Современная банковская система Республики Беларусь: структура и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, ее структуры и особенностей функционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Место банковской системы в современном мире
1.1 Понятие банковской системы
1.2 История развития банковской системы Республики Беларусь
1.3 Функционирование институциональных структур, содействующих обеспечению стабильности банковского сектора
2. Анализ развития банковской системы Республики Беларусь
3. Пути совершенствования банковской системы и кредитно-денежной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

карсовая.doc

— 637.00 Кб (Скачать документ)

Для привлечения как иностранных, так и отечественных инвесторов условия, устанавливаемые для новых инвестиций, в том числе и требование о сохранении имеющегося количества работников и сетки заработной платы, необходимо сократить;

Опираясь на опыт других стран, можно ожидать возобновления действия стимулов после принятия современного Закона о приватизации и создания Агентства по приватизации, уполномоченного осуществлять подготовку предприятий к приватизации и имеющего право нанимать профессионалов на рынке для поддержания этого процесса. Приватизация нескольких предприятий посредством открытого прозрачного и конкурентного тендера в начале следующего года помогла бы продемонстрировать твердость намерений правительства и содействовала бы развитию потенциала.

Обеспечение социальной защиты может содействовать сокращению негативных последствий и сохранению поддержки структурных реформ со стороны общественности. Можно создать систему социальной защиты, которая обеспечит поддержание прожиточного минимума и помощь в профессиональной подготовке временно высвобождаемой рабочей силы до тех пор, пока она не будет поглощена рынком труда. Доходы от приватизации и бюджетные средства, сэкономленные за счет сокращения субсидирования неэффективного производства, могут помочь профинансировать систему социальной защиты.

Уровень обменного курса и режим курсообразования представляются адекватными, однако, в дальнейшем потребуется перейти к более гибкой системе. В настоящее время действующая привязка курса к корзине валют при гибком его колебании вокруг центрального паритета обеспечивает наилучшие перспективы сохранения внешней стабильности. С течением времени, когда будут созданы необходимые институциональные условия, Беларусь может двигаться далее в направлении гибкости обменного курса. Гибкий режим курсообразования поможет Беларуси справляться с шоками, с которыми сталкивается ее реальный сектор. Для этого потребуется альтернативный номинальный якорь (например, система инфляционного таргетирования) и независимость центрального банка, который будет способен проводить заслуживающую доверия денежно–кредитную политику [6].

Количественные и качественные параметры развития банковского сектора и основные денежно-кредитные показатели в значительной мере зависят от достижения целей, реализации приоритетов и решения задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.

Проведение эффективной денежно-кредитной политики, повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора должны содействовать развитию всех отраслей экономики.

В текущем пятилетии главной целью социально-экономического развития страны является дальнейшее повышение уровня и качества жизни людей на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для них. Предусматривается обеспечить прирост реальных денежных доходов как основы повышения уровня жизни населения на 49 – 56 процентов (8 – 9 процентов в год), снизить уровень малообеспеченности в 2 раза. Основным источником роста денежных доходов домашних хозяйств является увеличение реального ВВП, объем которого за 2006 – 2010 годы прогнозируется нарастить на 46 – 55 процентов.

Одним из важнейших направлений достижения и реализации приоритетов социально-экономического развития является улучшение макроэкономических условий и формирование эффективных рыночных институтов. В частности, для обеспечения устойчивого роста экономики намечается дальнейшее совершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах продолжается налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышения эффективности налоговой системы в целом, ориентация ее на стимулирование экономического развития и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Важнейшими направлениями налоговой реформы станут упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени на экономику.

Значительное внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства. Государственная политика поддержки данного сектора экономики будет направляется на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому его развитию. За пятилетие доля ВВП, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП должна увеличиться более чем в 2 раза [19, с. 19].

Важнейшей задачей в институциональной области стало развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности. Значительная роль в этом отводится финансовым рынкам.

Высоким темпам экономического роста в Беларуси будут способствовать:

- относительно стабильные темпы мирового экономического роста в 2006 – 2010 годах около 4,6 процента;

- сохранение высоких мировых цен на энергоносители, что обеспечит достаточно высокий рост реального ВВП в России, а значит, и сохранение высокого потребительского и инвестиционного спроса на традиционном для белорусских производителей внешнем рынке.

Внутренними факторами экономического роста по-прежнему явятся макроэкономическая и финансовая стабилизация, формирование значительных темпов инвестиционного и потребительского спроса, а также создание условий для повышения эффективности производства, развития малого и среднего бизнеса, привлечения иностранных инвестиций [16, с. 20].

  Цели и задачи развития банковского сектора определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа.

Усиление роли банковского сектора в социально-экономическом развитии страны является одной из важнейших задач государства.

В этой связи целями развития банковского сектора являются:

- повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора;

- рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

На достижение указанных целей развития банковского сектора направлено решение следующих основных задач:

   укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, в первую очередь посредством усиления защиты их интересов;

   повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации   кредиты и инвестиции;

   увеличение объемов кредитования экономики, и в первую очередь инвестиционного, в соответствии с принятыми приоритетами и государственными программами;

   расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности и исключающих использование банков в недобросовестных коммерческих и противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

   повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора;

   интеграция в мировую банковскую систему [19, с. 28].

Основными направлениями развития банковского сектора должны стать:

             совершенствование организационно-правового обеспечения банковской деятельности, усиление роли государства в повышении эффективности деятельности банков с преобладающим участием государства в капитале, институциональное развитие структуры банковского сектора, формирование среды добросовестной конкуренции, активизация международного сотрудничества; [19, с. 29].

             увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков;

             обеспечение стабильности функционирования банковского сектора за счет оптимизации структуры активов и пассивов и улучшения их качества;

             совершенствование внутрибанковских систем управления рисками, а также регулирующего воздействия банковского надзора;

             рост объемов, расширение состава и повышение качества услуг, предоставляемых банками клиентам из нефинансового сектора, а также населению;

             повышение уровня организации деятельности банков на основе развития информационных технологий, совершенствования платежной системы и безналичных расчетов, стандартов учета и отчетности, профессиональной подготовки кадров [19, с. 30].

Указом от 7 декабря 2009 г. № 591 Президент Республики Беларусь утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

Этот документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета нашей страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.

Согласно Основным направлениям в следующем году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

Сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус десять процентов от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.

В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10 процентов Основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12 процентов годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15 процентов годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13 процентов годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.

Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, будут соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения [15].

Таким образом, эффективная денежно-кредитная политика, повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора содействует развитию всех отраслей экономики. Именно поэтому государство стремиться осуществлять последовательную, взвешенную политику в развитии банковского сектора, основанную на комплексном подходе к решению имеющихся в секторе проблем.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире банки представляют собой не просто случайный набор, а сформированную банковскую систему, множество элементов с отношениями и связями, которые образуют единое целое. Можно выделить следующие особенности банковских систем:

1)       уникальность систем.

2)       различия в понимании банка как основного элемента банковских систем.

3)       положение банков на рынке ценных бумаг.

4)       система надзора за деятельностью коммерческих банков.

5)       уровни банковских систем.

Основу правовой базы регулирования деятельности банковской системы республики составляют Закон “О банковской системе” и Закон “О Национальном банке”. В истории банковской системы Республики Беларусь можно выделить 5 этапов.

Банковская система РБ является составной частью кредитной системы и представляет собой совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк РБ (Центральный банк), а на втором – сеть коммерческих банков.

Банковская система Беларуси — одна из самых управляемых и контролируемых на территории СНГ. Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики.

Информация о работе Современная банковская система Республики Беларусь: структура и особенности функционирования