Современная экономика Германии: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:41, курсовая работа

Описание

Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага и представителей региональных органов. В 1999 году президентом был избран представитель Социал-демократической Партии Иоганн Рау.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития экономики Германии. 8
§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны. 14
§1.2 Роль Германии в становлении ЕС. 20
Глава 2. Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации. 23
§2.1 Особенности структуры экономики Германии. 23
§2.2 Место экономики Германии в экономике ЕС. 29
§2.3 Экономика Германии в условиях глобализации. 39
Глава 3. Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXI веке. 52
§3.1 Внешнеторговая политика Германии на современном этапе. 52
§3.2 Российско-Германские отношения. 63
§3.3 Перспективы развития экономики Германии. 68
Заключение 73
Список литературы 77

Работа состоит из  1 файл

Современная экономика Германии проблемы и перспективы.docx

— 145.04 Кб (Скачать документ)

     2 мая 1998 г. Евросовет принял решение о том, какие государства ЕС вводят евро в качестве единой валюты с 1 января 1999 г.: Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия. На практике это выглядит так: - С 1999 г. по 2001 г. все безналичные расчеты могут производиться в евро.

     Кроме того, евро может использоваться в  деловой сфере, например, при заключении договоров, если того пожелают партнеры.

     1 января 2002 г. вошли в обращение новые евробанкноты и евромонеты в качестве законного платежного средства и действуют по сегодняшний день.29

     Решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС) от 2 мая 1998 г. имеет исторический характер. ЭВС означает, что процесс европейского единства приобрел новое качество. С введением евро государства-члены  ЭВС отказались от своей компетенции в сфере денежной и валютной политики. Их Центробанки станут частью Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Ее называют также "евросистемой".

     Совет ЕЦБ как важнейший орган по принятию решений в рамках "евросистемы" утверждает единую денежную политику для всего европространства. Главная цель - обеспечение стабильности цен и по возможности поддержка общей экономической политики в рамках союза. Благодаря единой валюте экономические связи между странами-участницами станут более интенсивными, возрастет взаимозависимость между их экономической политикой и имеющими место экономическими процессами.

     Евро  имеет потенциал стать наряду с долларом США  важнейшей торговой, инвестиционной и резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь.

     Доля  европейской зоны с населением свыше 300 млн. человек в мировом ВВП составляет 19,4 проц., в мировой торговле -18,6  проц. Для сравнения: доля США в мировом ВВП -19,6 проц., в мировой торговле - 16,6 проц.; доля Японии соответственно 7,7 проц. и 8,2 проц.30

     ЕС  во все большей мере становится политическим союзом. Гражданин одного из государств-участников ЕС одновременно является и гражданином союза. Союзное гражданство дает, прежде всего, право при определенных условиях свободно передвигаться и проживать во всех государствах союза, активно и пассивно участвовать в выборах в Европейский парламент и в местные органы власти - даже тогда, если человек проживает в каком-либо государстве союза, гражданства которого он не имеет. Граждане союза имеют право на консульскую защиту в третьих странах, если его родное государство не имеет там своего представительства. Они имеют право подавать петиции в Европейский парламент, а через назначаемого Европарламентом уполномоченного по делам граждан жалобы на деятельность органов ЕС.

     В области правовой и внутренней политики государства ЕС сотрудничают, прежде всего, в борьбе с организованной преступностью, которая в значительной мере оперирует в международном масштабе и представляет собой растущую угрозу для внутренней безопасности в Европе. Торговцы наркотиками и людьми не должны получать выгоду от объединения Европы. Еще одной важной сферой является гармонизация политики в области предоставления убежища и политики в отношении беженцев.

     На  базе "Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия к расширению евроатлантического партнерства в XXI веке. Основной упор при этом делается на такие сферы, как торговля и экономика, в первую очередь, снижение трансатлантических торговых барьеров, внешнеполитическое сотрудничество, прежде всего, совместные действия в кризисных регионах, решение таких глобальных проблем, как охрана окружающей среды, миграция и борьба с организованной преступностью, а также активизация сотрудничества между общественными группами в рамках так называемого диалога "people-topeople".

