Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:01, реферат
Основными признаками частного банка, которые отличают его от всех других субъектов экономики, являются лицензируемые права на принятие депозитов, ведение счетов клиентов, проведение через них расчетов, а также на выдачу кредитов.
1.Сущность денег в рыночной экономике. Функции центрального банка в двухуровневой банковской системе.
2.Регулирование центральным банком поведения коммерческих банков на денежном рынке.
3.Эмиссия декретивных денег в двухуровневой банковской системе Беларуси.
4.Структура совокупной (широкой) денежной массы (СДМ) в экономике Беларуси.
5.Проблемы функционирования денежно-кредитных отношений в двухуровневой банковской системе экономики Беларуси
Сущность трансмиссионного механизма состоит в том, что непосредственным объектом регулирования Национального банка являются все сегменты межбанковского рынка - рублевый, валютный и рынок государственных ценных бумаг. Эмиссия резервных денег осуществляется только через коммерческие банки и только в целях поддержания их краткосрочной ликвидности. Воздействие на основные макроэкономические параметры (ВВП, СДМ, сальдо платежного баланса) Национальный банк осуществляет косвенно через эмиссию резервных денег (денежную базу) по трем каналам трансмиссионного механизма, регулируя поведение банков на межбанковском рынке. Коммерческие банки осуществляют безналичную кредитную экспансию кредитных денег в экономику, однако, они как второе звено банковской системы, работающее с клиентурой, находятся под определяющим воздействием задающей эмиссии резервных денег Национального банка. Коммерческие банки обладают правами на обслуживание потребностей предприятий и граждан, то есть исключительно коммерческие банки имеют право выдавать кредиты, принимать депозиты и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание фирм и граждан. Национальному банку запрещено прямое кредитование клиентов банков и другие операции с ними.
Министерство финансов Беларуси не обладает правом эмиссии казначейских билетов. Дефицит государственного бюджета в период 1991-2004 гг. финансировался двумя путями. Во-первых, Национальный банк выдавал правительству прямые кредиты под 6,5 % годовых, списывая их на внутренний долг с начала следующего года. Во-вторых, Министерство финансов с 1994 г. производит продажу государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и государственных долгосрочных обязательств (ГДО) коммерческим банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, у которых Национальный банк на открытом рынке (вторичном рынке) покупает ГКО и ГДО. С 2004 г. выдача Национальным банком прямых кредитов правительству запрещена, а дефицит государственного бюджета должен финансироваться только через государственные ценные бумаги, продаваемые на финансовом рынке.
Коммерческие банки осуществляют экспансию безналичных кредитных денег в экономику, совместно с клиентами создавая безналичные деньги, используя принцип частичного резервирования клиентских депозитов. Чем выше величина свободных резервов и соответственно чем ниже величина обязательных резервов (ФОР), тем шире возможности банков по выдаче кредитов и наращивания безналичной денежной массы. На основе купленных у клиентов денег банки создают кредитные инструменты, выдавая под коммерческие бизнес проекты ссуды платежеспособным клиентам, которые испытывают недостаток временно свободных денежных средств. Депозитные и кредитные операции коммерческих банков через проводимые ими платежно-расчетные операции связывают соответственно сферы сбережения и инвестирования в единый кругооборот движения денежных ресурсов от дебиторов к кредиторам. В итоге получается, что, принимая депозиты, коммерческие банки создают свои пассивы (обязательства), а, выдавая кредиты, они формируют свои активы (требования). Получив кредиты резервными деньгами от Национального банка под поддержку ликвидности, коммерческие банки проводят кредитные операции, увеличивая тем самым общее количество денег используемых субъектами в экономике. Рост балансов коммерческих банков свидетельствует о том, что, удовлетворяя спрос на деньги со стороны предприятий нефинансового сектора экономики, они создают предложение кредитных денег, реагируя на спрос клиентов на кредитные деньги.
Коммерческие
банки, создающие безналичные
Монетарный (денежный) мультипликатор отражает динамику кредитной экспансии в экономику и относительную долю вклада в нее Национального банка и коммерческих банков. Монетарный (денежный) мультипликатор (money multiplier) - это отношение суммы безналичных кредитных денег, созданных коммерческими банками и наличных денег (М0) эмитируемых Национальным банком, составляющих вместе РДМ (рублевую (узкую) денежную массу) к величине резервных денег, созданных Национальным банком (денежная база). Формула монетарного мультипликатора = РДМ / денежная база (ДБ) Национального банка.
