированный рост. На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.

Кейнсианцы исходят из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому они провозглашали активное государственное вмешательство в экономику посредством фискальной политики.

Представителем монетарной теории является М. Фридмен. Главный параметр стабилизационной политики, согласно данной теории, — объем денежного предложения, т.е. монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена:

МдV = PQ,

где Мд -предложение денег;

V — скорость обращения  денег; 

Р — уровень цен;

Q — физический объем  произведенных товаров и услуг.

Монетарная политика —  один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность  денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

Монетаристы объявили государственное регулирование экономики вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным [10, c.15].

В Республике Беларусь, несмотря на то, что в течение долгих лет  существовала жесткая система централизованного  планирования и традиционно было широко вмешательство государства  в экономику, по степени эффективности  фискальной политики уступает большинству  не только развитых стран, но и развивающихся  – высока доля налогов, при которой  значительная часть производств становится нерентабельной. Но и монетарные меры, принимаемые в начале реформ, не дали хорошего результата (рост денежной массы, гиперинфляция и т.д.). В целом, на современном этапе для успешного экономического регулирования следует использовать методы как кейнсианства, так и монетаристов.

В настоящее время РБ стремится  следовать социально-ориентированной  модели экономического развития. Социально  ориентированная рыночная экономика  — это особая форма рыночного  хозяйствования, направленная и регулируемая государством так, что конечные цели хозяйствования подчиняются не интересам  одних только собственников средств производства, но и других участников хозяйствования, в том числе непосредственных производителей материальных благ. Государственная политика регулирования рынка труда ориентирована на сочетание быстрого экономического роста, полной занятости, низкого уровня инфляции, справедливого распределения доходов [8, c.39].

Главное в деятельности государства  — социальная защита населения, под  которой понимается система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических  гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам, равные условия для повышения  своего благосостояния за счет личного  трудового вклада, экономической  самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным гражданам —  создание определенного уровня жизнеобеспечения.

Формирование социальной защиты должно предусматривать следующие  направления деятельности государства [7]:

• обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; внимание действительно нуждающимся, изъятие привилегий у тех, кто  в них не нуждается;

• создание условий, позволяющих  гражданам зарабатывать себе средства для полноценной жизни любыми не противоречащими закону способами, обеспечивающими удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т. д.;

• совершенствование условий  труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий  рыночной экономики;

• обеспечение экологической  безопасности членов общества;

• защита гражданских и  политических прав и свобод, соответствующих  принципам правового, социального  государства;

• защита граждан от преступных посягательств, от политического преследования  и административного произвола, идеологического давления, от психологического прессинга;

• создание благоприятного социально-психологического климата  как в обществе в целом, так  и в отдельных ячейках и  структурных образованиях;

• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны –  практическую и научную. Практический опыт – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным  подходам относится разработка моделей  и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся [5, с.38]:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен  и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая  цель – удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования  всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием  новых рабочих мест и другими  методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято  называть политикой обеспечения  занятости.

Стабильность уровня цен  и национальной валюты – условие  стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим  ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса [5, c.40].

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают  финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая  политика. помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Информация о работе Социально-экономические основы, сущность и теории прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики