Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:08, курсовая работа
Целью данной работы является ответить на вопрос: «Нужно ли поддерживать малое предпринимательство в России и почему?»
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство и его роль в экономике на современном этапе его развития;
2) выявить характерные особенности развития и государственной поддержки МП в России;
3) обозначить перспективы развития малого предпринимательства в России.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Малое предпринимательство - сущность и его развитие в экономике…5
1. Сущность малого предпринимательства…………………………………….5
2. Роль МП в экономике, его преимущества и недостатки……………………7
Глава II. Государственная поддержка малого предпринимательства…….....12
1. Основные направления государственной поддержки МП……………….13
2. Сокращение административных барьеров, регулирующих деятельность МП……………………………………………………………………………….21
Глава III. Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………….26
1. Статистический анализ основных факторов деятельности современного предпринимательства РФ……………………………………………………….26
2. Перспективы развития малого предпринимательства в РФ .27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………….33
Приложения…………………………………………………………………...……34
Определенную роль в сокращении административного бремени сыграл Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. №73, касающийся мер по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства и определяющий следующие направления снижения административного бремени:
Летом 2001 г. Правительство РФ создало Комиссию по сокращению административных ограничений.
Большая роль в осуществлении мероприятий по ограничению административных барьеров принадлежала бывшему Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое разработало и утвердило «Комплекс мер по ограничению и регламентации количества проверок частных предприятий и организаций, проводившихся органами государственной власти, и по снятию избыточных барьеров в деятельности малых предприятий.
Правительство поручило Минэкономразвития организовать в 2006-2008 гг. мониторинг влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства с учетом практики применения законодательства РФ в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора в области лицензирования отдельных видов деятельности, государственной поддержки малого предпринимательства. Кроме того, совместно с Минфином РФ необходимо провести мониторинг в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Министерству экономического развития необходимо представлять ежегодно в 1-м квартале в Правительство РФ сводный доклад по материалам проведения мониторинга за предшествующий год с предложениями по дальнейшему сокращению административных ограничений в области предпринимательства. Данное поручение позволит государственным органам отслеживать точный, поэтапный ход предпринимателей в их развитие, что поможет спрогнозировать правительству дальнейшее развитие страны в целом.
Делая
выводы по данной главе, можно выделить
следующее: Правительство Российской
Федерации пытается принимать различные
меры в плане государственного регулирования
малого бизнеса, но они очень малы по сравнению
с западными странами. В этом деле необходимо
совершенствовать законодательную базу
тем более в условиях мирового кризиса.
Конечно, постепенно законодательство
о малом предпринимательстве развивается
в сторону предоставления малому бизнесу
дополнительных правовых гарантий. Однако
этот процесс далеко не завершен, а меры,
которые применяются, или которые планируется
применять в ближайшее время для облегчения
административной нагрузки на малый бизнес,
необходимо систематизировать и реализовывать
комплексно.
Глава III. Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России
Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние годы не увеличивается, так как имеются серьёзные трудности в организации их деятельности, описанные выше в данной работе. Число малых предприятий по федеральным округам РФ на 1 января 2009 г. по сравнению с теми же данными на 1 января 2005 г. приведено в таблице (см. Приложение 1). Как видно из таблицы, за последние годы уменьшилось число малых предприятий. В основном изменения произошли в таких ведущих отраслях экономики, как промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, образование. Как видно из таблицы, число малых предприятий в целом по стране не увеличивается, что отражает отрицательную тенденцию развития малого предпринимательства.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), объёмы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в 2008 г. характеризуются данными приведенными в «Приложении 2».
Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Так, общий объем инвестиций в основной капитал на МП в Российской Федерации в 2008 году составил порядка 317 387 млн. рублей или более 2 235 рублей на душу населения. По показателю объема инвестиций в основной капитал на МП на душу населения лидирует Сибирский федеральный округ (3 075,4 рубля). Немного отстают от него Южный и Приволжский федеральные округа. Наименьший объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения отмечен в Дальневосточном федеральном округе (892,2 рубля). См. «Приложение 3».
Число занятых на малых предприятиях России составляет 18% от общего числа наёмных работников, а в странах ЕС около 72%.