Монетарный (денежный) мультипликатор отражает как степень кредитной экспансии двухуровневой банковской системы, так и возможности предприятий нефинансового сектора экономики брать у коммерческих банков кредиты и возвращать их, создавая добавленную ценность, «осаждаемую» на депозитах банков. На величину монетарного мультипликатора влияет уровень рыночных рисков и не возвращенных банковских кредитов неплатежеспособными дебиторами. В экономике Беларуси с 1994 г. монетарный мультипликатор составляет около 2. Для банковских систем развитых стран он находился в диапазоне 6-26. Экономический смысл монетарного мультипликатора 2 состоит в том, что на 1 рубль резервных денег, эмитированный Национальным банком, коммерческие банки создают также 1 рубль кредитных денег. Чем более высок уровень монетарного мультипликатора, тем больше кредитная экспансия коммерческих банков, совершаемая на основе роста депозитов клиентов. Если, например, монетарный мультипликатор равен 15, то при эмиссии Центральным банком страны 1 единицы резервных денег, коммерческие банки создают еще 14. Эти два примера показывают, что в развитой рыночной экономике банковская система создает очень высокий уровень пирамидоидальности денежных обязательств, в то время как размер этой денежной пирамиды в белорусской экономике минимален. Причина состоит в низком качестве кредитной эмиссии, что отражает величина 2 монетарного мультипликатора.
Банки между собой проводят межбанковские расчеты, в которых ими используют резервные деньги Центрального банка. В случае глубоких дисфункций на денежных рынках резко возрастает спрос на резервные деньги в экономике, увеличиваются требования вкладчиков на превращение своих банковских депозитов в резервные деньги. Эта ситуация провоцирует «набег вкладчиков» на банки и в случае их массовых неплатежей возникает недоверие к национальной валюте. Поэтому, чем выше величина монетарного мультипликатора, тем более опасен обвал пирамиды денежных обязательств, выстроенных двухуровневой банковской системой. Крах денежного рынка в период Великой Депрессии 30-х гг. ХХ в. вынудил страны с развитой рыночной экономикой создать действенную систему регулирования центральным банком и правительством поведения коммерческих банков с помощью разнообразных денежно-кредитных и бюджетно-финансовых инструментов. Тогда же была создана национальная система страхования банковских депозитов. Это позволило развитым странам повысить уровень стабильности функционирования экономики, ограничивая риски на денежных и товарных рынках. Эффективность денежно-кредитного регулирования достигается за счет выстроенных государством разнообразных ограничений, которые не дают обвалиться пирамиде денежных обязательств экономики, имеющей значительную величину монетарного мультипликатора.
Деньги,
создаваемые банковской
системой, можно определить
как универсальные безусловные
обязательства-требования. Деньги обладают
высшей степенью универсальной ликвидности,
выполняя в обращении функции меры ценности,
средства обращения, средства накопления,
средства платежа и средства внешнеэкономических
расчетов. Коммерческие
банки, обслуживая финансовые
потребности клиентов,
создают кредитные деньги
как непредвиденный
и непреднамеренный
продукт своей деятельности.
Деньги, создаваемые банковской системой,
и направляемые на обслуживание потребностей
субъектов экономики включаются в состав
совокупной (широкой) денежной массы (СДМ
= ШДМ).
4.Структура совокупной
(широкой) денежной массы (СДМ)
Структуру совокупной (широкой) денежной массы (СДМ) можно представить с точки зрения критерия срочности денег, обслуживающих потребности нефинансового сектора экономики. Элементами СДМ являются «горячие деньги», включающие в себя наличные банкноты, монеты и депозиты до востребования (расчетные (текущие) счета) и срочные депозиты. Функционально деньги в СДМ делятся на совокупность денежных средств предназначенных, во-первых, для текущей (каждодневной) оплаты товаров, работ и услуг, а, во-вторых, для создания сбережений (накопления) средств фирмами и гражданами. Для текущей оплаты товаров служат наличные банкноты и монеты, а также расчетные и текущие счета, называемые депозитами до востребования или переводными (транзакционными или операционные) депозитами. Для осуществления сбережений (накопления) средств используют срочные депозиты. СДМ в экономике Беларуси подразделяется на рублевую ДМ (М0, М1, М2, М2*) и инвалютную часть СДМ (ШДМ), которая включается в монетарный показатель М3. Монетарный агрегат М3 называется «широкими деньгами».
В рублевую (узкую денежную массу) денежную массу (М2) включаются следующие составляющие: 1) наличные банкноты и монеты Национального банка (М0); 2) рублевые счета до востребования граждан и фирм, находящиеся в коммерческих банках, которые прибавляются к показателю М0 и в совокупности составляют показатель М1; 3) рублевые срочные депозиты граждан и фирм, находящиеся в коммерческих банках. В экономике Беларуси выделяют еще М2*, где к М2 прибавляют еще и рублевые ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота). Монетарный показатель М3 (совокупная (широкая) денежная масса) включает в себя показатель М2* плюс депозиты до востребования и срочные депозиты в иностранной валюте фирм и граждан, а также инвалютные ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота), а также депозиты в драгоценных металлах. Основным критерием деления СДМ на представленные выше монетарные показатели (агрегаты) является степень ликвидности различных элементов денежной массы. Степень ликвидности элементов денежной массы определяется уровнем издержек обращения (потерь) при переводе наличных денег в срочные и бессрочные счета (и наоборот), а также степенью быстроты конверсии срочных счетов в деньги как текущее средство обращения и платежа.
