Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:01, реферат
Основными признаками частного банка, которые отличают его от всех других субъектов экономики, являются лицензируемые права на принятие депозитов, ведение счетов клиентов, проведение через них расчетов, а также на выдачу кредитов.
1.Сущность денег в рыночной экономике. Функции центрального банка в двухуровневой банковской системе.
2.Регулирование центральным банком поведения коммерческих банков на денежном рынке.
3.Эмиссия декретивных денег в двухуровневой банковской системе Беларуси.
4.Структура совокупной (широкой) денежной массы (СДМ) в экономике Беларуси.
5.Проблемы функционирования денежно-кредитных отношений в двухуровневой банковской системе экономики Беларуси
При кредитовании предприятий банком под его вексель проводится учетно-ссудная операция, при которой учитываемый вексель, отражает цепочку взаимных солидарных обязательств предприятий кредиторов и дебиторов друг перед другом. В этом случае банк держит под своим контролем всю цепочку взаимной солидарной товарной задолженности предприятий, ведущих совместный и «перекрещивающийся» бизнес на основе взаимного доверия. Учет векселей банком позволяет ему эффективнее контролировать поведение должников, нежели процедура выдачи фирме прямого кредита. В первом случае банк имеет солидарную гарантию возврата кредита предприятиями, использующими товарные векселя. Последние являются безусловными обязательствами предприятий, которые кредитуют друг друга товарными ресурсами с отсрочкой платежа. Это заставляет фирмы вести ответственный бизнес по «горизонтали» отношений солидарной товарной задолженности, взаимно поручаясь за своих контрагентов и неся за это имущественную ответственность. Безусловные обязательства придают связям денежно-кредитного и нефинансового секторов экономики значительную устойчивость, обеспечивая эмиссию резервных денег центрального банка и создание банками кредитных денег ростом денежной выручки от товарных продаж.
Учетно-ссудные
операции банков в форме создания
кредитных денег под
Мягкие
бюджетные ограничения, регулирующие
поведение субъектов в
Из-за того, что транзитивная экономика Беларуси не обладает эффективными антиинфляционными механизмами сбалансированности СДМ и ВВП, тенденции ее развития отражают классические проблемы экономик стран «третьего мира». Одним из вариантов «лечения» монетарных дисфункций является система валютного комитета. Насколько возможно ее введение в экономике Беларуси? Система валютного комитета напоминает систему золотого стандарта, который основан на безусловном обмене денег на золото, но место золота заняла СКВ. Сущность системы валютного комитета состоит в том, что центральный банк эмитирует резервные национальные деньги как инструмент покупки золотовалютных резервов (ЗВР) у субъектов экономики. Жесткая связь прироста денежной базы с приростом ЗВР диаметрально противоположна механизму кредитной антиципации банковской системы, которая предвосхищает получение будущих доходов заемщиков.
Кредитование коммерческими банками предприятий и рост депозитных обязательств банков перед клиентами необходимо жестко увязать с эмиссией резервных денег. Введение системы валютного комитета обусловлено глубокими дисфункциями нефинансовой и денежно-кредитной систем экономики, которые проявляются в низкой конкурентоспособности товаров, высокой инфляции и девальвации, что ведет к потере доверия субъектов к национальной валюте и долларизации экономики. Деструктивные процессы в экономике зашли столь далеко, что с помощью системы валютного комитета государство пытается вылечить денежно-кредитную систему экстремальными средствами.
