Современная экономическая стратегия государства и ее воздействие на социально-трудовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотрение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и изучение основных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения.
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
формирование новой инновационной стратегии развития РФ
увеличение значимости социальной сферы в развитии рыночной экономики
рост внимания к вопросам эффективности регулирования социально-трудовых отношений
повышение роли социального партнёрства в регулировании трудовых отношений

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г………..5
1.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г……………………………………………………………………………..5
1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ…………………..7 1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ…………………10
Глава 2. Договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ…13
2.1. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения……………………………………………………………………………..13
2.2. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе………………………………………………….17
2.3. Европейская социальная хартия как механизм обеспечения прав человека…………………………………………………………………………………18
Глава 3. Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений ……………………………………………………………………………...27
3.1. Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….27 3.2. Российская трёхсторонняя комиссия как высшей орган системы социального партнёрства……………………………………………………………...29
3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации…………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………............33
Список литературы…………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 500.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

                           Стр.

    Введение……………………………………………………………………………3        

Глава 1. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г………..5        

           1.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г……………………………………………………………………………..5           

1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ…………………..7         1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ…………………10 

Глава 2. Договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ…13      

       2.1. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения……………………………………………………………………………..13                   

          2.2. Особенности  управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе………………………………………………….17

      2.3.    Европейская социальная хартия как механизм обеспечения прав человека…………………………………………………………………………………18 

    Глава 3. Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений ……………………………………………………………………………...27     

        3.1. Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….27   3.2. Российская трёхсторонняя комиссия как высшей орган системы социального партнёрства……………………………………………………………...29 

       3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации…………………………………………….31 

    Заключение………………………………………………………………............33          

    Список  литературы…………………………………………………………….34          
 
 
 
 
 
 

Введение

     Сегодня в условиях усиления глобальной конкуренции, ускоряющихся технологических изменений, возрастания роли человеческого капитала мы должны уметь работать на опережение, на определение проблем и путей их решения, с которыми наша экономика в полной мере еще только начинает сталкиваться, или столкнется в будущем.

     Именно на фоне таких событий возросла актуальность  принятия Стратегии социального - экономического развития России до 2020 г, ведь принимая оперативные решения по стабилизации финансовой системы, поддержанию экономического роста, развитию социальной сферы мы обязательно должны держать в поле зрения долгосрочную перспективу.

     Также в настоящее время в условиях социально-экономического развития РФ одним из обязательных элементов политики государства становится социальное партнёрство, обеспечивающее практическое выполнение конституционных прав и свобод граждан. Повышение эффективности социального партнерства между представителями работодателей, профсоюзов и органами государственной власти является одним из главных направлений будущей концепции развития трудовых ресурсов в РФ. 

Цель  данной работы – рассмотрение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и изучение основных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения. 

Актуальность  данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:

  • формирование новой инновационной стратегии развития РФ
  • увеличение значимости социальной сферы в развитии рыночной экономики
  • рост внимания к вопросам эффективности регулирования социально-трудовых отношений
  • повышение роли социального партнёрства в регулировании трудовых отношений

Согласуясь  с целью работы, нужно решить следующие  задачи:

    • рассмотреть стратегию социально-экономического развития России до 2020 г.
    • выявить основные нерешённые социальные проблемы в РФ и определить приоритеты государственной политики
    • изучить нормативно-правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
    • определить особенности российских трудовых отношений
    • сформулировать обоснованные выводы и оценки по результатам анализа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года 

     Начать  данную главу следует с определения экономической стратегии. Экономическая стратегия – это форма долгосрочного управления социально- экономическими процессами на разных уровнях экономической системы. Экономическая стратегия вырабатывается государством. Она рассчитывается на 10-15 лет: определяются долгосрочные цели развития в разрезе всей национальной экономики, ее сфер и секторов, отдельных отраслей и регионов; отбираются наиболее эффективные пути, средства и методы их достижения. Намечаемые ориентиры характеризуются взаимоувязанной системой основных макроэкономических показателей: темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного и сельскохозяйственного производства, уровнем благосостояния населения и его доходов, темпами инфляции и др.