     Совет Европы. Учреждение Совета Европы (СЕ) в 1949 г ознаменовало собой начало процесса европейской интеграции и сотрудничества. Поддержка прав человека, плюралистической демократии и правового государства с самого начала были в центре деятельности СЕ, который тем самым выработал ориентиры для демократической Европы.

     Наряду  с дальнейшим совершенствованием защиты прав человека СЕ концентрирует свое внимание, прежде всего, на приобщении к европейским структурам новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы. С помощью широких консалтинговых программ и программ по оказанию помощи, которые частично финансируются ЕС и осуществляются совместно ЕС и ОБСЕ, Совет Европы содействует развитию демократического процесса реформ и гармонизации правовых стандартов в центрально- и восточноевропейских странах.

     Среди 174 конвенций, принятых на сегодняшний день СЕ, следует, в частности, назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую конвенцию о предотвращении пыток и унизительного обращения или наказания, Европейскую социальную хартию, Европейскую культурную конвенцию, Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств и Конвенцию о защите прав человека в области биомедицины. Жалобы на нарушение прав человека можно подавать в постоянно действующий Европейский суд по правам человека, начавший функционировать 3 ноября 1998 г. 1 января 2000 г испанец Хиль Роблес занял новый пост комиссара СЕ по правам человека.

     Германия, вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с Советом Европы на всех уровнях при осуществлении его программ. Наряду с Францией, Великобританией, Италией и Россией Германия является одним из пяти крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет организации составляет 12,8 проц. Наряду с материальным вкладом значение имеет и идейный вклад.

     Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового государства - имеют одинаковую важность.31 Наряду с этим Германия особенно заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах.

     Поэтому постоянны  представитель Германии в СЕ является также председателем "группы докладчиков по вопросам демократической стабильности", которая занимается специфическими проблемами молодых демократических государств и, в частности, готовит решения Комитета министров о помощи в форме самых различных программ. Однако на фоне стагнации финансовых средств необходимо провести интенсивный анализ соотношения расходов и пользы.

     Германия  использовала председательство в Комитете министров для того, чтобы внести свои приоритеты в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее продолжением Стокгольмской  конференции против сексуальной эксплуатации детей.

     Вехами  в области защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств, инициативы, реализации которых в свое время в значительной мере способствовала Германия. Оба документа вступили в силу в 1998 г. Федеральное правительство по-прежнему стремится к тому, чтобы повысить роль немецкого языка в повседневной деятельности СЕ. В настоящее время наряду с заседаниями Комитета министров и конференций на уровне министров на немецкий язык - по желанию - переводятся и заседания комитетов. В 1998 г. СЕ при финансовой поддержке германского МИДа издал на трех языках сборник всех своих конвенций  Долгосрочной целью остается превращение немецкого языка в третий официальный язык СЕ. Для  этого, однако, требуется, чтобы две трети государств-членов согласились внести соответствующие поправки в устав организации.

     Благодаря Конвенции о согласительных процедурах и третейском производстве в рамках ОБСЕ, появившейся в результате германо-французской инициативы, ОБСЕ имеет возможности для мирного урегулирования спорных вопросов. Эта конвенция была открыта для подписания в конце 1992 г., 5 декабря 1994 г. она вступила в силу. На сегодняшний день ее подписали 25 государств. Созданный на базе этой конвенции Согласительный  и  третейский суд расположен в Женеве.

     Тот факт, что в области прав человека ОБСЕ разработала далеко идущие обязательства, - которые, хотя и не носят обязательно-правовой характер, оказывают весьма сильное, политически связующее влияние, поскольку они были приняты в результате консенсуса, - отвечает интересам Федеративной Республики. С целью непрерывного наблюдения за тем, как соблюдаются нормы ОБСЕ в области прав человека, регулярно проводятся встречи, в ходе которых критически и открыто, обсуждается положение с правами человека в государствах-участниках.

     Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, чей пост был создан по решению Хельсинкской встречи в верхах в 1992 г. при решительной поддержке Германии, призван в максимально ранний срок обнаруживать потенциальную зону этнической напряженности и, проводя прямые консультации с заинтересованными сторонами, содействовать ее ослаблению и ликвидации.

