Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:31, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и изучение основных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения.
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
формирование новой инновационной стратегии развития РФ
увеличение значимости социальной сферы в развитии рыночной экономики
рост внимания к вопросам эффективности регулирования социально-трудовых отношений
повышение роли социального партнёрства в регулировании трудовых отношений
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г………..5
1.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г……………………………………………………………………………..5
1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ…………………..7 1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ…………………10
Глава 2. Договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ…13
2.1. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения……………………………………………………………………………..13
2.2. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе………………………………………………….17
2.3. Европейская социальная хартия как механизм обеспечения прав человека…………………………………………………………………………………18
Глава 3. Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений ……………………………………………………………………………...27
3.1. Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….27 3.2. Российская трёхсторонняя комиссия как высшей орган системы социального партнёрства……………………………………………………………...29
3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации…………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………............33
Список литературы…………………………………………………………….34
Положения Хартии, обязательства по которым предлагается принять от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Принятие этих положений возможно без внесения изменений в действующее законодательство, а их реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Ратификация
Хартии обеспечит гражданам
Однако, ратификация Хартии для Российской Федерации - вопрос не столько политический, сколько экономический. По оценкам специалистов, только на борьбу с бедностью России необходимо более 400 млрд. руб.: минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума и т.д. И это при том, что доля заработной платы в российском ВВП - 30%, а в развитых странах этот показатель превышает 70% 12. Кроме того, потребуется существенно поднять уровень жилищных, транспортных и экологических стандартов.
Чтобы решить данные проблемы в соответствии с международными требованиями, предстоит значительно увеличить расходы на социальные нужды.
Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Европейская социальная хартия в полной мере отвечает этой цели. Следовательно, ее ратификация нашей страной могла бы стать закономерным шагом на пути реализации государственной социальной политики.
Присоединение
России к Европейской социальной хартии
также укрепит позиции нашей страны на
международной арене, снимет еще один
барьер на пути равноправного сотрудничества
со странами Европы в рамках Европейского
Союза.
Глава
3.Социальное партнёрство
как форма регулирования
трудовых отношений
3.1.Социальное партнёрство в сфере труда
В Трудовой кодекс (от 1 февраля 2002 г.) был впервые включен раздел о социальном партнерстве, инкорпорированы акты, которые раньше действовали самостоятельно (законы о коллективных договорах и соглашениях, о разрешении коллективных трудовых споров).
Правовое понятие социального партнерства раскрывается в ст. 23 ТК РФ. Его суть заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов работников и работодателей в сфере труда, а также добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самым предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения.
Включение
в ТК РФ нового раздела "Социальное
партнерство в сфере труда"
свидетельствует о его
Российскую модель социального партнерства характеризуют черты классического трипартизма, который определяется равноправным участием в диалоге государства, работников и работодателей. Учитывая нашу приверженность патерналистским традициям, роль и ответственность государства как социального партнера, по-видимому, сохранится и в дальнейшем.
Основу правовой базы социального партнерства в России составляют следующие нормативные правовые акты13:
Взаимодействие сторон
3.2.Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений как высший орган системы социального партнёрства
Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) - важнейший институт социального партнерства в России.
Правовую основу формирования и деятельности Комиссии определяет Федеральный закон от 01.05.99 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений состоит из представителей:
Комиссия сформирована на паритетной основе по 30 представителей от каждой стороны.
Сторона работодателей сформирована из представителей Общероссийского объединения работодателей «Российского союза промышленников и предпринимателей».
Рис.1.Структура
Российской трехсторонней
комиссии14
Основные задачи Комиссии:
В соответствии со ст. 35 ТК РФ на региональном, отраслевом, территориальном уровнях могут быть созданы комиссии по регулированию отношений в сфере труда. Такие комиссии обладают аналогичными по сравнению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями с той лишь разницей, что их деятельность ограничивается определенной территорией или отраслью. Например, указанные комиссии могут принимать участие в разработке нормативных правовых актов на региональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Действующее законодательство не запрещает обжалование принятых комиссиями по регулированию отношений в сфере труда решений, а также нормативных правовых актов, утвержденных с учетом их мнения. Поэтому следует признать, что комиссия несет ответственность за принятые ею решения.
В
кризисный период Российская трехсторонняя
комиссия по регулированию социально-трудовых
отношений стала основной площадкой социального
партнерства, в рамках которой рассматривались
наиболее актуальные вопросы социально-трудовых
отношений в стране, в частности, вопросы
занятости и трудовой миграции, охраны
труда, перехода на новые системы оплаты
труда, социального партнерства15.
3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации - основополагающий документ, устанавливающий согласно ТК РФ общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Соглашение, которое является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.
В Генеральное соглашение включается семь разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон16:
I.
В области экономической
II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения.
III.
Развитие рынка труда и
IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы.
V.
Защита трудовых прав, охрана
труда, промышленная и
VI.
В области социально-
VII.
Социальное партнерство и
В Генеральном соглашении на 2008-2010 года стороны Соглашения договорились о необходимости разработки и реализации мер, направленных на повышение реальной заработной платы, снижение масштабов бедности, обеспечение социальной защиты работающих граждан, легализацию рынка труда и трудовой миграции, предотвращение негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышение качества рабочих мест, обеспечение защиты трудовых прав и охраны труда.
17
марта 2010 г.17 прошло
заседание Генерального совета Федерации
независимых профсоюзов России, на котором
была подтверждена готовность стороны,
представляющей Правительство РФ о вступлении
в коллективные переговоры с социальными
партнерами по заключению
нового Генерального
соглашения между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством
РФ на 2011-2013 годы.
Заключение
Цель
разработанной стратегии
При этом уже сейчас надо отказаться от рассмотрения социальных расходов как затрат. Это самые выгодные и необходимые в настоящее время инвестиции. Они намного эффективнее по сравнению с прямыми инвестициями, о которых мы традиционно говорим (в промышленную инфраструктуру, в дороги, в связь и т.д.). Именно проблемы в социальной сфере пресекают все стратегические планы экономического развития нашей страны. Отношение к социальным затратам по остаточному принципу или потребительское отношение должны быть полностью искоренены.
В дальнейшем нужно совершенствовать действующую нормативно-правовую базу регулирования социально-трудовых отношений. Она должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости.
Выполняя
программу Стратегии социально-
Законы, указы, постановления