Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:31, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и изучение основных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения.
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
формирование новой инновационной стратегии развития РФ
увеличение значимости социальной сферы в развитии рыночной экономики
рост внимания к вопросам эффективности регулирования социально-трудовых отношений
повышение роли социального партнёрства в регулировании трудовых отношений
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г………..5
1.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г……………………………………………………………………………..5
1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ…………………..7 1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ…………………10
Глава 2. Договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ…13
2.1. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения……………………………………………………………………………..13
2.2. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе………………………………………………….17
2.3. Европейская социальная хартия как механизм обеспечения прав человека…………………………………………………………………………………18
Глава 3. Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений ……………………………………………………………………………...27
3.1. Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….27 3.2. Российская трёхсторонняя комиссия как высшей орган системы социального партнёрства……………………………………………………………...29
3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации…………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………............33
Список литературы…………………………………………………………….34
Сильно отстает наша страна и по обеспеченности граждан жильем, учитывая качество жилья и жилищно-коммунальных услуг. Здесь среди стран мира Россия занимает примерно 80-е место.
Как видно, чтобы достичь уровня развитых стран мира по социальным показателям, недостаточно одного экономического развития. Этот рост должен идти с преимущественным улучшением социальных показателей и прежде всего показателей здоровья, уровня образования населения и его обеспеченности жильем.
Также при рассмотрении социальных показателей нельзя принимать во внимание только средние величины. Здесь особое значение имеет дифференциация условий жизни по группам населения. Например, средний доход 10% богатых семей России превышает средний доход 10% бедных более чем в 15 раз в сравнении с 6 разами в развитых странах Европы и в Японии. Еще видны различия в накоплении богатства. Стратегическая задача здесь заключается в том, чтобы по мере повышения уровня экономического и социального развития проводилась целенаправленная политика на сокращение разницы в доходах и распределении богатств межу бедными и богатыми.
Сравнительный
прогноз экономических и
Таблица 2
Место
в России в международных
рейтингах среди 210
стран мира4
Показатели | Исходный
уровень |
Через
10 лет |
Через
20 лет |
Через
30 лет |
Уровень экономического развития | 50 | 40 | 30 | 10-20 |
Реальные доходы на душу населения | 50 | 40 | 30 | 10-20 |
Средняя продолжительность жизни | 100 | 60 | 40 | 10-20 |
Жилищная обеспеченность | 80 | 60 | 40 | 10-20 |
Здравоохранения | 130 | 70 | 40 | 10-20 |
Образование | 30 | 20 | 10 | 5-10 |
Депопуляция населения (разница между рождаемостью и смертностью населения), тыс. чел. | -500 | 0 | +200 | +500 |
Таким образом, для реализации стратегии социально-экономического развития России необходимо обеспечить высокие темпы социально-экономического развитии нашей страны, которые должны быть в 2-2,5 раза больше, чем в развитых странах.
1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ
Восприятие социальной сферы как сугубо затратной умаляет смысл вложений в человека.
В сознании немалого числа политиков и управленцев закрепился стереотип о затратности социальной политики, которая рассматривается исключительно в ракурсе ее привязки к расходной части бюджетов всех уровней. Не менее распространено отношение к ней, как к ”служанке” экономики, несущее на себе отпечаток второсортности, что по сути своей абсурдно.
Для общества социальная политика - не балласт, а важнейший ресурс развития, потенциал которого все еще недооценен5. Без активной социальной политики, чьими объектами являются занятость, формирование рабочей силы, организация, условия, оплата труда, доходы населения и т.д., невозможен прогресс экономики. А это - единственное средство повышения благосостояния граждан.
Сегодня к основным нерешённым социальным проблемам, угрожающим социальному развитию России, относятся:
Глава
2.Договорное регулирование
социально-трудовых
отношений
2.1.Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения6
Термин «социально-трудовые отношения» в последние годы широко применяется в юридической литературе, документах судебных органов. Используется он в ряде статей Трудового кодекса (ТК).
Основными задачами трудового законодательства в соответствии со ст. 1 ТК РФ является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений по:
Приведенный выше перечень нельзя считать исчерпывающим. В юридической литературе обоснованно отмечается, что состав общественных отношений, регулируемых трудовым правом, включает и такие отношения, которые не получили прямого урегулирования в законодательстве РФ о труде, хотя они и существуют в реальной жизни. К ним относятся, например, отношения, по социальному (социально-бытовому) обслуживанию, которые в масштабе отдельных отраслей и организаций регулируются коллективными договорами и соглашениями, а в международном - нормативными актами региональных международных организаций, в частности Совета Европы и СНГ.
