Современная экономическая стратегия государства и ее воздействие на социально-трудовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотрение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и изучение основных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения.
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
формирование новой инновационной стратегии развития РФ
увеличение значимости социальной сферы в развитии рыночной экономики
рост внимания к вопросам эффективности регулирования социально-трудовых отношений
повышение роли социального партнёрства в регулировании трудовых отношений

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г………..5
1.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г……………………………………………………………………………..5
1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ…………………..7 1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ…………………10
Глава 2. Договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ…13
2.1. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения……………………………………………………………………………..13
2.2. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе………………………………………………….17
2.3. Европейская социальная хартия как механизм обеспечения прав человека…………………………………………………………………………………18
Глава 3. Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений ……………………………………………………………………………...27
3.1. Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….27 3.2. Российская трёхсторонняя комиссия как высшей орган системы социального партнёрства……………………………………………………………...29
3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации…………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………............33
Список литературы…………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 500.50 Кб (Скачать документ)

     Положения Хартии, обязательства по которым  предлагается принять от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Принятие этих положений возможно без внесения изменений в действующее законодательство, а их реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

     Ратификация Хартии обеспечит гражданам дополнительные гарантии защиты социальных и экономических прав и послужит ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере.

     Однако, ратификация Хартии для Российской Федерации - вопрос не столько политический, сколько экономический. По оценкам специалистов, только на борьбу с бедностью России необходимо более 400 млрд. руб.: минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума и т.д. И это при том, что доля заработной платы в российском ВВП - 30%, а в развитых странах этот показатель превышает 70% 12. Кроме того, потребуется существенно поднять уровень жилищных, транспортных и экологических стандартов.

     Чтобы решить данные проблемы в соответствии с международными требованиями, предстоит значительно увеличить расходы на социальные нужды.

     Российская  Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Европейская социальная хартия в полной мере отвечает этой цели. Следовательно, ее ратификация нашей страной могла бы стать закономерным шагом на пути реализации государственной социальной политики.

     Присоединение России к Европейской социальной хартии также укрепит позиции нашей страны на международной арене, снимет еще один барьер на пути равноправного сотрудничества со странами Европы в рамках Европейского Союза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3.Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений 

3.1.Социальное партнёрство в сфере труда

     В Трудовой кодекс (от 1 февраля 2002 г.) был впервые включен раздел о социальном партнерстве, инкорпорированы акты, которые раньше действовали самостоятельно (законы о коллективных договорах и соглашениях, о разрешении коллективных трудовых споров).

     Правовое  понятие социального партнерства раскрывается в ст. 23 ТК РФ. Его суть заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов работников и работодателей в сфере труда, а также добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самым предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения.

     Включение в ТК РФ нового раздела "Социальное партнерство в сфере труда" свидетельствует о его признании  в качестве самостоятельного правового института, получившего развитие на основе достаточной правовой базы, созданной в России в период с 1991 г. по настоящее время, которая включает, в частности, трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права, предусмотренные в ст. 5 и 10 ТК РФ.

     Российскую  модель социального партнерства характеризуют черты классического трипартизма, который определяется равноправным участием в диалоге государства, работников и работодателей. Учитывая нашу приверженность патерналистским традициям, роль и ответственность государства как социального партнера, по-видимому, сохранится и в дальнейшем.

     Основу  правовой базы социального  партнерства в  России составляют следующие нормативные правовые акты13:

    • Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 года "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)";
    • Указ Президента РФ от 20 февраля 1992 года "О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений";
    • Постановление Правительства РФ об утверждении положения о Российской трехсторонней комиссии;
    • Федеральный закон от 11 марта 1992 года "О коллективных договорах и соглашениях", с последующими дополнениями и изменениями;
    • Федеральный закон от 23 ноября 1995 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров";
    • Федеральный закон от 1 мая 1999 года "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

       Взаимодействие сторон социального  партнерства осуществляется через специально созданные органы, а именно, трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней, начиная с российской и заканчивая территориальными. 

3.2.Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений как высший орган системы социального партнёрства

     Российская  трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) - важнейший институт социального партнерства в России.