Кредиты и долгосрочные инвестиции делаются банками из срочных депозитов (сбережений субъектов) и собственных средств банков. Собственный капитал банка – это его бессрочные ресурсы. Спрос на деньги определяется предложением кредитных денег, создаваемых коммерческими банками. Однако кредитование банками клиентуры становится жестко дозированным и обусловлено накоплением ЗВР равных величине денежной базы центрального банка. Банк вынужден выдавать дополнительные ссуды под соответствующий прирост сбережений субъектов экономики. Срочные денежные средства в рублях и СКВ отражают процесс накопления сбережений субъектами рынка. Этим срочные деньги принципиально отличаются от операционных остатков средств на счетах субъектов. Однако как срочные, так и бессрочные депозиты банки могут создавать только при накоплении необходимой суммы валюты у субъектов экономики, которые продадут ее центральному банку в обмен на открытие под нее банками бессрочных и срочных депозитных счетов. Резервные и кредитные деньги в системе валютного комитета перестают быть активным инструментом денежно-кредитной политики. Поэтому использование центрального банком в ряде стран с переходной экономикой инструментов в национальной валюте на рынках свидетельствует о неадекватной реализации системы валютного комитета. Например, фонд обязательных резервов (ФОР), ставка рефинансирования, ставка по ценным бумагам правительства и ставки по финансовым инструментам активно использовались Банком Литвы при проведении дискретной денежно-кредитной политики в 90-х гг. ХХ в.
Послабления в реализации режима валютного комитета происходят тогда, когда экономика работает в условиях мягких бюджетных ограничений, что проявляется в генерировании убытков субъектов. Эти убытки необходимо финансировать, а путь для эмиссии необеспеченных денег открывается активным использованием денежно-кредитных инструментов центрального банка. Тем самым открываются каналы притока необеспеченных денег в экономику. Возникает необходимость посредством активных действий центрального банка на финансовых рынках использовать его денежно-кредитные инструменты для стерилизации избыточной денежной эмиссии.
Активная часть резервных денег на корсчетах и в кассах банков должна быть сбалансирована с приростом кредитных денег, отсекая избыточный спрос клиентов на них. Функция резервных денег состоит в обслуживании растущих депозитов банков соразмерно приросту окупаемых кредитов субъектами экономики через контроль ликвидности банков. Однако смягчение бюджетных ограничений «вытягивает» на себя экспансию кредитных денег коммерческих банков, что отражается в автономном росте рублевой денежной массы (РДМ), происходящей самостоятельно относительно величины денежной базы (ДБ). Согласие на смягчение бюджетных ограничений банков и предприятий вызывает автоматическую неизбежность эмиссии резервных денег центрального банка даже в том случае, если он ранее проводил жесткую монетарную политику. Экономике Беларуси внутренне присущ описанный механизм финансирования дефицита счетов субъектов экономики и правительства. В экономике Беларуси нарушен естественный механизм прямого воздействия ДБ на изменения РДМ. Сложилась очень сильная обратная зависимость ДБ от РДМ и соответственно Национального банка от системообразующих банков и огосударствленных предприятий.
При мягких бюджетных ограничениях системообразующие банки создают некачественные активы. Возникает диспропорция между ликвидными активами, некачественными активами и растущими депозитными обязательствами. Нарушается «золотое правило» банкира, регулирующее баланс активов и пассивов по видам валют, срокам и суммам. В тенденции это ведет к кризису ликвидности, что является показателем того, что в структуре балансов системообразующих банков высока доля некачественных активов. Системообразующим банкам не хватает резервных денег для расчетов по принятым ими заемным средствам клиентов. Поэтому резервные деньги, эмитируемые под покупку валюты, выступают жестким ограничителем, который заставляет банки кредитовать клиентуру только под прирост ее срочных вкладов в банках. В рамках режима валютного комитета бизнес коммерческих банков базируется на том, что рост кредитов ограничен приростом сбережений субъектов экономики. Обязательным условием работы коммерческих банков является поддержание ликвидности баланса и безусловная оплата своих обязательств. В этих условиях макросистема спонтанно поддерживает стабильность денег через механизмы максимизации массы прибыли субъектов на рынке.
