Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, ее структуры и особенностей функционирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. Место банковской системы в современном мире
1.1 Понятие банковской системы
1.2 История развития банковской системы Республики Беларусь
1.3 Функционирование институциональных структур, содействующих обеспечению стабильности банковского сектора
2. Анализ развития банковской системы Республики Беларусь
3. Пути совершенствования банковской системы и кредитно-денежной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
регулирование денежного обращения;
регулирование кредитных отношений;
осуществление валютного регулирования;
осуществление государственной регистрации банков, кредитных и других учреждений, осуществляющих банковские операции;
надзор за деятельностью банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования;
регулирование внешнеэкономической деятельности банков;
обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе;
разработка платежного баланса Республики Беларусь;
определение порядка проведения безналичных и наличных расчетов [4, с. 26].
Банковская система Беларуси — одна из самых управляемых и контролируемых на территории СНГ. На сегодняшний день в Беларуси функционирует 28 АКБ, в числе которых 15 — совместных, с участием иностранного капитала, и два — со 100-процентным иностранным капиталом. Все вместе они имеют на территории нашей небольшой страны 544 филиала, которые оказывают населению и субъектам хозяйствования различные финансовые услуги [19].
Участие органов государственного управления и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в уставных фондах банков Республики Беларусь определяется стратегическими направлениями развития Республики Беларусь и задачами, стоящими перед банковским сектором, по кредитованию государственных программ.
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь на 01.01.2008 участвовал в уставных фондах 10 банков в общей сумме 3 270,5 млрд. рублей (72,3 процента уставного фонда по банковскому сектору). В 4 банках доля Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь превышала 50 процентов уставного фонда: ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“, ОАО ”БПС-Банк“, ОАО ”Белинвестбанк“ (далее – государственные банки).
Инвестиционный климат и политику привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику определяют Инвестиционный
кодекс Республики Беларусь, Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года,
программные документы развития банковского сектора экономики страны, которые предусматривают реализацию комплекса мер по совершенствованию законодательства в области отношений собственности, налогового и таможенного законодательства, инвестиционной и предпринимательской деятельности, развития свободных экономических зон, формирования инвестиционной инфраструктуры и создания ряда преференций иностранным инвесторам [18, с. 16].
В 2007 году активизировался интерес иностранных стратегических
инвесторов к банковскому сектору Республики Беларусь, чему способствует, с одной стороны, проводимая государством политика содействия развитию этого процесса, а с другой стороны, устойчивость и эффективность функционирования банковской системы и национальной экономики.
Иностранный капитал на 01.01.2008 присутствовал в уставных
фондах 23 из 27 действующих банков, в 7 из которых он составлял 100 процентов, еще у двух банков – только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. Доля нерезидентов в совокупном уставном фонде банков Республики Беларусь на 01.01.2008 составила
9,8 процента, в том числе удельный вес российского капитала в уставных фондах банков – 3,3 процента. В уставных фондах белорусских банков также участвует капитал из Австрии, Великобритании, Кипра, Латвии, Швейцарии, Нидерландов, Казахстана, Ливии, США, Украины и других стран.
Наиболее значимыми сделками в 2008 году явились продажи:
контрольного пакета акций (порядка 65 процентов) ОАО ”Белвнешэкономбанк“ Государственной корпорации ”Банк развития и внешнеэкономической деятельности ”Внешэкономбанк“ (Российская Федерация);
контрольного пакета акций ЗАО ”Славнефтебанк“ банку ”Банк ВТБ (ОАО)“ (Российская Федерация). ЗАО ”Славнефтебанк“ переименовано в ЗАО ”Банк ВТБ (Беларусь)“;
контрольного пакета акций ЗАО ”Северный инвестиционный банк“ компании ”XIMEX EXECUTIVE LIMITED“ (Великобритания).
ЗАО ”Северный инвестиционный банк“ переименовано в ЗАО ”Кредэксбанк“;
почти 100 процентов акций ЗАО ”Атом-Банк“ (99,999 процента) стратегическому инвестору из Украины. ЗАО ”Атом-Банк“ переименовано в ЗАО ”Дельта Банк“;
83 процентов акций ОАО ”Международный резервный банк“ группе ”Догмат“;
100 процентов ОАО ”Лоробанк“ группе Home Credit.
ОАО ”Лоробанк“ переименовано в ОАО ”ХКБанк“.
Кроме того, доля ОАО ”Газпром“ и АБ ”Газпромбанк“ (ОАО) (Российская Федерация) в уставном фонде ОАО ”Белгазпромбанк“ увеличилась до 85 процентов. Состоялась сделка между американским Фондом ”Horizont Capital“ и ЗАО ”Минский транзитный банк“.
В 2008 году валовый объем иностранных инвестиций в банковский сектор посредством операций на первичном рынке акций составил 65,8
млн. долларов США и 15,3 млн. евро, в 2007– 7,1 млн. долларов США[18, с. 17].
По-прежнему среди них особняком стоят так называемые "системообразующие" банки, они же — уполномоченные по обслуживанию государственных программ. Это "Беларусбанк", "Агропромбанк", "Белпромстройбанк", "Приорбанк", "Белвнешэкономбанк", "Белбизнесбанк" и "Белорусский банк развития", в которых сосредоточено до 85—86 процентов всех активов банковской системы. На территории Республики Беларусь находятся 8 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии, Украины. В частности, "Дрезднербанка" и "Коммерцбанка" (Германия), "Мосбизнесбанка" (Россия), "Депозитно-Кредитового банка" (Люблин, Польша). Большинство банков являются универсальными кредитными учреждениями, осуществляющими широкий круг банковских операций в интересах отечественных и зарубежных клиентов. Законом о ценных бумагах и фондовых биржах определены порядки регистрации, выпуска и обращения ценных бумаг, порядок и принципы деятельности фондовой биржи, а также дополнительные меры по защите иностранных инвесторов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем принятия законодательных и нормативных актов, лицензирования и контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. С целью обеспечения единой государственной политики в этой сфере образован центральный государственный орган - Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь.