Как показывают исследования статистических данных, деятельность малых предприятий характеризуется более высоким уровнем производительности труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях. Во всех указанных сферах производительность труда в 2005 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой эффективности использования работников. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила достигнутую производительность труда в промышленности в среднем на 30%.
В
2007 году число малых предприятий
в России приблизилось к миллионному рубежу.
Совместно с индивидуалами малые предприятия
как юридические лица создают 12-16% ВВП,
значительнаю часть которого ещё, к сожалению,
погружена в теневую экономику. В то время
как в странах ЕС этот показатель равен
70%.
В
целом можно отметить, что вследствие
существования кризисных
1)
замораживать все проекты,
2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3)
пересматривать методы работы
с контрагентами (например, предприятия
будут отказываться от
4)
будут наращивать привлечение
заемных средств с нелегальных
кредитных рынков и перестанут
пользоваться кредитными
Безусловно,
кризис повлияет не на все малые
предприятия. Ущерб от экономического
кризиса для отдельных
• предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
• предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
• предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
• предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
• предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.
Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.
Возможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:
• меры в области увеличения финансовой поддержки;
• меры в области имущественной поддержки;
• меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
• меры в области информационной поддержки.
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:
• меры в области налогового регулирования;
• меры в области сокращения административных барьеров;
• меры в области кадровой поддержки малых предприятий.
Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.
Заключение
Малое предпринимательство играет важную роль в системе экономических отношений современного общества. С одной стороны оно является всеобщей основой развития свободных рыночных отношений, с другой - наиболее действенной формой повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает ощутимый хозяйственный результат. Оно существует и развивается как относительно самостоятельный, отдельный, но не изолированный сектор экономики, обладающий как преимуществами, так и недостатками перед крупным бизнесом. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, малые предприятия занимают свою нишу и удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах.
Экономическая сущность малого предпринимательства проявляется в том, что это особый тип предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода. Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности в принятии решений, перестройке организационной структуры, быстром усвоении происходящих перемен и соответствующая реакция на них. Его недостатки происходят из самой природы малого бизнеса. Однако основной функцией малого предпринимательства является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной инициативы наиболее активной части трудоспособного населения.
Десятилетие реформ по переходу к рыночной экономике в России привело к тому, что становление рыночных отношений в посткоммунистическом периоде заново возродило частное предпринимательство. Благодаря малому бизнесу изменился менталитет человека, появилась возможность максимально проявить свои способности. Однако на сегодняшний день, достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточен. Количество малых предприятий, приходящихся на тысячу жителей в России, меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11% ВВП в России до 50-60% в развитых странах мира, где, кроме этого, малые предприятия являются основными создателями дополнительных рабочих мест. В России на 1000 жителей приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах Европейского Сообщества - 45.
Малое предпринимательство от этапа зарождения и развития в борьбе с внешними неблагоприятными факторами перешло к этапу выживания. Усиливающаяся роль государства в регулировании рынка, особенно потребительского, еще более усложняет его положение. До настоящего времени принято более 160 законодательных актов по защите прав предпринимателей, но существенного влияния на развитие малого бизнеса это не оказало.
Для
претворения больших задач, стоящих
перед экономикой России, необходимо
обеспечить эффективную систему
государственной поддержки
И напоследок хочется добавить, что
малое предпринимательство - это
существенная составляющая цивилизованного
рыночного хозяйства, неотъемлемый
элемент присущего ему конкурентного
механизма. Этот предпринимательский
уклад придает рыночной экономике
должную гибкость, мобилизует
крупные финансовые и производственные
ресурсы населения, несет в
себе мощный антимонопольный
потенциал, служит серьезным
фактором структурной перестройки
и обеспечения прорывов по ряду направлений
научно-технического прогресса, во многом
решает проблему занятости и другие социальные
проблемы рыночного хозяйства.
Особенно важно для России развитие малого
предпринимательства сегодня, так как
именно этот сегмент экономики может помочь
стране в эффективной борьбе с финансовым
кризисом.
Информация о работе Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России