Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является ответить на вопрос: «Нужно ли поддерживать малое предпринимательство в России и почему?»
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство и его роль в экономике на современном этапе его развития;
2) выявить характерные особенности развития и государственной поддержки МП в России;
3) обозначить перспективы развития малого предпринимательства в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Малое предпринимательство - сущность и его развитие в экономике…5
1. Сущность малого предпринимательства…………………………………….5
2. Роль МП в экономике, его преимущества и недостатки……………………7
Глава II. Государственная поддержка малого предпринимательства…….....12
1. Основные направления государственной поддержки МП……………….13
2. Сокращение административных барьеров, регулирующих деятельность МП……………………………………………………………………………….21
Глава III. Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………….26
1. Статистический анализ основных факторов деятельности современного предпринимательства РФ……………………………………………………….26
2. Перспективы развития малого предпринимательства в РФ .27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………….33
Приложения…………………………………………………………………...……34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     - Принято решение об увеличении  объема финансовой поддержки  малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.

     - Утверждено дополнительное финансирование  региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый  бизнес сможет получить займы.  На пополнение таких фондов  уже выделено 3,5 млрд. рублей, принято  решение выделить еще 15 млрд. рублей  на эти цели. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20–30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование малого бизнеса протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.

     В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:

     - Внесены Госдумой РФ изменения  в ст. 346.12 и 346.13 части второй  Налогового кодекса РФ, направленные  на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий.

     - В конце июня 2009 года во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

     Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений.         Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале 2009 года, во II квартале 2009 года были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:

     - Упрощен доступ малых компаний  к государственному и муниципальному  заказу. В настоящее время открыты  три электронные площадки для  проведения аукционов по размещению  государственных заказов с перспективой  увеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции;

     - Правительством РФ, вслед за принятым  в I квартале 2009 г. решением о  снижении платы за технологическое  присоединение к электросетям, подписано  постановление о совершенствовании  порядка подключения, позволяющее  существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.

     За II квартал 2009 года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.

     Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:

     - Принят новый порядок открытия  малого и среднего бизнеса.  Так, с 1-го июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 502. Данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности.

     - В целях пресечения случаев  необоснованного вмешательства  в деятельность предприятий малого  бизнеса во всех субъектах  РФ созданы подразделения, призванные  обеспечить надлежащий надзор  в данной сфере. В Генпрокуратуре  РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

2. Сокращение административных барьеров, регулирующих деятельность малого предпринимательства

    Как известно, предпринимательская деятельность является свободной, инициативной деятельностью дееспособных физических лиц и юридических лиц, о чем говорится в Конституции страны и в ГК РФ, однако государство в лице законодательных и исполнительных органов регулирует деятельность субъектов малого предпринимательства. Суть проблемы состоит в том, чтобы ограничить объём государственного регулирования, так как полностью отказаться от применения административных барьеров невозможно. Однако практика деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные администратиыне барьеры:

    • сложное законодательство непрямого действия;
    • наличие многочисленных подзаконных актов;
    • противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях;
    • высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства;
    • значительный объём различной отчетности;
    • слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

     Опираясь  на мнение Всемирного банка, основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, являются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция.

     По  мнению авторов программного документа  «борьба с административными  барьерами на пути развития предпринимательства. Практика стран ЕС», для наличия административных барьеров в РФ имеется несколько причин, причем каждая создает препятствие для хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Во-первых, «некачественное законодательство», которому не хватает прозрачности и которое сложно исполнять. Следование законным путем оборачивается огромной потерей времени. Временные затраты или взятки, позволяющие их избежать, превращаются в значительные барьеры.

     Так, весной 2004 г. Российское партнерство по корпоративному управлению и социальной ответственности провело исследования, касающиеся внутренней коррупции. Выяснилось, что представители крупного и среднего бизнеса предпочитают устанавливать особые отношения с нужными чиновниками, задействовать административный ресурс, включая правоохранительные органы и судейское общество. Цель понятна – получить преимущество над конкурентами любой ценой. Открытость и прозрачность в таких случаях служит им только помехой. При этом только прямые (исключая взятки) потери предпринимателей от коррупции составляют более 6 млрд долларов в год.

     Во-вторых, противоречие между федеральными и  региональными законами, создающие  конфликты интересов, которые можно  разрешить либо с помощью дорогостоящего юриста, либо путем дачи взятки ответственному чиновнику. И то и другое оборачивается серьёзными барьерами на пути развития малого предпринимательства.

     В-третьих, необоснованный отказ в государственной  регистрации юридического лица или  индивидуального предпринимателя; длительная волокита в процессе государственной регистрации, получении лицензий, сертификатов, отказ в предоставлении консультаций, например о порядке взимания отдельных видов налогов. В статье 169 УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: за неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя, либо коммерческой организации или уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Однако на практике эта статья УК РФ фактически не действует.

   В-четвертых, проведение большого числа проверок малых предпринимателей, к тому же различными контролирующими органами, количество которых пока на федеральном и региональном уровнях весьма велико, причем проверки они проводят несогласованно, нередко у предпринимателей и государственных служащих имеются разные права и обязанности, что приводит к неоправданным санкциям в случае выявления нарушений. Но главная трудность предпринимателей состоит в том, что контролирующие органы (должностные лица) фактически не несут никакой ответственности за результаты проверок. Согласно проведенному исследованию Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства, среднее число проверок для малых предприятий составляет около семи в год, но на подавляющем количестве малых предприятий проверок было больше.

    Понимая негативное воздействие на развитие малого предпринимательства чрезмерного числа административных барьеров, в РФ со стороны государства  и органов власти субъектов РФ принимаются некоторые меры по сокращению административных барьеров в деятельности субъектов малого предпринимательства. Так, статья 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» направлена на установление упрощенной системы регистрации малого предприятия, лицензирования, сертификации продукции, а так же статистической и бухгалтерской отчетности для малых предприятий», однако не был разработан механизм реализации этой статьи – частично это было осуществлено позже, путем принятия ряда федеральных законов.

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России