     На  будапештской встрече в верхах удалось принять кодекс поведения, в котором действующий запрет на применение силы конкретизируется нормами демократического контроля вооруженных сил и их использования как внутри государств, так и за их пределами, принято также заявление о принципах нераспространения оружия массового поражения.

§2.3 Экономика Германии в условиях глобализации.

 
 

     Дискуссия об экономической политике в Федеративной Республике Германия приняла неожиданный  оборот. Долгое время почти не оспаривалось, что основой для повышения  всеобщего благосостояния в народном хозяйстве Германии является ее включение  в международное разделение труда. Сегодня, наоборот, склоняются к тому, чтобы возложить вину за экономические  проблемы, в особенности за наличие  в стране большой безработицы, на ставшую уже притчей во языцех глобализацию, хотя речь в данном случае идет ни о чем другом, как о  форсированном разделении труда  во всемирном масштабе.

      Фундаментальные дилеммы германской внешней политики могут быть рационально поняты в  широком контексте культурно-цивилизационных  оснований ее восточного вектора  и исторически сложившихся альтернатив - гегемонии или лидерства. Немецкий историк О. Данн пишет: «Как только немцы  приступают к строительству государства, так у них выходит рейх. Основной вопрос - быть или не быть Четвертому рейху». По словам Данна, сами немцы  по поводу такой перспективы энтузиазма не испытывают. Что не освобождает  их, как он пишет, от «роли посредника в воссоединенной Европе; решение  о переносе столицы в Берлин явилось  символическим признанием этой роли».

     Похоже, что существующие в Германии страхи перед глобализацией питает особенно повысившаяся мобильность капитала. Однако мрачные сценарии, получившие довольно широкое распространение, основываются зачастую на элементарных недоразумениях. Это относится, например, к постоянно встречающемуся утверждению, будто мобильный капитал в  больших объемах утекает из Германии в развивающиеся страны с их низкой стоимостью рабочей силы, чтобы оттуда наводнять германский рынок дешевыми товарами, вызывая безработицу и  снижение заработной платы. Но в действительности в 1993-1996 годах почти 80% прямых германских чистых инвестиций за рубежом пришлось на другие индустриальные страны. Кроме того, если давать определение понятию чистого экспорта капитала из Федеративной Республики Германия в развивающие страны, то это означает, что последние получают из Германии больше товаров, чем поставляют в нашу страну. В конечном счете, в дискуссии о глобализации постоянно смешиваются гигантские всемирные финансовые потоки и перемещение капитала, имеющее существенное реальное значение для экономики. Несмотря на высокую международную мобильность капитала, наибольшее значение для капиталовложений в народное хозяйство той или иной страны по-прежнему имеют ее внутренние накопления.

     Если  международное разделение труда  осуществляется сегодня за счет одновременного действия различных механизмов, то с перспективы экономики это  означает, что у участвующих в  глобализации стран появляется гораздо  больше возможностей для экономической  специализации. Говоря иными словами, нарастающее переплетение рынков в  единую сеть и усиливающаяся взаимозависимость  производства в различных странах, обусловленная движением товаров, перемещением капитала и передачей  технологий, дают шанс повысить всеобщее благоденствие.

     Если  развивающимся и "пороговым" странам  удастся интегрироваться в мировую  экономику, то выгоду от этого должны извлечь как раз индустриально  развитые державы, такие, как Германия. Глобализация облегчает развивающимся странам задачу лучше использовать их сравнительные производственные преимущества, увеличить предложение товаров, которые производятся с довольно большими трудозатратами и применением стандартизированных технологических процессов. Относительная цена таких товаров на мировом рынке должна в этом случае понизиться. Это позволило бы индустриально развитым странам, импортирующим такие товары и специализирующимся, в свою очередь, на производстве высокотехнологичных изделий, требующем сравнительно больших затрат человеческого капитала, улучшить так называемое Terms - of - trade; они могли бы добиться реального увеличения своих доходов.

Информация о работе Современная экономика Германии: проблемы и перспективы