     На  современной постиндустриальной стадии развития экономическая стратегия  государства реализуется через  пакеты стратегических долгосрочных программ: социальных, экономических, научно-технических, экологических, инновационных и др. Главным направлением государственного стратегического управления становится усиление социальной направленности развития экономики.

     1.1.Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ  до 2020 г1

     Представленная на февральском заседании (февраль 2008 г.)  Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. (далее - Стратегия), по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с энергосырьевого на инновационный путь развития.

     Смысл заявленной Президентом Стратегии  вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от правительственных программ прошлых лет данная Стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что, получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.

     Президент в своем февральском  выступлении на Госсовете  определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 г.: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70% численности населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет. При этом он призвал "сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда".

     Следует отметить, что в отличие от прошлых  стратегий, исходивших из наивного представления  о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешняя Стратегия демонстрирует трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность, стремительно опускающейся на сырьевую периферию мирового рынка, лишающейся внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задачи удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И в соответствии с многочисленными рекомендациями российских ученых определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, адекватное использование наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологичных сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры. 

     1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ2

      

       Главная задача РФ  - в исторически обозримый период (за 20-30 лет) по основным экономическим и социальным показателям достичь уровня самых развитых стран мира.

     Важнейший обобщающий показатель здесь-внутренний продукт в расчёте на душу населения. В развитых странах ВВП на душу населения в основном составляет 30-50 тыс. долларов (страны G-7: США, Япония, Германия, Канада, Великобритания, Франция, Италия). В России ВВП на душу населения на 2008 г. составил 16 тыс. долларов.

     По  расчётам, чтобы за 20 лет  по этому показателю РФ войти в число развитых стран в мире, его минимальный темп роста в России должен быть не ниже 6% в год, что соответствует увеличению за 5 лет примерно на 35 %,за 10 лет—в 1,8 раза, за 20 лет - в 3,2 раза и за 30 лет – в 5,7 раза.

     В таблице 1 содержится сравнительный  прогноз ВВП на душу населения в странах G-7 и в России. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1

     Уровень экономического развития в странах G7 и в России по долгосрочному прогнозу3

     Валовой внутренний продукт на душу населения в

     тыс.долл.по паритету покупательной способности

Страны Исходный  уровень Через 10 лет Через 20 лет Через 30 лет
G-7 30-40 40-50 50-60 65-75
Россия 12 22 40 70

     Прирост ВВп на душу населения принят по странам G-7 по 2,5%; по России- 6% в среднем в год.

     Как видно из таблицы, потребуется два  десятилетия достаточно высоких и устойчивых темпов экономического развития России для того, чтобы достичь по этому важнейшему показателю уровню развитых стран, и три десятилетия - для достижения стран G-7 –самых развитых стран мира.

     Важнейшим  показателем социального развития является  средняя продолжительность жизни населения, а также уровень его образования. И если по уровню образования Россия в мире сейчас занимает примерно 30-е место, то по средней продолжительности жизни Россия уступает не только развитым странам, но и почти всем развивающимся странам (Китаю, например, не говоря уже о Бразилии), не входя по рейтингу в первые 100 стран мира. Заметим, что средняя продолжительность жизни в России составляет менее 67 лет, а в развивающихся странах с примерно таким же уровнем экономического развития - 72 года и в развитых странах - 78 лет. Этот показатель является обобщающим показателем здоровья населения и характеризует во многом состояние здравоохранения. Сопоставимый по возрастной структуре коэффициент смертности населения в России (более 15 на 1000 человек) в 1,4 раза выше, чем в соответствующих развивающихся странах (11-12), и почти вдвое выше, чем развитых странах (8). Если бы уровень здоровья россиян и качество здравоохранения были бы на уровне указанных развивающихся стран, то в России ежегодно умирало бы на 500 тыс. человек меньше, а при условиях развитых стран - на 1000 тыс. человек меньше. Крайне низкая средняя продолжительность жизни свидетельствует о катастрофическом положении в нашем здравоохранении, которая по данным Всемирной организации здравоохранения в рейтинге стран мира занимает 130-140-е место. 

     Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального  повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения - 6%, науки - 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Информация о работе Современная экономическая стратегия государства и ее воздействие на социально-трудовые отношения