Современное состояние внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Данная работа включает в себя: пояснительную записку, бланк индивидуального задания, аннотацию (1 стр.), содержание работы (1 стр.), введение (3 стр.), основную часть, состоящую из четырех глав (30 стр.), расчетную часть (4 стр.), заключение (3 стр.), список использованных источников (1 стр.).
В курсовой работе проводится анализ внешнеэкономической деятельности России на базе географической и товарной структур, рассматривается место России в международной торговле и мероприятия, способствующие развитию внешней торговли в стране. Прослежено изменение экспорта и импорта в стране за последний период времени. Приведены статистические данные по важнейшим макропоказателям международной торговли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОЦЕНКА ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА РОССИИ ЗА 2009-2010 ГГ.
9
2 СОСТОЯНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА О ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО (НА КОНЕЦ 2010 Г.)
22
3 ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 31
4 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
36
5 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

     3. Переговоры по доступу на рынок  услуг имеют своей целью согласование  условий доступа иностранных  услуг и поставщиков услуг  на российский рынок. К настоящему  времени переговоры со всеми  заинтересованными членами РГ завершены.

     По  итогам завершившихся переговоров  Россия согласилась принять обязательства  примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

     4. Переговоры по системным вопросам  посвящены определению мер, которые  Россия должна будет предпринять  в области законодательства и  его правоприменения для выполнения  своих обязательств как будущего  члена ВТО. Основой для переговоров  здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.

     Основным  элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

     Во  второй половине 2010 года РФ значительно активизировала свои переговорные усилия – в частности, были завершены переговоры с США и ЕС.

     Российской  делегации и членам Рабочей группы по присоединению России к ВТО необходимо найти компромиссные решения по уровню сельскохозяйственных субсидий, режиму доступа на российский рынок мяса, деятельности государственных торговых предприятий, размеру экспортных пошлин (в частности, на лес), прозрачности законодательства и некоторым другим вопросам.

     Российская  сторона продолжает вносить изменения и дополнения в проект Доклада Рабочей группы в связи с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана [8].

     Первый  пакет обновленных разделов обсуждался на многосторонней встрече 21 сентября 2010 года, второй – 25 октября 2010 года, третий – 8 декабря 2010 года. В целом реакция членов РГ на представленный материал была положительная. Ряд членов ВТО представил вопросы по рассмотренным разделам доклада. Российской стороной были даны разъяснения в письменном виде и в ходе двусторонних встреч.

     26 октября 2010 года состоялись многосторонние консультации с заинтересованными членами ВТО по сельскому хозяйству. В ходе консультаций по сельскому хозяйству российская сторона представила обновленные расчетные таблицы по государственной поддержке сельского хозяйства в 2007–2008 годах [8].

     Помимо  Доклада Рабочей группы, неотъемлемой частью Протокола о присоединении России к ВТО станут также консолидированные перечни обязательств по доступу на российские рынки товаров и услуг. Работа над подготовкой консолидированного перечня по доступу на рынок товаров еще продолжается, тогда как консолидированный перечень по доступу на рынок услуг был разослан членам Рабочей группы в начале октября 2010 года.

     Самая сложная ситуация – с переговорами по квотам на импорт мяса: некоторые члены ВТО хотят сохранить условия, достигнутые на переговорах 2006 года. С тех пор в России были осуществлены значительные инвестиции в развитие этого комплекса. Отечественные производители требуют защитить их от импорта, тогда как страны-импортеры настаивают на сохранении квот.

     Переговоры  по доступу на рынок мяса планируется провести с 10–15 членами ВТО, включая США. Задача российских переговорщиков – «договориться о таких условиях ввоза мяса в страну, которые позволят реализовать имеющиеся планы по развитию и инвестициям». Предлагаемые Россией условия доступа на рынок будут более жесткими по сравнению с условиями 2003–2005 гг., когда правительство страны ограничило доступ импортного мяса.

     Постановлением  Правительства РФ от 29 декабря 2010 года № 1190 пошлины на круглый лес сохранены на уровне 2010 года – 25% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 м3. До недавнего времени пошлины на российский лес, поставляемый в Финляндию, были основным препятствием на пути присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации – ЕС требует их снижения с 2004 года. Однако вступление в ВТО затянулось, и в России был взят курс на развитие собственной деревообрабатывающей промышленности. В феврале 2007 года правительство РФ приняло решение о поэтапном повышении экспортных пошлин на необработанную древесину [8].

     У России есть шансы присоединиться к  Всемирной торговой организации в 2011 году, спустя почти 17 лет ведения переговоров. Обычно переговоры и процедура присоединения к организации суммарно занимают 5–7 лет.

     Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

     Так в конце 2011 года процесс вступления России к Всемирной торговой организации вышел на «финишную прямую»: 10 ноября 2011 года в Женеве завершены переговоры по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Российскую делегацию на переговорах возглавлял директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. Ю. Медведков [8].

     Рабочая группа, состоящая из 62 членов ВТО, предварительно одобрила пакет документов российского присоединения. Пакет включает в себя Перечень обязательств по товарам, Перечень обязательств по услугам и Доклад РГ, содержащий описание российского торгового режима и системные обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО.