Наиболее
часто встречающиеся в
Реализовать индивидуальные трудовые права гораздо сложнее, чем коллективные, поскольку работник вынужден действовать самостоятельно, включая разрешение возможных конфликтных ситуаций с работодателем. Даже если интересы работника кто-либо представляет, его положение очень уязвимо, и далеко не каждый решается отстаивать свои права, опираясь на имеющиеся гарантии. Более защищены те, на кого распространяются коллективные трудовые права, которые отстаиваются через представителей (чаще всего через профсоюзы).
Для эффективного и быстрого решения спорных вопросов, возникающих между работником и работодателем, желательно привлекать независимого посредника. Его функцию выполняют государственные трудовые инспекции, но их штат явно недостаточен. Представляется необходимым активизировать деятельность профсоюзов: именно они могут более эффективно защищать права работников - и индивидуальные, и коллективные.
Юридические гарантии основных трудовых прав принято делить на общие, относящиеся ко всем работникам, и специальные, распространяющиеся, как правило, на наименее защищенных: женщин, несовершеннолетних. Специальные гарантии могут быть временными (до исполнения 18 лет, до окончания работы во вредных или тяжелых условиях) или постоянными (для женщин).
В зависимости от причин гарантии трудовых прав работников могут иметь преимущественное или вспомогательное значение. Сегодня в условиях существования безработицы трудящиеся более всего нуждаются в гарантировании своего индивидуального права на занятость.
Хотя ст.12 Закона о занятости гарантирует всем свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защиту от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, в действительности свобода выбора вида занятости затруднена - особенно для несовершеннолетних, женщин, имеющих детей или достигших 45-50 лет, инвалидов. Предложение о квотировании мест для этих категорий не находит поддержки у работодателей. Очевидно, их следует заинтересовывать, например, снижая "гендерную окраску" льгот в трудовом праве (в частности, используя шведский опыт, когда часть отпуска по уходу за ребенком обязательно должен использовать отец, иначе право на эту часть утрачивается), шире распространяя успешно реализуемую в ряде регионов страны программу "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет", позволяющую большинству ее участников закрепиться на работе.
Многие представители трудового права в последнее время выступают за создание трудового процессуального кодекса, который отражал бы особенности реализации трудовых прав работника в случае их нарушения, предоставлял ему больше прав, чем работодателю. Дискутируется вопрос о формировании системы трудовых судов, характеризующихся быстрым порядком рассмотрения трудовых споров и наличием в составе судей представителей профессиональных союзов и работодателей (по нашему мнению, работник должен сохранить право обращаться к мировому судье или в федеральный суд, либо в специальный трудовой суд, если последний будет создан). При этом высказывается мнение, что работнику необходимо гарантировать больше прав, чем работодателю, чтобы он, не боясь потерять работу, мог полнее реализовывать свои трудовые права. Зависимое положение работника приводит к тому, что нарушения в сфере труда повсеместно носят латентный характер, а работник, не обращается за защитой своих нарушенных прав.
Гарантом реализации трудовых прав граждан должно быть государство, вмешательство которого следует распространить не только на сферу охраны труда, но и на контроль за повседневной деятельностью работодателей.
Хотя социальные права человека входят в число базовых конституционных ценностей современного общества, многие россияне при реализации своих прав в сфере труда и социального обеспечения сталкиваются с различными препятствиями, прежде всего их экономическими разновидностями, к которым можно отнести не только дефицит финансовых ресурсов, но и отсутствие достаточного количества рабочих мест, несправедливые распределительные отношения по поводу произведенного национального продукта.
Наличие экономических препятствий в реализации социальных прав граждан свидетельствует о существенных изъянах в системе институтов государственной власти, слабости и неразвитости структур гражданского общества, бессистемности.
2.2. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе8
В России неформальное регулирование социально-трудовых отношений превалирует над формальным. Причины этого многие видят в несовершенном трудовом законодательстве России. Опыт работы, исследование трудового поведения промышленных рабочих, банковских сотрудников, работников инвестиционных компаний приводит к выводу, что главенство закона, дух закона, писаные нормы, инструкции, положения никогда не были решающими факторами регулирования трудового поведения. 90% всех социально-трудовых отношений основаны на неформальных договорённостях. Причину этого следует видеть в длительном периоде самодержавной власти, отсутствии чётких и подробно прописанных законов, определяющих трудовые отношения, тысячелетнему презрению власти к человеку труда и к подчинённому.