Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:31, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и изучение основных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения.
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
формирование новой инновационной стратегии развития РФ
увеличение значимости социальной сферы в развитии рыночной экономики
рост внимания к вопросам эффективности регулирования социально-трудовых отношений
повышение роли социального партнёрства в регулировании трудовых отношений
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г………..5
1.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г……………………………………………………………………………..5
1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ…………………..7 1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ…………………10
Глава 2. Договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ…13
2.1. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения……………………………………………………………………………..13
2.2. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе………………………………………………….17
2.3. Европейская социальная хартия как механизм обеспечения прав человека…………………………………………………………………………………18
Глава 3. Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений ……………………………………………………………………………...27
3.1. Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….27 3.2. Российская трёхсторонняя комиссия как высшей орган системы социального партнёрства……………………………………………………………...29
3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации…………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………............33
Список литературы…………………………………………………………….34
Практика позволяет определить сегодняшние особенности российских трудовых отношений:
1. Нежелание многих работников защищать свои права через формальные процедуры, поскольку компенсации настолько малы, а процедуры их получения столь трудоёмки, что мало кто прибегает к закону. Кроме того, отлично понимая, что непосредственный руководитель является для него «отцом и богом в последней инстанции», работник считает, что, испортив неформальные отношения с руководителем и коллективом, он никогда больше не сможет работать в этом социальном окружении. Социально адаптивный работник предпочитает «уйти по-хорошему» или налаживать неформальные отношения.
2. Нежелание большинства работников участвовать в формировании системы социального партнёрства, отказ принимать участие в комиссиях по заключению коллективных договоров. Складывается парадоксальная ситуация, когда коллективные переговоры инициируют предприниматели, пытаясь обезопасить себя на будущее.
3.
Работник доверяет только лицу,
которое действительно
4. Великая роль на предприятии неформальной иерархии.
5. Наиболее значимыми факторами при приёме на работу являются личное знакомство, участие в сети взаимоотношений, родство.
6.
Преобладание неформальных
Основная
особенность социально-трудовых отношений
в России на современном этапе заключается
в патернализме, вере в «доброго работодателя»
и в полном недоверии к государству.
2.3.Европейская
социальная хартия как
механизм обеспечения
прав человека
Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе.
Подписание РФ 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 года) и создание в 2001 году Межведомственной комиссии РФ по подготовке к ее ратификации наглядно продемонстрировали приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права.
Европейская социальная хартия защищает социальные и экономические права граждан и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Открытая для подписания в 1961 году и вступившая в силу в 1965 году Европейская социальная хартия была пересмотрена в целях её обновления и включения в неё новых категорий прав с учётом произошедших в европейских странах социальных изменений.
В новой Хартии (которая постепенно заменит первоначальную), открытой для подписания 3 мая 1996г. и вступившей в силу 1 июля 1999г., сведены в один документ права, провозглашённые в Европейской социальной хартии 1961 года, протоколах и дополнениях к ней, а также зафиксирован ряд новых положений. В результате расширен объём гарантируемых социальных прав.
На основании подпункта «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996г. (далее – Хартия) подлежит ратификации, поскольку её предметом являются основные права и свободы человека9.
При этом ратификация Хартии является выполнением одного из обязательств Российской Федерации, взятых при вступлении в Совет Европы в феврале 1996г., и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере.
Европейской социальной хартией 1961 года и Хартией предусмотрен собственный контрольный механизм, в соответствии с которым все государства – члены Хартии регулярно представляют доклады о выполнении обязательств, взятых ими при её подписании и ратификации, а также о динамике «освоения» этими государствами иных положений Хартии, помимо тех, которые были взяты ими при присоединении к Хартии (статья 21 Европейской социальной хартии 1961 года и статья С части IV Хартии). Контроль за соблюдением обязательств осуществляет Европейский комитет по социальным правам, состоящий из независимых экспертов.
Присоединение государства – члена Совета Европы к Хартии не создаёт для граждан этого государства оснований для индивидуальных и коллективных жалоб (исков) в Европейский Суд по правам человека в связи с возможными нарушениями положений Хартии.
