Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является ответить на вопрос: «Нужно ли поддерживать малое предпринимательство в России и почему?»
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство и его роль в экономике на современном этапе его развития;
2) выявить характерные особенности развития и государственной поддержки МП в России;
3) обозначить перспективы развития малого предпринимательства в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Малое предпринимательство - сущность и его развитие в экономике…5
1. Сущность малого предпринимательства…………………………………….5
2. Роль МП в экономике, его преимущества и недостатки……………………7
Глава II. Государственная поддержка малого предпринимательства…….....12
1. Основные направления государственной поддержки МП……………….13
2. Сокращение административных барьеров, регулирующих деятельность МП……………………………………………………………………………….21
Глава III. Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………….26
1. Статистический анализ основных факторов деятельности современного предпринимательства РФ……………………………………………………….26
2. Перспективы развития малого предпринимательства в РФ .27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………….33
Приложения…………………………………………………………………...……34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

    Нельзя  не замечать слабые стороны малого бизнеса среди которых:

  • более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • большая зависимость от крупных компаний;
  • ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условии хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

    Характерный для малого бизнеса низкий уровень  собственного капитала в общем объёме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое  совершенствование производства нужны большие средства. В плане социальных выплат, малые предприятия не всегда предоставляют своим работникам льготы в организации питания, отдыха, лечения и т. д. в сравнении с крупными. Но многие глобальные достоинства малых форм бизнеса с лихвой перекрывают эти негативные стороны.

    Постоянный  поиск общественных потребностей и  непрерывное приспособление к ним  составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.

    Однако, менее благоприятные условия  хозяйствования, чем у крупных, предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами, о чем будет рассказано ниже.

    Чтобы обозначить немаловажную роль малого предпринимательства в экономике, следует вернуться к преимуществам малого предпринимательства. Малый бизнес расширяет производство потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, которые являются непривлекательными для крупных фирм, иначе местные ресурсы были бы невостребованными. Приближение малых предприятий к потребителям ведёт к вовлечению в производство части материальных и финансовых средств населения, которые ранее использовались только для личного потребления.

    Малое предпринимательство является источником стабильных бюджетных поступлений.

    Широкое развитие малых предприятий делают экономику более восприимчивой  к внедрению достижений научно-технического процесса (НТП), данные предприятия быстро осваивают новые виды технологий, новые виды продукции и услуг. Стремясь выжить в условиях конкуренции, малые предприятия склонны идти на риск и осуществлять новые проекты.

    Для экономики в целом деятельность малого предпринимательства является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса говорят о способностях страны приспосабливаться к меняющейся мировой обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно развитие сектра малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. 

Глава II. Государственная поддержка малого предпринимательства

Предпринимательство может развиваться при наличии  в стране определенных внешних и  внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности  для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т. е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение субъектов рыночной экономики.

    Aнализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:

  • слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей , отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе;
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

    Проведенные Институтом стратегического анализа  и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот.2

    1. Основные направления государственной поддержки МП

    Как  показывает  изучение  зарубежного  опыта,  непременным  условием успеха в развитии малого  бизнеса  является  положение  о  том,  что  малые  предприятия  и  малое  предпринимательство  нуждаются  во  всесторонней   и стабильной  государственной  поддержке.  Она  осуществляется  в   различных формах,  в  первую  очередь,  путем  стимулирования  производства  наиболее приоритетных видов  продукции,  предоставления  налоговых  льгот,  дотаций, льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров,  развития  системы  страхования,  организации материально-технического  снабжения.  Важную   роль   играют   принятие   и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

    Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям: 

    1.   Формирование   инфраструктуры   поддержки    и    развития    малого предпринимательства;

    2.   Создание   льготных   условий   использования   субъектами    малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

    3.  Установление  упрощенного  порядка   регистрации   субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации  их продукции,    предоставления    государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства.

    4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. 

    Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства  – это совокупность законодательных  и исполнительных органов государственной  и муниципальной власти, общественных организаций, занимающихся проблемами малого предпринимательства, кредитных и страховых, аудиторских и консалтинговых организаций, учебных заведений, организующих подготовку кадров для малых предприятий, и других видов организаций (технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании и т. д.).

    В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана  на федеральном уровне и формируется  в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности.

    Определяющее  значение в структуре федеральных  органов регулирования и поддержки  малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ.  Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента РФ.       

    Важное  место в инфраструктуре предпринимательства  занимают такие федеральные органы исполнительной власти, как Министерство экономического развития и Министерство финансов РФ.

    Большую роль в развитии законного предпринимательства  должна играть судебная система России, состоящая из Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, третейских судов. Особенно важная роль в развитии цивилизованного предпринимательства принадлежит арбитражным судам.

    Значительную  роль в поддержке малого предпринимательства  должно сыграть Объединение предпринимательских  организаций России (ОПОРА), которое учреждено в сентябре 2001 г. по инициативе более 50 общественных предпринимательских организаций. Цель объединения – консолидация усилий общественных организаций малого и среднего предпринимательства страны для защиты интересов российских предпринимателей на разных уровнях.

    Особенное место в инфраструктуре поддержки развития малого предпринимательства отводится бизнес-инкубаторам и технопаркам, обеспечивающим комплексную поддержку малого предпринимательства.

    Первые  бизнес-инкубаторы в России возникли в начале 1990-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг и комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированнх программ обучения персонала и др. Как правило, нахождение малых предприятий в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2-3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности.

    Участники малого  бизнеса  могут  перейти  на  применение  упрощенной системы   налогообложения,   учёта   и   отчетности. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога на имущество (в отношении  имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, исчисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с гл. 21 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, при этом организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов в соответствии со ст. 24 НК РФ.

    В соответствии с НК РФ налогоплательщиками  признаются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право  применять упрощенную систему налогообложения  в соответствии с положениями  гл. 26 НК РФ. Так, организация имеет  право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация  подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 15 млн. руб. (без учета НДС).

    При соблюдении иных условий, установленных  ст. 346 гл. 26 НК РФ, индивидуальные предприниматели  вправе перейти на упрощенную систему  налогообложения независимо от размера  полученных ими доходов от предпринимательской  деятельности за указанный период.

     Можно проследить, какие меры были приняты  по поддержке малого предпринимательства  в России за последний год. В начале 2009 года, во II квартале сохранялась проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие:

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России