Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:09, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – исследование процессов управления рисками в деятельности торговой организации, а также разработка рекомендаций по выбору эффективных методов управления рисками организации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, классификацию и функции рисков;
- выявить основные решения в условиях неопределенности и риска;
- изучить основные этапы управления рисками;
- дать краткую экономическую характеристику анализируемой организации;
- выяснить какие виды рисков существуют в организации;
Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты управления рисками в деятельности торговой организации
1.1 Понятие и классификация рисков
1.2 Функции и измерение финансовых рисков
1.3 Основные этапы управления рисками
Раздел 2. Управление рисками на примере ООО «Промавтоматика» г.Волгограда
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Промавтоматика»
2.2 Классификация рисков в ООО «Промавтоматика» и способы снижения рисков, используемые на предприятии
Раздел 3. Совершенствование технологии управления с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками
Заключение
Список использованной литературы
- риск неплатежеспособности предприятия;
- инвестиционный риск – вероятность понесения убытков, связанных с инвестиционной деятельностью предпринимателя;
- инфляционный риск. Он возникает в случае возможной потери средств организации в результате повышения уровня цен;
- процентный риск – влечет за собой изменение процентной ставки по кредитам и депозитам предприятия по причине изменения конъюнктуры финансового рынка;
- валютный риск – может вызвать потери или дополнительную выгоду из-за снижения или повышения курса иностранной валюты относительно российского рубля;
- депозитный риск – возникает в результате непродуманного выбора банка, осуществляющего депозитные операции;
- кредитный риск – отпуск готовой продукции в кредит покупателям, потери из-за несвоевременных кредитных выплат; риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок;
- налоговый риск. Как свидетельствует современная отечественная фискальная политика, этот вид риска считается совершенно непредсказуемым, так как постоянно происходят реформы в налоговом законодательстве, что ведет к изменению ставок налогов, отмене ранее существовавших льгот налогообложения;
- структурный риск. Источником этого вида риска является неэффективное финансирование издержек организации.
2) коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, купленных у поставщиков. Основные причины коммерческого риска:
- снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
- потери товара;
- потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.
Коммерческий риск включает в себя:
- риск, связанный с реализацией товара на рынке;
- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
- риск, связанный с приемкой товара покупателем;
- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
- риск форс-мажорных обстоятельств.
3) маркетинговые риски. Источниками возникновения маркетинговых рисков выступают низкая квалификация у сотрудников маркетинговых служб, ошибающихся в выборе рынков сбыта продукции, определении эффективного стратегического поведения на рынке, а также просто отсутствие сети сбыта на имеющихся рынках. [13, с. 192]
4) юридические риски – это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора.
5) организационные риски – это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании;
6) рыночные риски – это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, риск снижения спроса на продукцию, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности.
В случае наступления одного или нескольких перечисленных выше рисков, ООО «Промавтоматика» должно принять все возможные меры по минимизации негативных последствий. Организация проводит анализ вероятных рисковых ситуаций с целью предвидения возникновения рисков и принятия мер защиты от их влияния. Параметры проводимых мероприятий будут зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.
ООО «Промавтоматика» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку некоторые описанные факторы находятся вне контроля организации.
В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности организации.
Многообразие применяемых в предпринимательской деятельности методов управления риском можно разделить на 4 группы:
1. методы уклонения от рисков;
2. методы локализации рисков;
3. методы диверсификации рисков;
4. методы компенсации рисков.
При выборе конкретного метода управления рисками риск-менеджер ООО «Промавтоматика» должен исходить из следующих принципов:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- нельзя рисковать многим ради малого;
- следует предугадывать последствия риска.
Рассмотрим более подробно способы управления риском как методы уклонения от риска. [10, с. 115]
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка. Методы уклонения от риска подразделяются на:
- отказ от ненадежных партнеров, то есть стремление работать только с надежными, проверенными партнерами, не расширение круга партнеров; отказ от участия в проектах, связанных с необходимостью расширить круг партнеров, отказ от инвестиционных и инновационных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает сомнения;
- отказ от рискованных проектов, то есть отказ от инновационных и иных проектов, реализуемость или эффективность, которых вызывает сомнение;
- страхование рисков, основной прием снижения риска, страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьезнее относится к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами;
- поиск гарантов. Как и при страховании, целью является перенос риска на какое-либо третье лицо. Функции гаранта могут выполнять различные субъекты (различные фонды, государственные органы, предприятия) при этом необходимо соблюдать принцип равной взаимной полезности, то есть желаемого гаранта можно заинтересовать уникальной услугой, совместной реализацией проекта;
- увольнение некомпетентных работников.
Методы локализации рисков используются в редких случаях, когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска. К таким методам локализации относятся:
- создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом) для выполнения рискованных проектов;
- заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных проектов.
Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска и подразделяются на:
- распределение ответственности между участниками проекта –
необходимо при распределении работ между участниками проекта четко разграничить сферы деятельности и ответственность каждого участника, а так же условия перехода работ и ответственности от одного участника к другому и юридически это закрепить в договорах. Не должно быть этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью;
- диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования это расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия различных регионов;
- диверсификация сбыта и поставок, то есть работа одновременно на нескольких рынках, когда убытки на одном рынке, могут быть компенсированы успехами на других рынках, распределение поставок между многими потребителями, стремясь к равномерному распределению долей каждого контрагента. Так же можно диверсифицировать закупку сырья и материалов, что предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его «окружения». При нарушении поставок по разным причинам предприятие сможет работать с другим поставщиком аналогичного продукта;
- распределение риска во времени (по этапам работы), то есть необходимо распределять и фиксировать риск во времени при реализации проекта. Это улучшает наблюдаемость и контролируемость этапов проекта и позволяет при необходимости сравнительно легко их корректировать.
Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Методы компенсация рисков более трудоемки и требуют обширной предварительной аналитической работы для их эффективного применения:
- стратегическое планирование деятельности как метод компенсация риска дает положительный эффект, если разработка стратегии охватывает все сферы деятельности. Этапы работы по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест при реализации проектов, заранее идентифицировать источники рисков и разработать компенсирующие мероприятия, план использования резервов;
- прогнозирование внешней обстановки, то есть периодическая разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды хозяйствования для участников проекта, прогнозирование поведения партнеров и действий конкурентов общеэкономическое прогнозирование;
- мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах. Необходимо широкое использование информатизации – приобретение и постоянное обновление систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, привлечение консультантов. Полученные данные позволят уловить тенденции развития взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, дадут время для подготовки к нормативным новшествам, предоставят возможность принять соответствующие меры для компенсации потерь от новых правил хозяйственной деятельности и скорректировать оперативные и стратегические планы;
- создание системы резервов. Этот метод близок к страхованию, но сосредоточенному внутри организации. На предприятии создаются страховые товарные запасы, резервные фонды денежных средств, разрабатываются планы их использования в кризисных ситуациях. Актуальным является выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами с организацией их оптимальной структуры и достаточной ликвидности вложенных средств.
- обучение персонала и его инструктирование.
Методы исследования риска весьма разнообразны, поскольку охватывают как теоретические аспекты, так и практические стороны проявления последнего. [11, с. 29] В управлении риском необходимо перейти к интегрированному подходу, в котором средства и методы совместно используются на всем предприятии, а в управлении организацией есть хорошо продуманная стратегия. Интегрированный подход – это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности.
Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ООО «Промавтоматика» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т. п.
Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже изготовленной продукции и идти на прочие дополнительные затраты. Кроме того, может измениться и объем произведенной продукции.
Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность поставщиков сырья, материалов и покупателей произведенной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр.