Современная экономика Германии: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:41, курсовая работа

Описание

Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага и представителей региональных органов. В 1999 году президентом был избран представитель Социал-демократической Партии Иоганн Рау.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития экономики Германии. 8
§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны. 14
§1.2 Роль Германии в становлении ЕС. 20
Глава 2. Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации. 23
§2.1 Особенности структуры экономики Германии. 23
§2.2 Место экономики Германии в экономике ЕС. 29
§2.3 Экономика Германии в условиях глобализации. 39
Глава 3. Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXI веке. 52
§3.1 Внешнеторговая политика Германии на современном этапе. 52
§3.2 Российско-Германские отношения. 63
§3.3 Перспективы развития экономики Германии. 68
Заключение 73
Список литературы 77

Работа состоит из  1 файл

Современная экономика Германии проблемы и перспективы.docx

— 145.04 Кб (Скачать документ)

     Что касается масштабов и скорости структурной  реформы, то центральное значение здесь  придается экономической политике. Этот тезис вступает в противоречие с распространенным мнением, будто одновременно с глобализацией экономики происходит отстранение политики от дел. Конечно, экономическая политика во многих отношениях дисциплинируется; так, ограничено налогообложение капитала, поскольку этот фактор производства стал мобильнее. Усилившееся сплетение в единую сеть товарных и факторных рынков снижает к тому же свободу маневра профсоюзов в вопросе о повышении оплаты труда той рабочей силы, которая подвержена наибольшему давлению вследствие обострения конкуренции. И все же экономическая политика располагает различными инструментами, чтобы содействовать образованию капитала в народном хозяйстве, без чего вряд ли возможна структурная реформа экономики, направленная на развитие высокопроизводительных отраслей.

     Германия  должна наверстать упущенное в деле образования капитала в народном хозяйстве. Это становится особенно очевидным при сравнении с Японией. При этом речь идет не только об основном капитале, но и о технологических навыках и человеческом капитале. Все эти аспекты образования капитала можно формировать с помощью экономической политики: объем инвестиций в основной капитал зависит, среди прочего, от налогообложения производственного фактора капитала. Уменьшение зарегулированности в сфере обслуживания, кажется, способно к тому же привлечь прямые зарубежные инвестиции, к примеру, в банковскую и страховую систему. Благотворный эффект на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы может оказать дебюрократизация. Перемещению исследовательских потенциалов за рубеж можно было бы противодействовать за счет введения быстрой и гибкой процедуры выдачи разрешений на исследования. Если мы не хотим потерять высококвалифицированные рабочие места, нужно, к примеру, пересмотреть ригидные условия для проведения исследований в области биотехнологии; по качеству и количеству школьного образования можно будет судить о стремлении политиков создавать общественное благо. Еще один аспект накопления человеческого капитала - получение квалификации на рабочем месте - мог бы быть облегчен, если бы была проявлена сдержанность в вопросе о повышении заработной платы тем работникам, которые все еще обладают низкой квалификацией.

     Предыдущий  ход дискуссии о глобализации в Германии прямо таки накликает  ошибочные выводы для экономической  политики. Сплошь и рядом под глобализацией  понимают угрозу достигнутому образу жизни. Согласно этой точке зрения, глобализацию следует остановить, а  обусловленные ею конфликты распределения  разрядить посредством принятия протекционистских мер. Создается  впечатление, что предан забвению печальный  опыт протекционизма и последовавшей  за ним дезинтеграции мировой  экономики, накопленный после первой мировой войны. Но и тогда, и сегодня  действительно одно: участие в  международном разделении труда  может позволить Германии извлечь  долговременные выгоды для своего благосостояния при условии, что она проведет необходимую для этого структурную  реформу.

     Речь, прежде всего, идет о том, чтобы улучшить перспективы занятости рабочей  силы, имеющей и поныне низкую квалификацию. Образовавшуюся длительную безработицу  вряд ли удастся сократить, если не придать большую гибкость рынку  труда в Германии; при отсутствии какого-либо занятия рабочей силе угрожает дальнейшая потеря квалификации. И напротив, рабочие места даже с самым низким уровнем оплаты труда открывают перспективу  получения квалификации и тем  самым более высокооплачиваемой работы в будущем. Профсоюзы должны согласиться с тем, что рост реальных зарплат должен до тех пор отставать  от повышения производительности труда, пока существует потребность в дополнительных рабочих местах. При увеличении зарплаты нужно руководствоваться только повышением производительности труда, которое вполне совместимо с полной занятостью. А оно меньше той величины, которую зафиксировала официальная  статистика, так как преувеличивается за счет безработицы среди рабочей силы, обладающей низкой производительностью. Это обстоятельство часто упускается из виду в ходе ведущейся в обществе дискуссии.

     Но, конечно, совершенно недостаточно делать ставку только на повышение гибкости рынка труда. Необходимо добавить к  этому увеличение инвестиций в основной и человеческий капитал, направленное на использование сравнительных  преимуществ Германии. В прошлом  структурная перестройка тормозилась  не только профсоюзами, но и предпринимателями. Жалобы деловых людей на тяжелое  налоговое бремя и государственное  регулирование экономики затушевывают тот факт, что сами они также  несут частичную ответственность за это. К примеру, невозможно радикально снизить налоги до тех пор, пока промышленные союзы настаивают на государственных дотациях, которые сдерживают структурную перестройку. Требования о дерегулировании звучали бы правдоподобнее, если бы предприниматели выступили впредь за отказ от искусственной защиты тех отраслей экономики, на которых негативно сказалась структурная реформа. Лишь в том случае, если все три стороны - государство, профсоюзы и предприятия - создадут условия для проведения ускоренной структурной реформы, Германия сможет полностью использовать все шансы глобализации.

     Ввиду этих соображений кажется поразительным  тот факт, что глобализация вызывает в Германии преимущественно страх. Однако здесь нужно учитывать  два момента: с одной стороны, рост доходов вследствие глобализации не происходит автоматически. Для этого  необходимо, чтобы такие страны, как Германия, сконцентрировали свои усилия на тех производствах, где  они обладают сравнительными преимуществами по отношению к новым конкурентам  их числа развивающихся стран. Во- вторых, невозможно отмахнуться от того обстоятельства, что параллельно  с глобализацией происходит обострение конфликтов распределения в индустриально развитых странах. Интеграция развивающихся стран в процесс международного разделения труда повышает предложение рабочей силы, обладающей сравнительно невысокой квалификацией, что имеет существенное значение для мировой экономики.

     Экономисты  оспаривают тезис, согласно которому массовая безработица среди малоквалифицированных  работников в Германии свидетельствует  о том, что именно они стали  главными жертвами глобализации. Большинство  экономистов придает гораздо  большее значение техническому прогрессу, уменьшающему затраты ручного труда, и возлагает на него ответственность  за проблемы в сфере занятости. Но можно усомниться в том, что в  случае с глобализацией в форме  торговли и миграции капитала, с  одной стороны, и технического прогресса, с другой, речь действительно идет о феноменах, которые можно четко отделить друг от друга. Эти феномены проявляются одновременно с обострением конфликтов распределения в индустриально развитых странах и настоятельной необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Экономические перспективы Федеративной Республики Германия будут в конечном счете определяться тем, сможет ли она с помощью структурной реформы экономики успешно решить неотложную задачу приспособления. Постоянные проблемы на рынке труда указывают на то, что до сих пор это сделать не удалось.

Глава 3. Внешнеэкономические  стратегии Германии и перспективы  развития экономики  страны в XXI веке.

§3.1 Внешнеторговая политика Германии на современном этапе.

 

     «Внешняя  торговля - это фундамент и залог развития нашей экономики и общественной стабильности», - эти слова, сказанные министром экономики Германии Л. Эрхардом в 1953 году, в какой-то мере предопределили роль внешней торговли в экономическом развитии Германии.36 Именно реформы Эрхарда в значительной степени способствовали послевоенному восстановлению страны: Германия, побежденная второй раз в мировой войне, потерявшая более одной десятой своего населения, более половины промышленного потенциала, деморализованная, разделенная на четыре зоны оккупации, до конца 40-х годов находилась в тяжелейшем положении, однако уже к началу 60-х вернулась в десятку наиболее экономически развитых стран мира. Усиление ориентации немецкого производства на внешний рынок явилось одним из основных факторов формирования народного хозяйства Германии в этот период.

     «Экономическое  чудо», которое в 50-е годы демонстрировала  Германия, в немалой степени было обеспечено углублением участия  страны в международном разделении труда. Со второй половины двадцатого века Германии входит в число лидирующих торговых держав мира, а объемы экспорта и импорта страны на протяжении последних пятидесяти лет росли беспрецедентно высокими темпами. Так, с 1950 по 2000 год импорт Германии увеличился почти в 90 раз, а экспорт – более чем в 150 раз, при этом рост внешней торговли по темпам опережал рост ВВП, и ее доля в этом показателе увеличивалась. Внешняя торговля Германии характеризуется постоянно возрастающим положительным сальдо внешнеторгового баланса, которое достигло рекордной величины в 122 миллиарда евро в 2002 году.

     По  величине внешнеторгового оборота Германия занимает второе место в мире. На сегодняшний день около 24,3% рабочей силы Германии занято в экспортной отрасли. Иными словами, каждый четвертый рабочий зависит от экспорта страны, а для промышленных отраслей эта доля еще выше.

     Первоначально одним из важнейших факторов, содействовавшим  быстрым темпам развития внешней торговли Германии, явились выгодные ценовые условия конкуренции: в течение более чем 20 лет благоприятную роль играл заниженный паритет немецкой марки, и германские товары при быстром росте цен на мировом рынке становились более дешевыми по сравнению с товарами других стран. Однако в 70-е годы ситуация изменилась. В результате неоднократной ревальвации марки этот фактор перестал действовать, и международная конкурентоспособность Германии значительно упала, в первую очередь по дорогостоящей технически передовой продукции. Конкурентные позиции на мировом рынке смогли удержать лишь такие отрасли как транспортное машиностроение, химия, в меньшей степени – электротехника.

     В настоящее время по конкурентоспособности  Германии уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Лидирует Германия на тех рынках, где главными являются неценовые факторы конкуренции: высокие эксплуатационные качества изделий, надежность, строгое выполнение сроков поставки, надежный технический сервис. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте разнообразных по номенклатуре промышленных товаров: продуктов синтетической химии, оптико-механических изделий, станков, автомобилей, изделий бытовой химии, медицинского оборудования. При этом конкурентоспособность определяется, прежде всего, продукцией мелких и средних предприятий.

     Таким образом, внешняя торговля Германии стала одной из наиболее динамичных отраслей хозяйства, развитие которой  опережает другие отрасли экономики  и рост валового внутреннего продукта в целом. При этом наиболее быстрыми темпами растет экспорт, стимулируя развитие экспортно-ориентированных  отраслей. Как показывает статистический анализ, рост валового внутреннего  продукта Германии практически привязан к изменениям его экспортной составляющей. Эта особенность экономического развития Германии объясняется огромным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития производительных сил Германии в условиях насыщенности внутреннего рынка. Следует отметить, что в последние годы негативные проявления наличия высокой доли экспорта в ВВП Германии стали более очевидны: с углублением мирохозяйственных связей растет и влияние внешнего фактора на экономику страны.

     Товарная  структура внешней торговли: специфика  и тенденции развития

     Товарная  структура внешней торговли Германии характеризуется преобладанием  готовой продукции, которая составляет 90% объема товарооборота страны. Из них 56% приходится на машины и оборудование, 22% на сырье и полуфабрикаты, 14% –  промышленные товары широкого потребления.

     Структура импорта. Германия выступает вторым по величине импортером мира. За 2002 год  в Германии было импортировано товаров и услуг на 522 миллиарда евро. За последние годы импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22%, в авиакосмической – до 80%. Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализации, которая приводит к росту торгового обмена среди одних и тех же товарных групп. Многие из экспортных отраслей одновременно являются и крупными импортерами.

     Рассмотрим  основные тенденции, характерные для  развития импорта в Германии. С 1960 по 2002 год его товарная структура  подверглась значительным изменениям.37 Более чем в три раза сократилась доля сырья в общем объеме импорта, что обусловлено внедрением в производство ресурсосберегающих технологий, снижением материалоемкости во многих отраслях промышленности. Тем не менее, по основным видам сырья для Германии характерна высокая импортная зависимость: страна удовлетворяет за счет ввоза из других стран около 90% своей потребности в сырой нефти, свыше трети потребности в нефтепродуктах и около двух третей потребности в природном газе. Наибольшим уровнем импортной зависимости отличаются продукты черной металлургии и химической промышленности. Германия выступает на мировом рынке как крупный импортер целого ряда химических продуктов, наибольший вес среди которых имеют продукты органической химии. В целом за последние 30 лет импорт химических продуктов возрос с 2 миллиардов марок до 55 миллиардов евро.

     Благодаря усилению процессов международного разделения труда в германском импорте  постоянно росла доля машин, оборудования и транспортных средств, причем динамика ввоза этих товаров примерно в 2,5 раза превышала динамику всего импорта  Германии. На сегодняшний день страна покрывает более половины своей потребности в различного рода оборудовании за счет импорта из других стран.

     Примерно  в три раза сократилась в импорте  доля продовольственных товаров  – с 22,7% в 1960 году до 7,5% в 2002, что связано  с реформированием и интенсификацией  аграрного сектора после объединения  Германии.

Информация о работе Современная экономика Германии: проблемы и перспективы