Современные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание

Классические теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Создателями этих теорий были разработаны фундаментальные понятия мировой экономики, обоснованы методологические приемы ее углубленного изучения. Выводы, содержащиеся в классических теориях, стали своего рода отправными аксиомами для всего дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.

Содержание

Введение....................................................................................................................стр.3
1.Понятие международной торговли..................................................................стр.5
2.Теории международной торговли....................................................................стр.7
2.1. Классические теории международной торговли.....................................стр.7
2.1.1. Меркантилизм.............................................................................................стр.7
2.1.2. Теория абсолютных преимуществ А. Смита..........................................стр.9
2.1.3.Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.................................стр.11
2.1.4. Теория сравнительной обеспеченности (наделенности) факторами производства Э. Хекшера и Б. Олина................................................................стр.14
2.1.5. Парадокс Леонтьева...................................................................................стр.15
2.2. Альтернативные теории международной торговли................................стр.17
2.2.1. Теория специфических факторов производства...................................стр.17
2.2.2. Внешняя торговля на основе эффекта масштаба..................................стр.18
2.2.3. Теорема Рыбчинского.................................................................................стр.19
2.2.4. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера..........стр.20
Заключение..............................................................................................................стр.23
Список использованной литературы..................................................................стр.25
Приложения.............................................................................................................стр.26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.21 Кб (Скачать документ)

Эффект масштаба возникает  в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние  издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.).

Для того чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в  этом решающую роль, поскольку позволяет  расширить рынки сбыта. Другими  словами, международная торговля позволяет  сформировать единый интегрированный  рынок, который больше, чем рынок  любой отдельно взятой страны, и  таким образом делает возможным  предложить потребителям больше продукции  и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет  к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией  производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура  рынков, которые становятся либо олигополистическими  с преобладанием межотраслевой  торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции  с развитой внутриотраслевой торговлей  дифференцированными продуктами. В  этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

2.2.3. Теорема Рыбчинского

Английский экономист  польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина.

Теорема заключается в  утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства  цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить  производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный  фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными  должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

2.2.4. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера

Дальнейшее развитие на качественно  новой основе теория сравнительных  преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.

На основании анализа  обширного статистического материала  М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции  занимает идея так называемого национального  ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие  конкурентную макросреду, в которой  действуют фирмы этой страны (приложение 3).

 «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Каковы же эти детерминанты?

Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.

Рассматривая факторы  производства с точки зрения их влияния  на конкурентные преимущества страны. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские  способности) выделяет и такие, как  ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической  и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров  и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым  фондом и др.).

Важное значение в теории М. Портера уделяется делению  факторов на общие (например, сеть автомобильных  дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.

Стратегия фирм, их структура  и соперничество. В обеспечении  национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная  структура и конкурентная среда  внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда  или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована  на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких  фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

Параметры спроса — это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей  к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого  спроса должны получать апробацию новые  изделия до выхода на мировой рынок.

Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных  и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также случаю и правительству.

Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями  развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести  новые изобретения, крупные технологические  сдвиги (прорывы), резкие изменения  цен на ресурсы (например, «нефтяной  шок»), значительные изменения на мировых  финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить  экспортный потенциал других государств.

Роль правительства в  формировании национального конкурентного  преимущества состоит в оказании значительного влияния на все  основные детерминанты «национального ромба», причем это влияние может  быть как положительным, так и  отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство  воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство  в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения  и других отраслей. Осуществляя антимонопольное  регулирование, правительство оказывает  воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих странах  компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей  деятельностью и определяют уровень  развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая  динамику конкурентных преимуществ  страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и  распадаться.

Таким образом, теория М. Портера  наиболее полно отражает важнейшие  факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение  в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных  условиях различия в международной  специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиями отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий.

Обмен сходными, близкими по своим характеристикам, но не идентичными  товарами связан, прежде всего, с необходимостью более полно удовлетворять дифференцированные потребности, с учётом различий в  спросе и вкусах отдельных категорий  потребителей.

 Фирмы и корпорации, активно использующие технологические  нововведения, создают новые источники  специализации, а страны, в экономике  которых существенные позиции  занимают такие предприятия, могут  подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими  развитыми странами.

Таким образом, классические теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Создателями этих теорий были разработаны фундаментальные понятия мировой экономики, обоснованы методологические приемы ее углубленного изучения. Выводы, содержащиеся в классических теориях, стали своего рода отправными аксиомами для всего дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.

В альтернативных же теориях международной торговли раскрываются ее отдельные аспекты, не объясненные классическими теориями. Некоторые из представителей этого направления, критически переосмыслив достижения своих предшественников, предложили собственную оригинальную трактовку участия национальных экономик в международном товарообмене. Особо следует отметить значительный вклад в развитие теории международной торговли М. Портера — автора теории международной конкуренции. Большое внимание в ней уделяется формированию национальной макросреды в процессе взаимодействия основных детерминантов, определяющих конкурентные преимущества ведущих отраслей и фирм на мировом рынке. Она имеет практическое значение и для разработки внешнеэкономической стратегии России.

Теории ·международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в  процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения  тех преимуществ, благодаря которым  отдельные страны и компании завоевывают  прочные позиции на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Учебники, учебные пособия, коллективные работы, сборники научных трудов:

1. Базылев Н.И. Экономическая теория - - Учебное пособие для преподавателей аспирантов и стажеров// Книжный Дом -2005- с. 637

2. Бардовский В.П. - Экономика - Учебник// ИНФРА-М - 2011- с. 672

3. Борисов Е.Ф. - Экономическая теория - Учебник // Велби.-2008- с. 544

4. Киреев А.П. Международная экономика - Учебник//Международные отношения - 1997- с. 416

5. Кругман П.Р. - Международная экономика - Теория и политика - Учебник //Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ -1997.- с.799

6. Липсиц И.В. - Экономика - Базовый курс -  Учебник//Вита-Пресс. - 2004- с.352

7. Лобачева Е.Н. - Экономическая теория - Учебник //Юрайт - 2012- с. 516

8. Рыбалкин В.Е. - Международные экономические отношения - Учебник // Бизнес-школа "Интел-Синтез-1998- с.368

9. Плотницкий М.И. - Курс экономической теории - Учебник// Интерпрессервис-2003-с.496

10. Смитиенко Б.М. - Внешнеэкономическая деятельность - Учебник// Академия-2008- с.304

11. Фомичев В.И. - Международная торговля - Учебник//ИНФРА-М - 2001-с.446

Интернет-ресурсы

12. Библиотека менеджмента http://www.managment.aaanet.ru

13. Для профессиональных трейдеров http://marketoff.ru

14. Мировая экономика http://www.ereport.ru

15. Экономический портал, все для экономиста http://economyst.org.ua

Приложение 1

 

Товар / страны

ПРС

РС

Единица оборудования

1 рабочий день

4 рабочих дня

Единица сырья

3 рабочих дня

2 рабочих дня




Приложение 2

 

Товар / страны

ПРС

РС

Единица оборудования

1 рабочий день

3 рабочих дня

Единица сырья

2 рабочих дня

4 рабочих дня

Информация о работе Современные теории международной торговли