Превышение инвестиций над сбережениями вызывает «перегрев» экономики посредством «перегона» краткосрочных депозитов в «длинные» кредиты. Система валютного комитета позволяет этого избежать, поддерживая равенство инвестиций сбережениям в экономике. Этим в денежно-кредитной сфере создается механизм, не допускающий глубоких диспропорций в экономике, чреватых в будущем стремительным спадом. Если сбережения превышают инвестиции, неизбежна вялость инвестиционного процесса. Значительное неравенство объемов инвестиций и сбережений закономерно вызывают высокий уровень волотильности рынка, сильные колебания цен и курсов валют, особенно в условиях «размашистого» бизнес цикла. Система валютного комитета позволяет сбалансировать изменения денежной базы (ДБ) и РДМ с потребностями экономики и поддерживает цены активов в стабильном низковолотильном диапазоне. Это ведет к тому, что инвестиции балансируются со сбережениями.
После августа 1998 г. многие уцелевшие банки России, чтобы укрепить свою клиентскую базу, предложили на рынке принципиально новую услугу. Банки гарантировали клиентам, что они ни в коем случае не будут использовать операционные остатки средств на счетах своих клиентов для кредитования и инвестиций, а будут проводить только платежи по поручению клиентов. Глубокий кризис вынудил банки спонтанно перейти к рациональному обустройству своей микроэкономики.
В Беларуси введение режима валютного комитета упирается в ряд существенных ограничений, так как банковская система не обладает адекватными инструментами контроля над приростом взаимосвязанных параметров ДБ, СДМ, ВВП. Отсутствует практика проведения банками учетно-ссудных операций с товарными векселями своих клиентов. Соответственно нет в Беларуси и рынка товарных векселей как необходимого условия формирования развитого финансового рынка, который выполняет функцию адекватной оценки обязательств субъектов экономики. Рынок котировки долгов товарных и финансовых фирм, на котором ищется их адекватная рыночная цена, является важным критерием развитости рынка и реальной возможности введения режима валютного комитета. Кроме того, как показывает опыт функционирования режима валютного комитета, он требует введения режима фиксации валютного курса, в то время как инфляция по товарным ценам по воспроизводственным и структурным причинам продолжается. Данное противоречие опасно нарушением правила единства цены денег по отношению к иностранным валютам (валютный курс) и товарной массе (товарные цены). «Расхождение в разные стороны» показателей инфляции и девальвации генерирует дисфункции в экономике, платежном балансе, дезориентирует поведение экспортеров и импортеров. Для транзитивной экономики чрезвычайно важен поиск баланса между уровнями инфляции и девальвации.
Опыт работы системы валютного комитета в странах Прибалтики позволяет сделать такие выводы. Сведение маржи по валютным операциям к минимуму, уменьшение годовой инфляции до однозначных цифр отнюдь не свидетельствует еще о создании в этих странах стабильной денежно-кредитной системы и конкурентоспособной экономики. На их кредитных и депозитных рынках по операциям в национальных валютах поддерживался очень высокий уровень маржи, превышавший 100-200% и очень высокий уровень реального процента. Это критерии потенциально нестабильной транзитивной экономики, которые отражают высокий уровень рисков работы банков на финансовых рынках и внутреннюю нестабильность национальных валют. Лит, крона и лат не являются СКВ. Они имеют скорее статус денежных сертификатов, тесно связанных с СКВ. При этом только фиксация курса этих валют по отношению к СКВ не может служить критерием, определяющим позитивные процессы динамики экономики, изменения ее структуры и системы воспроизводства ВВП.
Высокая рыночная маржа адекватно отражает большой уровень рисков деятельности субъектов в национальной валюте на внутреннем рынке транзитивных экономик, что свидетельствует о невысокой эффективности национальных фирм. Высокий уровень маржи отражает несбалансированность и большие риски активов банков и фирм. В этих экономиках проблемой остаются неплатежи между предприятиями из-за отсутствия механизмов конкурентной рыночной торговли долгами фирм и банков.
Относительно
возможности использования