     Правовую  основу формирования и деятельности Комиссии определяет Федеральный закон  от 01.05.99 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

     Российская  трехсторонняя комиссия по регулированию  социально-трудовых отношений состоит из представителей:

    • общероссийских объединений работодателей
    • общероссийских объединений профессиональных союзов
    • Правительства Российской Федерации

     Комиссия сформирована на паритетной основе по 30 представителей от каждой стороны.

     Сторона работодателей сформирована из представителей Общероссийского объединения работодателей «Российского союза промышленников и предпринимателей».

     Рис.1.Структура  Российской трехсторонней комиссии14 

     

Основные  задачи Комиссии:

  • ведение коллективных переговоров и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации
  • проведение консультаций и согласование позиций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
  • рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения Генерального соглашения

     В соответствии со ст. 35 ТК РФ на региональном, отраслевом, территориальном уровнях могут быть созданы комиссии по регулированию отношений в сфере труда. Такие комиссии обладают аналогичными по сравнению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями с той лишь разницей, что их деятельность ограничивается определенной территорией или отраслью. Например, указанные комиссии могут принимать участие в разработке нормативных правовых актов на региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

     Действующее законодательство не запрещает обжалование  принятых комиссиями по регулированию отношений в сфере труда решений, а также нормативных правовых актов, утвержденных с учетом их мнения. Поэтому следует признать, что комиссия несет ответственность за принятые ею решения.

     В кризисный период Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений стала основной площадкой социального партнерства, в рамках которой рассматривались наиболее актуальные вопросы социально-трудовых отношений в стране, в частности, вопросы занятости и трудовой миграции, охраны труда, перехода на новые системы оплаты труда, социального партнерства15.  

3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации

     Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации - основополагающий документ, устанавливающий согласно ТК РФ общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Соглашение, которое является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

     В Генеральное соглашение включается семь разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон16:

     I. В области экономической политики.

     II. Заработная плата, доходы и  уровень жизни населения. 

     III. Развитие рынка труда и содействие  занятости населения. 

     IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы.

     V. Защита трудовых прав, охрана  труда, промышленная и экологическая безопасность.

     VI. В области социально-экономических  проблем северных регионов России.

     VII. Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения.

     В Генеральном соглашении на 2008-2010 года стороны Соглашения договорились о необходимости разработки и реализации мер, направленных на повышение реальной заработной платы, снижение масштабов бедности, обеспечение социальной защиты работающих граждан, легализацию рынка труда и трудовой миграции, предотвращение негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышение качества рабочих мест, обеспечение защиты трудовых прав и охраны труда.

     17 марта 2010 г.17 прошло заседание Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России, на котором была подтверждена готовность стороны, представляющей Правительство РФ о вступлении в коллективные переговоры с социальными партнерами по заключению нового Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Цель  разработанной стратегии долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации – это определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. И основой долгосрочного развития является развитие социальной сферы, вложение  инвестиций в человеческий капитал – в образование, здравоохранение, культуру и социальные институты.

     При этом уже сейчас надо отказаться от рассмотрения социальных расходов как затрат. Это самые выгодные и необходимые в настоящее время инвестиции. Они намного эффективнее  по сравнению с прямыми инвестициями, о которых мы традиционно говорим (в промышленную инфраструктуру, в дороги, в связь и т.д.). Именно проблемы в  социальной сфере пресекают все стратегические планы экономического развития нашей страны. Отношение к социальным затратам по остаточному принципу или потребительское отношение должны быть полностью искоренены.

     В дальнейшем нужно совершенствовать действующую нормативно-правовую базу  регулирования социально-трудовых отношений. Она должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости.

     Выполняя  программу Стратегии социально-экономического развития РФ, мы должны создавать благоприятные условия для полноценной жизнедеятельности будущих поколений граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    Законы, указы, постановления

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2010 г.)
  2. Европейская социальная хартия // http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/163.htm
  3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=73909
  4. ФЗ «О Российской Трёхсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // http://www.staffexpert.ru/info/labour/Trehstoronnyaya_komissiya/

Информация о работе Современная экономическая стратегия государства и ее воздействие на социально-трудовые отношения