Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 10:40, курсовая работа
Классические теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Создателями этих теорий были разработаны фундаментальные понятия мировой экономики, обоснованы методологические приемы ее углубленного изучения. Выводы, содержащиеся в классических теориях, стали своего рода отправными аксиомами для всего дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.
Введение....................................................................................................................стр.3
1.Понятие международной торговли..................................................................стр.5
2.Теории международной торговли....................................................................стр.7
2.1. Классические теории международной торговли.....................................стр.7
2.1.1. Меркантилизм.............................................................................................стр.7
2.1.2. Теория абсолютных преимуществ А. Смита..........................................стр.9
2.1.3.Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.................................стр.11
2.1.4. Теория сравнительной обеспеченности (наделенности) факторами производства Э. Хекшера и Б. Олина................................................................стр.14
2.1.5. Парадокс Леонтьева...................................................................................стр.15
2.2. Альтернативные теории международной торговли................................стр.17
2.2.1. Теория специфических факторов производства...................................стр.17
2.2.2. Внешняя торговля на основе эффекта масштаба..................................стр.18
2.2.3. Теорема Рыбчинского.................................................................................стр.19
2.2.4. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера..........стр.20
Заключение..............................................................................................................стр.23
Список использованной литературы..................................................................стр.25
Приложения.............................................................................................................стр.26
Содержание
Введение......................
1.Понятие международной торговли......................
2.Теории международной торговли......................
2.1. Классические
теории международной торговли......................
2.1.1. Меркантилизм..................
2.1.2. Теория абсолютных преимуществ
А. Смита.........................
2.1.3.Теория сравнительных
преимуществ Д. Рикардо.......................
2.1.4. Теория сравнительной
обеспеченности (наделенности) факторами
производства Э. Хекшера и Б. Олина.........................
2.1.5. Парадокс Леонтьева.....................
2.2. Альтернативные теории международной
торговли......................
2.2.1. Теория специфических
факторов производства..................
2.2.2. Внешняя торговля на основе
эффекта масштаба......................
2.2.3. Теорема Рыбчинского...........
2.2.4. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера..........стр.20
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложения....................
Введение
Одной из наиболее важных форм
международных экономических
Развитие международной торговли создало
экономические условия для развития машинного
производства, которое могло расти на
базе импортного сырья и массового заморского
спроса. Международная торговля занимает
ведущее место в системе всемирных экономических
отношений. На протяжении всего послевоенного
периода объемы мировой торговли быстро
увеличивались, а их среднегодовые темпы
роста в 1,5 раза превышали темпы роста
мирового объема производства. В результате
внешняя торговля стала мощным фактором
экономического роста, и значительно возросла
зависимость стран от международного
товарообмена.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Международная торговля (international trade), является древнейшей формой международных экономических отношений. По своим масштабам и значению в общем комплексе мирохозяйственных связей она продолжает сохранять важные позиции.
Углубление международного разделения труда, специализация и кооперация приводят ко все более высокой степени «открытости» национальных хозяйств, их ориентации на внешние рынки и, следовательно, расширению международной торговли. Это усиливает интерес к международному обмену.
1. Понятие международной торговли
Международная торговля - это система
международных товарно-денежных и
экономических отношений, складывающаяся
из внешней торговли всех стран мира.
Для России основной формой сотрудничества
являются внешнеторговые операции: привлечение
иностранных инвестиций и создание
совместных предприятий, международных
объединений и организаций, сотрудничество
на компенсационной основе, кредитные
соглашения, переработка давальческого
сырья, лицензионная торговля, международный
лизинг, прибрежная и приграничная
торговля, создание свободных экономических
зон, компенсационные перевозки
с участием более чем двух стран,
иностранный туризм и др. Международная
торговля является центральным звеном
в сложной системе
Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.
На достаточно стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:
· стабилизация межгосударственных
отношений в условиях мира;
·развитие МРТ и интернационализация
производства и капитала;
·НТР, способствующая обновлению основного
капитала, созданию новых отраслей экономики,
ускоряющая реконструирование старых;
·активная деятельность международных
корпораций на мировом рынке;
·возникновение новой коммерческой реальности
- общемирового рынка для стандартизированных
товаров;
·регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;
·деятельность международных
финансово-экономических
·стабилизирующая деятельность Мирового
банка в отношении мировой экономики;
·либерализация международной торговли,
переход многих стран к режиму, включающему
отмену количественных ограничений импорта
и существенное снижение таможенных пошлин
- образование «свободных экономических
зон»;
·развитие процессов торгово-экономической
интеграции: устранение региональных
барьеров, формирование «общих рынков»,
зон свободной торговли;
·получение политической независимости
бывшими колониальными странами. Выделение
из их числа стран с моделью экономики,
ориентированной на внешний рынок.