Величина СДМ возрастает в экономике при росте величины наличных денег (М0) и рублевых и инвалютных депозитов коммерческих банков. Это свидетельствует о росте величины добавленной ценности, воплощенной в денежных доходах, полученных субъектами экономики. В структуре СДМ резервные деньги Национального банка и кредитные деньги коммерческих банков учитываются через единую единицу измерения. Однако, несмотря на этот факт, только резервными деньгами Центрального банка коммерческие банки оплачивают свои депозитные обязательства и осуществляют активные операции. Резервные деньги являются той «лакмусовой бумажкой», с помощью которой проверяется качество кредитной экспансии коммерческих банков, что выражается в размере срочных и бессрочных счетов клиентов, которые являются результатом прибыльно «закрытых» клиентами банковских кредитов.
Деньги, создаваемые двухуровневой банковской системой Беларуси, представляют собою универсальные безусловные ликвидные обязательства-требования. В этом качестве деньги противостоят обладающим частичной ликвидностью квази-денежным инструментам, которые использовались в 1992-2004 гг. в белорусской экономике. Под квази-денежными инструментами мы понимаем, например, товарные векселя предприятий, выпускавшиеся в рамках «программ Мингорисполкома по развязыванию неплатежей» во второй половине 90-х гг., а также выпускаемые после них для тех же целей так называемые «системные векселя», выполнявшие те же функции в экономике. Единым признаком этих квази-денежных инструментов является то, что при предъявлении векселей выпустившему их предприятию и поручившемуся за него посреднику создатели векселей не были обязаны платить деньгами держателю товарного векселя. Поэтому деньги - это универсальный безусловный актив и обязательство, выполняющее все функции денег в формах наличных банкнот, монет, депозитов до востребования и срочных депозитов банков. Качество денег, существующих в форме срочных депозитов, оценивается рынком как свойство банка быстро превратить свои краткосрочные активы в наличность с минимальными потерями. Эта операция подтверждает платежеспособность банка, высокое качество его краткосрочных банковских активов, обеспечивающих текущими средствами обращения возврат «закрываемых» срочных депозитных договоров. При этом в процессе перевода депозитов до востребования и срочных депозитов в наличные деньги трансформируемые активы сохраняют свою цену почти неизменной.
В
мировой системе фидуциарных
денег место драгоценных
При
высоком спросе на кредиты и достаточной
ликвидности банков их возможности создания
кредитных денег увеличиваются, ведя к
росту их пассивов и активов. При низкой
ликвидности банков – их балансы сжимаются,
уменьшая возможности банков кредитовать
предприятия, стимулируя рост ВВП. Несмотря
на то, что резервные деньги Национального
банка и кредитные деньги коммерческих
банков по своей «бухгалтерской стоимости»
приравнены друг к другу и на общих правах
включаются в СДМ, они имеют разный уровень
качества и соответственно «мощность»
(«силу») в экономике. Резервные деньги
называются «деньгами
повышенной силы (мощности)» (high-powered
money). Степень редкости резервных денег
Национального банка на рынке является
критерием оценки качества экспансии
кредитных денег коммерческими банками.
Уровень валютного курса и процентных
ставок являются индикаторами уровня
рисков и соотношения спроса и предложения
на рубли и валюту на финансовых рынках,
отражая принцип редкости (ценности) денег
в экономике.
5.Проблемы функционирования денежно-кредитных отношений в двухуровневой банковской системе экономики Беларуси
В банковской системе экономики Беларуси системообразующие банки кредитующие огосударствленные предприятия действуют в рамках системы мягких бюджетных ограничений. Поэтому банки не могут жестко контролировать финансовое состояние предприятий, движение их денежных и товарных потоков как это существует в системе жестких бюджетных ограничений. Банки не могут эффективно влиять на степень «здоровья» отношений своего дебитора с его контрагентами, не контролируют динамику роста непогашенной задолженности дебиторов, наносящих ущерб как банку, так и его клиенту. В экономике отсутствуют жесткие рыночные требования, предъявляемые предприятиями друг другу через переуступку прав требования, в том числе через товарные векселя, которые вынуждали бы дебиторов отвечать по своим долгам. Вне жестких процедур переуступки права требования на денежном рынке банк не обладает инструментами эффективного контроля сложной системой долговых отношений. Слабость рыночных механизмов в сфере денежно-кредитных отношений, определяющих процесс воспроизводства ВВП и оборота долгов, не позволяет банкам использовать внутренне присущую природе товарных векселей систему погашения солидарной ответственности предприятий друг за друга.