Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа
Данная работа включает в себя: пояснительную записку, бланк индивидуального задания, аннотацию (1 стр.), содержание работы (1 стр.), введение (3 стр.), основную часть, состоящую из четырех глав (30 стр.), расчетную часть (4 стр.), заключение (3 стр.), список использованных источников (1 стр.).
В курсовой работе проводится анализ внешнеэкономической деятельности России на базе географической и товарной структур, рассматривается место России в международной торговле и мероприятия, способствующие развитию внешней торговли в стране. Прослежено изменение экспорта и импорта в стране за последний период времени. Приведены статистические данные по важнейшим макропоказателям международной торговли.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОЦЕНКА ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА РОССИИ ЗА 2009-2010 ГГ.
9
2 СОСТОЯНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА О ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО (НА КОНЕЦ 2010 Г.)
22
3 ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 31
4 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
36
5 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Более чем на треть – до 37,5 млрд. долл. США – вырос импорт продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей. На 30,9% выросли закупки медикаментов. Несмотря на то, что химическая отрасль считается лидером восстановительного роста, динамика импорта свидетельствует о том, что импортозамещения в химии не произошло. Судя по тому, что в 2008 году химическая продукция занимала всего 13,3% импорта, а в 2010 году – 16,5%, часть рынка РФ была проиграна западным конкурентам.
Похожая ситуация сложилась с текстилем, текстильными изделиями и обувью: доля их импорта выросла с 4,2% в 2008 году до 6,7% в 2010 году. Стоимостной объем импортных поставок этой группы товаров превысил уровень 2009 году на 49,5%, что объясняется увеличением физического объема ввоза одежды, хлопчатобумажных тканей и кожаной обуви, а также ростом цен на волокно хлопковое и кожаную обувь [7].
В
связи с опережающим ростом экспортных
цен по сравнению с ценами по импортным
закупкам, условия торговли в 2010 году были
благоприятными для России. Индекс условий
торговли составил 117,9 пункта (в 2009 году
– 116,0).После значительного ухудшения
в конце 2008 года – начале 2009 года условия
внешней торговли (отношение экспортных
цен к индексу импортных цен) начали улучшаться
с первых месяцев 2010 года, причем более
быстрыми темпами – условия внешней торговли
со странами дальнего зарубежья (рисунок
3) [7]:
Рисунок
3 – Индекс условий внешней торговли
В настоящее время возможности российских производителей инвестиционных и потребительских товаров не позволяют существенно наращивать объемы производства конкурентоспособной продукции, в результате чего невозможно удовлетворять растущий инвестиционный и потребительский спрос без привлечения значительных объемов импортной продукции. Дальнейшее укрепление курса рубля и общий рост экономической активности в стране будут стимулировать рост импорта.
Таким
образом, проанализировав
Увеличению стоимостных объемов внешней торговли в 2010 году было обусловлено значительным ростом экспортных поставок за счет весьма благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей и импортных поступлений в связи с повышением внутреннего спроса [7].
Главными товарными группами в российском товарообороте являлись минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства, металлы, драгоценные камни и изделия из них.
Основными экспортируемыми
Основными
импортируемыми товарами были машины
и оборудование, легковые автомобили,
медикаменты, свежее и мороженное мясо,
черные металлы.
2 СОСТОЯНИЕ
ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА О
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО − помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики [8].
Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.
Принцип
недискриминации реализуется
Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.
К концу 2010 года членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением [8].
Участие в ВТО дает России множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот [8].
В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО [8].
На современном этапе, т. е. в 2010 году, в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 года – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС − как один член). С февраля 2007 года в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 года – Саудовская Аравия, в декабре 2007 года членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 года – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям [8].
1.
Переговоры по тарифным
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.
В
рамках уже достигнутых российской
делегацией двусторонних договоренностей
начальный уровень «связывания» таможенных
пошлин ни для одной ставки таможенной
пошлины не ниже действующих в настоящее
время, и в первый год после присоединения
России к ВТО ни одна из ставок таможенных
пошлин не будет снижена по сравнению
с сегодняшним днем.
Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1%, конечный уровень – 7,6%, уровень в настоящее время – 10,0% (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8%, 11,5% и 12,9%.
2.
Переговоры по
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.
В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства.
Информация о работе Современное состояние внешней торговли России