В середине 90-х г.г. доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития.
2. Теории международной торговли.
Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты.
Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций, а этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism), господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи.
2.1.Классические теории международной торговли
Классические теории заложили
основы анализа мирохозяйственных
связей. Выводы, содержащиеся в этих
теориях, стали своего рода отправными
аксиомами для дальнейшего
2.1.1. Меркантилизм
Из теорий международной торговли
первой появилась меркантилистская
теория, разработанная и проводившаяся
в жизнь в XVI-XVII вв. Сторонники этой теории
не учитывали выгоду, которую в ходе международного
разделения труда страны получают от импорта
иностранных товаров и услуг, а экономически
оправданным считали только экспорт. Поэтому
меркантилисты считали, что стране нужно
ограничивать импорт (кроме импорта сырья)
и стараться все производить самой, а также
всячески поощрять экспорт, готовых изделий,
добиваясь притока валюты (золота). Приток
золота в страну в результате положительного
торгового баланса увеличивал возможности
накопления капитала и тем самым способствовал
экономическому росту, занятости и процветанию
страны.
Главным недостатком этой теории следует
считать представление меркантилистов,
идущее еще от средневековья, что экономии
выгода одних участников товарообменной
сделки оборачивается экономическим ущербом
для других (стран-импортеров). К главному
достоинству меркантилизма можно отнести
разработанную им политической поддержки
экспорта, которая, сочеталась, с активным
протекционизмом и поддержкой отечественных
монополистов России наиболее ярким меркантилистом
был, вероятно, который всячески поощрял
российскую промышленность порт товаров,
в том числе через высокие ввозные пошлины,
кучу привилегий отечественным монополистам.
Меркантилисты верили, что истинным богатством
страны является золото (деньги) и, исходя
из этого, создали теорию внешней торговли.
По их мнению, внешняя торговля должна
быть ориентирована на максимальную сохранность
и увеличение количества золота в стране.
В связи с этим рекомендовалось стимулировать
экспорт и ограничивать импорт, чтобы
не тратить золота на покупку товаров
за пределами страны. Одновременно вводились
запреты на торговлю колоний со всеми
странами кроме метрополий, на развитие
производства в колониях - они должны стать
только поставщиками сырья в метрополии.
Меркантилисты, предлагали обогащение
одних стран за счет других. Вместе с тем
их заслуга заключается в том, что они
впервые привлекли внимание к проблемам
внешней торговли, подчеркнули ее значимость
для экономического развитии стран, описали
и обосновали определенное соотношение
затрат на экспорт и импорт, т.е. заложили
основы платежного баланса.
Развитие и обогащение страны невозможно только за счет перераспределения имеющихся богатств. Национальное богатство отдельных стран должно прирастать за счет постоянного развития и совершенствования экономических систем. На взаимозависимость экономического развития и внешней торговли впервые обратили внимание экономисты-классики. А. Смит отмечал, что благосостояние нации зависит не только от количества накопленного ею золота, сколько от ее способности производить конечные товары и услуги.
2.1.2. Теория абсолютных преимуществ А. Смита
Абсолютное преимущество в международной торговле — это способность страны производить товар с меньшими производственными затратами, чем это возможно в других странах.
Основоположник экономической науки Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом» 1.
Таким образом, суть взглядов А. Смита состоит в том, что основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.
Если же страны будут следовать
указанной рекомендации, а именно
развивать производство в отраслях,
где сосредоточены их абсолютные
преимущества, сокращая при этом производство
товаров, в которых они не располагают
таковыми, то в результате одного лишь
перераспределения труда между
указанными отраслями (в направлении
группы отраслей с абсолютными преимуществами)
без дополнительных затрат труда
произойдет суммарное (общемировое) увеличение
произведенных товаров. Таков результат
специализации производства на основе
принципа абсолютных преимуществ.
При этом, как утверждал А. Смит, внешнеторговый
обмен, основанный на принципе абсолютных
преимуществ, выгоден всем участвующим
в нем странам.
Информация о работе Современные теории международной торговли