Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является ответить на вопрос: «Нужно ли поддерживать малое предпринимательство в России и почему?»
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство и его роль в экономике на современном этапе его развития;
2) выявить характерные особенности развития и государственной поддержки МП в России;
3) обозначить перспективы развития малого предпринимательства в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Малое предпринимательство - сущность и его развитие в экономике…5
1. Сущность малого предпринимательства…………………………………….5
2. Роль МП в экономике, его преимущества и недостатки……………………7
Глава II. Государственная поддержка малого предпринимательства…….....12
1. Основные направления государственной поддержки МП……………….13
2. Сокращение административных барьеров, регулирующих деятельность МП……………………………………………………………………………….21
Глава III. Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………….26
1. Статистический анализ основных факторов деятельности современного предпринимательства РФ……………………………………………………….26
2. Перспективы развития малого предпринимательства в РФ .27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………….33
Приложения…………………………………………………………………...……34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание

Введение

 

       Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

       Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

       Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

       Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что малое предпринимательство является одним из важнейших условий гармоничного развития социально-экономических процессов в обществе.

     Целью данной работы является ответить на вопрос: «Нужно ли поддерживать малое предпринимательство в России и почему?»

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

     1) охарактеризовать малое предпринимательство и его роль в экономике на современном этапе его развития;

     2) выявить характерные особенности развития и государственной поддержки МП в России;

     3) обозначить перспективы развития малого предпринимательства в России.

     Структура курсовой работы:

     Во  введении обоснован выбор темы исследования, ее актуальность, определена цель и задачи курсовой работы.

     В первой главе рассказывается о том, что собой представляет малый бизнес, его сущность, роль и значение, преимущества и недостатки.

     Во  второй главе рассматриваются основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.

     В третьей главе проводится статистический анализ основных факторов деятельности современного предпринимательства  в России и выявляются тенденции  и перспективы развития малого предпринимательства.

     В заключении сформулированы основные выводы по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Малое предпринимательство – сущность и его роль в экономике

    1. Сущность малого предпринимательства

    Как следует из самого определения, малое  предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом критериях (показателях), констатуирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основными критериальными показателями, на основе которых предприятия различных организационно-правовых форм относят к субъектам малого предпринимательства, являются:

  • средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии;
  • размер уставного капитала предприятия;
  • величина активов предприятия;
  • объём оборота предприятия и др.

    В Российской практике малое предпринимательство  было разрешено в 1988 г. По началу к  числу малых относили государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы – 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения, которое предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном Российском законодательстве.

       В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства принимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста  одного до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;

б) до ста  человек включительно для малых  предприятий; среди малых предприятий  выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

       Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

    В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников, оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того  вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.1

    2. Роль МП в экономике,  его недостатки  и преимущества

    Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства:

    Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие  преимущества:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений;
  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
  • большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

    Среди рыночных потенциалов сегодня главное место занимают разнообразные формы малого бизнеса. Малые предприятия более быстро учитывают изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобильны при внедрении новшеств. Они менее капиталоёмкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл «идея - практическое внедрение» занимает у них обычно всего 3-4 месяца. Подобные предприятия служат дополнением к работе крупных производственных единиц. В экономике развитых капиталистических стран наблюдается объективная тенденция, выражающаяся в отходе от гигантомании – стратегии, господствовавшей с начала ХХ века. Необходимо признать, что в России во многих случаях мелкое производство оказывается намного эффективнее крупного, курс на сочетание предприятий разных размеров наиболее правильный в современных условиях хозяйствования, а также ускорения научно-технического прогресса по целому ряду направлений.

    Действуя  гибко, моментально реагируя на потребности рынка, малое предпринимательство имеет достаточные накопления для создания производственного потенциала в относительно короткий период времени.

    Небольшие предприятия нередко действуют  по заказам крупных организаций. Функции малых предприятий достаточно обширны. Проводниками между научными, конструкторскими разработками и производством выступают именно малые предприятия. Проверить конкурентоспособность новой продукции на рынке, быстро освоить новую технологию, устранить недостатки, довести технологию, передать новинки в массовое производство легче на малых предприятиях.

    Безусловно, небольшие предприятия нужны  для развития конкуренции во всех отраслях экономики. Динамичность, их способность ускоренно изменять номенклатуру изделий, низкая удельная капиталоемкость придают малому предпринимательству нужную гибкость. Развитие многоотраслевой сети малых предприятий помогает избежать социальной напряженности.

    В регионах малые предприятия формируют  основу для сохранения и развития малых и средних городов, появляется возможность иметь интересную работу рядом с местом жительства. Небольшой размер производства способствует нормализации экологической обстановки на местах.

    Так, в докладе Международного бюро труда  отмечается, что малые и средние  предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.                   

    Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России