Европейская социальная хартия (ЕСХ) защищает только гражданские и политические права человека. Ее ратификация государством налагает на него обязательство приведения своего национального законодательства и его практического исполнения в соответствие с международными правовыми нормами, что не требует существенных дополнительных финансовых затрат.
Европейская социальная хартия гарантирует социальные и экономические права человека. Странам с низким уровнем жизни, которые хотят стать Стороной Хартии, что предполагает выполнение ее положений, приходится изыскивать значительные денежные средства на возрастающие социальные расходы.
Права, гарантируемые Хартией, охватывают широкий круг вопросов, являющихся важными для каждого человека10:
жилье -
здравоохранение -
образование -
занятость -
социальная защита -
свобода передвижения -
исключение дискриминации -
Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная) состоит из двух частей. Часть первая закрепляет основополагающие права человека: зарабатывать на жизнь своим трудом по свободно избранной специальности; на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни трудящегося и его семьи; на защиту от бедности; на жилье; на защиту труда подростков, женщин, матерей, инвалидов, мигрантов и др.
При ратификации Хартии государство берет на себя обязательство рассматривать Часть первую в качестве декларации целей, к достижению которых оно будет стремиться, используя все возможности. Хотя это обязательство закрепляется в договорном документе, оно носит политический, а не юридический характер.
Напротив, Часть вторая носит юридический характер. Чтобы стать Стороной Хартии, государству необходимо принять на себя все обязательства либо принять в полном объеме обязательства в отношении по крайней мере шести из девяти указанных в Хартии статей:
ст.1 - Право на труд;
ст.5 - Право на объединения;
ст.6 - Право на заключение коллективных договоров;
ст.7 - Право детей и молодежи на защиту;
ст.12 - Право на социальное обеспечение;
ст.13 - Право на социальную и медицинскую помощь;
ст.16 - Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;
ст.19 - Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь;
ст.20 - Право на равные возможности и равное обращение в занятости и выборе рода занятий без дискриминации по признаку пола.
Сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Хартии показывает11, что существующие в России институциональные и правовые основы социальных и экономических гарантий прав граждан в основном соответствуют положениям Хартии. Вместе с тем уровень реально предоставляемых гарантий для отдельных групп населения определяется экономическими возможностями государства. Повышение этого уровня до стандартов, установленных Хартией, связано с дальнейшим экономическим развитием страны.
Реализация принимаемых в стране мер по дальнейшему развитию социально-трудовой сферы позволяет приблизиться к стандартам, провозглашённым в Хартии, что даёт возможность выполнения обязательств, принимаемых при её ратификации.
Учитывая существующие различия между социальными и экономическими структурами европейских государств, Хартия не предусматривает, что государство, её ратифицирующее, должно обязательно и немедленно принять все статьи, содержащиеся в ней. Существует гибкая система, позволяющая государствам отбирать статьи, приемлемые для них, но обязывающая при этом согласиться с «основными статьями» по обязательствам, которые считаются основополагающими. Таким образом, государствам предоставляется возможность в дальнейшем расширять круг своих обязательств.
Предлагается принять обязательства от имени Российской Федерации в отношении 19 статей из 31 статьи Хартии, в том числе 6 статей (1, 5, 6, 7, 16 и 20) из 9 обязательных (это статьи о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодежи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола).
В настоящее время из трёх оставшихся обязательных статей – 12, 13 и 19 – не предлагается к ратификации статья 13, а статья 12 «Право на социальное обеспечение» и статья 19 «Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь» ратифицируются не в полном объёме (в статье 12 ратифицируется положение о создании и поддержке системы социального обеспечения, а в статье 19 – положение об обеспечении работникам-мигрантам не менее благоприятного, чем собственным гражданам, режима в отношении налогов и сборов, а также положение о разрешении работникам-мигрантам в установленных законом пределах переводить на их родину определённую часть заработной платы и иных доходов в соответствии с их желанием). Ратификация этих статей в полном объёме повлечёт за собой дополнительные финансово-экономические обязательства и необходимость проведения значительной работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права.