Национальный банк регулирует и координирует кредитно-денежные отношения, производит эмиссию денег, стимулирует развитие кредитно-финансовых институтов, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность. Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств. Операции по продаже и покупке ресурсов могут производиться как в Беларуси, так и за ее пределами. Возможно создание банков со 100-процентным иностранным капиталом, а также совместных банков, открытие филиалов и представительств иностранных банков. Иностранные юридические лица вправе иметь счета в уполномоченных банках на территории Республики в рублях и иностранной валюте.
Половина активов приходится на кредиты реальному сектору экономики, сельскому хозяйству и физическим лицам. Сумма так называемых "проблемных" кредитов чуть более 16 процентов от общего количества выданных банками срочных займов.
Среди главных трудностей, переживаемых банковской системой Беларуси является скромность собственных капиталов АКБ, которые будут недостаточны в случае необходимости компенсации потерь от выдачи теоретически возможных "невозвратных" кредитов и проведения рискованных операций.
В настоящее время на страховом рынке действует 61 страховая организация, в том числе две государственных - Белорусская государственная страховая организация ("Белгосстрах"), Белорусская государственная страховая организация по страхованию рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью и 59 негосударственных, созданных в форме акционерных обществ (53) и обществ с ограниченной ответственностью (6), которые имеют в своем подчинении 270 обособленных структурных подразделений. Кроме Банковская система Беларуси в состоянии решать все важные задачи, предусмотренные основными направлениями денежно-кредитной политики республики.
Осуществлен комплекс мер по повышению надежности и устойчивости функционирования банков, росту их финансового потенциала. Увеличились уставные фонды, на 17,5 процента возрос собственный капитал банков, хотя его рост на весь этот год планировался в 10 процентов [20].
Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики.
Банковское законодательство устанавливает правовое положение субъектов банковских правоотношений; определяет порядок: создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. В банковском законодательстве заложены основные принципы банковской деятельности, используемые в международной практике:
Регулирование деятельности коммерческих банков и реализация пруденциального надзора осуществляется Национальным банком;
Банковская деятельность и осуществление отдельных операций подлежат обязательному лицензированию;
Банки свободны от обязательств государства, равно как и государство не несёт ответственность по обязательствам банков;
органы государственной власти не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков;
банки обязаны в период осуществления свой деятельности соблюдать установленные нормативы безопасного ведения дела;
банки обеспечивают тайну по счетам, вкладам и операциям клиентов в установленных законом рамках.
Коммерческие банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.
По мировым стандартам банки РБ очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы РБ даже не равна среднему банку РФ. В то же время организационная структура управления банковского сектора РБ построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др.
Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком РБ обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Национальный банк РБ устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков; норматив для действующей части уставного фонда; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.
Правовой основой создания и прекращения деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь являются «Банковский кодекс Республики Беларусь» и нормативные документы НБ Республики Беларусь.
В последние годы развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь было направлено на повышение устойчивости банковской системы, расширение ее финансового потенциала, улучшение количества и качества выполняемых банковских операций и оказываемых услуг. Решение указанных задач осуществлялось за счет расширения ресурсной базы банков, оптимизации структуры активов и пассивов, повышения капитализации банков, снижения всех видов рисков, повышения качества управления банками.
Банковская система республики функционировала достаточно устойчиво. Значимым участником проведения государственной социально-экономической политики является группа ведущих банков, специализирующихся на обслуживании крупных народнохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственных социально-экономических программ.
К основным положительным результатам качественного характера развития банковской системы Республики Беларусь можно отнести значительное повышение кредитной дисциплины, снижение доли проблемной задолженности, расширение ресурсной базы, повышение доверия населения к белорусским банкам [1].
Что касается совершенствования банковского законодательства, то нормотворческая деятельность Национального банка в 2008 году была направлена на совершенствование банковского законодательства в области регулирования банковских операций, кредитных и залоговых отношений, защиты банковских вкладов (депозитов), операций с иностранной валютой и иных сфер банковской деятельности. Национальный банк активно способствовал осуществлению либерализации условий ведения бизнеса в Республике Беларусь.
В 2008 году приняты законодательные акты, в подготовке которых Национальный банк принимал непосредственное участие:
Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 года ”О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1466), создавший правовые основы защиты денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, от возможных банкротств банков;
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”О кредитных историях“, регулирующий отношения, связанные с формированием Национальным банком кредитных историй на основании представленных источниками кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставлением Национальным банком кредитных отчетов пользователям и субъектам кредитных историй.
В 2008 году было принято 80 постановлений Правления Национального банка и 51 постановление Совета директоров Национального банка, которые касались различных направлений функционирования банковской системы Республики Беларусь [7, с. 48].
Национальный банк Республики Беларусь принял решение о снижении с 1 декабря 2009 года на 0,5 процентного пункта ставки рефинансирования до 13,5 % годовых. Основанием для такого шага послужили устойчивое снижение уровня инфляции, рост депозитов населения, стабильная ситуация на внутреннем валютном рынке и ряд других позитивных тенденций в экономике страны.