     Данные  документы, отражающие результаты двусторонних переговоров, проведенных Россией с 57 членами ВТО (по товарам) и 30 членами ВТО (по услугам), а также многосторонних переговоров по системным обязательствам, будут внесены на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО 15-17 декабря 2011 года. После утверждения пакета документов у Российской Федерации будет 220 дней для его ратификации [8]. 
 
 

3 ФАКТОРЫ,  СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ  ТОРГОВЛИ 

     Модернизация  экономики и диверсификация экспорта − первоочередные задачи экономической программы России в области внешней торговли, и в последние годы был принят целый ряд мер, направленных на развитие различных секторов экономики. Стабильная макроэкономическая среда, которую смогла достичь Россия, является необходимым, но недостаточным условием для роста экспорта. Управление экономикой, которое стимулирует продуктивные инвестиции, а не обогащение за счет ренты, является еще одним ключевым фактором. Тем не менее, причины, по которым одним предприятиям удалось «прорваться» на зарубежные рынки, а другим − нет, изучены далеко не полностью [10].

     Результаты  анализа данной проблемы говорят о том, что уровень производительности является ключевым фактором для экспорта, при этом характерными препятствиями, мешающими появлению новых товаров, потенциально пригодных для экспорта, являются недостаточно высокий уровень конкуренции и предпринимательских инноваций. Далее представлены результаты анализа того, как более целенаправленная стратегия и более активная политика развития конкуренции и инноваций могут способствовать диверсификации экспорта.

     Последние показатели российской торговли: сужение ассортимента продукции − хорошо известное явление. В 2001 году экспорт нефти и газа составлял менее половины совокупной стоимости экспорта. Но уже через 10 лет эта доля составила 2/3, при этом еще 15% приходилось на экспорт других ископаемых ресурсов, в то время как доля экспорта высокотехнологичной продукции составила всего 9%, в основном за счет экспорта вооружений. Отчасти увеличение доли экспорта ресурсов объясняется ростом цен. В тоже время, такая динамика также указывает на то, что экспортная конкурентоспособность других секторов снизилась. В отличие от динамичного роста экспорта других стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), рост российского экспорта, наблюдавшийся в последние десять лет, обусловлен, главным образом, увеличением экспорта существующих товаров на существующие географические рынки, а не увеличением экспорта новых товаров на новые или даже старые географические рынки (что фактически отсутствует) [10].

     Российским  экспортерам трудно не только выйти на внешние рынки, но и удержаться на них. Декомпозиция совокупного экспортного роста в 2010 году показывает нулевой вклад роста экспорта новой продукции как на существующие, так и новые географические рынки. В случае России низкий коэффициент выживания экспорта во многом является симптомом недостаточно развитой конкуренции в секторах экономики за пределами нефтегазовой отрасли.

     В настоящее время Россия имеет  выявленное сравнительное преимущество только в двух секторах − добывающих отраслях и черной металлургии. На более дезагрегированном уровне Россия обладает выявленным сравнительным преимуществом в отношении товаров, которые относятся, в основном, к «периферии» карты товарного пространства. Иногда такую специализацию считают сомнительной, поскольку профессиональную квалификацию, наработанную в таких секторах, нелегко перенести в другие отрасли, что затрудняет процесс диверсификации экономики. Тем не менее, некоторым странам с богатыми запасами природных ресурсов удалось расширить свои сравнительные преимущества, распространив их на продукцию, выходящую за рамки традиционного набора ресурсоемких товаров.

     Однако  Россия, судя по всему, не в полном объеме использует даже свой нынешний торговый потенциал. Как показывает анализ, проведенный  с помощью гравитационной модели, охватывающей 130 торговых партнеров России, она недостаточно использует свой торговый потенциал с Китаем и Индией, а также некоторыми странами «Группы восьми», включая Германию, Италию, и США. Еще интереснее то, что число стран, с которыми Россия ведет недостаточно активную торговлю, увеличится, если исключить из модели нефтегазовую отрасль. В действительности, несмотря на то что доля Китая в глобальной торговле постоянно росла, доля экспорта из России в Китай оставалась практически неизменной на уровне 4-5% [10].

     Итак, факторами, сдерживающими развитие внешней торговли, можно назвать ряд параметров инвестиционного климата, которые, возможно, уменьшают склонность российских предприятий к экспорту.

     Улучшение параметров инвестиционного климата, которые вносят более весомый вклад в склонность предприятий к экспорту − иными словами, смягчение некоторых «сдерживающих ограничений» − позволит большему числу предприятий выйти на внешние рынки и таким образом внести вклад в диверсификацию экспорта.

     В России снижение таких ограничений означает: повышение уровня производительности; внедрение инноваций и осуществление НИОКР; и развитие конкуренции.

     Дальнейшему повышению производительности будут  способствовать повышение квалификации руководителей и технических специалистов, а также ускоренное внедрение новых технологий. Вкратце, реформируя свой инвестиционный климат, Россия может инициировать диверсификацию экспорта по принципу «снизу вверх».

Информация о работе Современное состояние внешней торговли России