Становление и развитие валютного рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание

В ходе международного экономического обмена РФ все больше сталкивается с проблемами адаптации к изменению в сфере международной торговли и макроэкономической ситуации у себя в стране. Ключевое звено, связывающее экономику РФ с мировой экономикой, - это валютная политика, которая определяет развитие и состояние валютного рынка страны.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...1

1. Становление и развитие валютного рынка в России

1.1. Валютный рынок и его организация……………………………………..3

1.2. Этапы развития валютного рынка……………………………………….5

1.3. Валютная политика России на современном этапе…………………...12

2. Проблемы развития валютного рынка России

2.1. Основные проблемы развития валютного рынка России………………...15

3. Либеризация валютного рынка – проблема или перспектива развития?

3.1. Либеризация валютного рынка России……………………………………..18

3.2. Мировой опыт либеризации………………………………..………………...24

Заключение………………………………………………………………………....28

Список использованной литературы……………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по валютке.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, в целях стимулирования процесса кредитования комбанками реального сектора экономики ЦБ РФ предполагает и далее предпринимать меры по снижению учетной ставки, а также распространить на территорию всей страны (в случае успешного прохождения испытаний в г. Санкт-Петербург) действие механизма рефинансирования им банковского сектора под залог векселей промышленных предприятий. 
 

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА

РОССИИ

1.1. Основные проблемы развития валютного

  рынка России 

Одной из главных проблем развития валютного рынка в России является развернувшаяся кампания за немедленное проведение валютной либеризации.1 Среди экспортеров, банкиров, финансистов и аналитиков все чаще раздаются призывы кардинально либерализовать валютное законодательство. Этот вопрос часто обсуждается в прессе, на различных встречах российских предпринимателей. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ЦБ в сжатые сроки разобраться с проблемой рационализации валютного регулирования.

В итоге  на данном этапе норматив обязательной продажи валютной выручки экспортерами был снижен с 75% до 50%, хотя и раньше существовал механизм снижения этого норматива.

Самый простой путь – показать в балансе, что валютные затраты на обслуживание внешних заимствований предприятия превышают 25% выручки. Это автоматически давало право воспользоваться льготой и снизить себе норматив обязательной продажи до 50%. Недаром по расчетам специалистов компании «Юникон МС» фактическая продажа экспортной выручки в 2001г. не дотягивала до 60%.2  
 
 
 
 

Период Экспорт товаров  в дальнее зарубежье, млрд. долл. Перечислено валютной выручки на транзитные валютные счета экспортеров, млрд. долл. Перечислено валюты для обязательной продажи, млрд. долл. Доля экспортной выручки, фактически проданной экспортерами, %
1кв. 2000г. 20,1 18,27 9,5 52,0
2кв. 2000г. 21,1 19,93 10,5 52,7
3кв. 2000г. 22,8 20,1 11,3 56,2
 

Некоторые специалисты Банка РФ считают, что  введение 50%-ной нормы ухудшило ситуацию на рынке. С другой стороны, как объяснить, что до сих пор действуют более 10 указов Президента о разных льготах некоторым экспортерам при продаже валютной выручки? Естественно, это не способствует нормальной конкуренции.

Эксперты  Института Народохозяйственного прогнозирования РАН провели аналитические прогнозные расчеты на ближайшие годы для оценки уровня спроса и предложения валюты в условиях погашения внешних долгов, а также с учетом складывающихся тенденций реального роста рубля. Суммарный объем продаж валюты лишь незначительно отклоняется от норматива в 75%. В целом расчеты показывают, что со стороны ЦБ РФ спрос на валюту был не нормативный, а скорее балансирующий, во многом связанный с тем, что в 2000г. Россия не платила долг Парижскому клубу.

Договоренности  о дополнительной реструктуризации этих долгов достичь не удалось, и валютные выплаты в 2001г. возросли. За счет долгов Парижскому клубу они увеличились примерно на 3,7 млрд. долл. Фактически прозвучавший отказ мировых финансовых организаций дальше кредитовать Правительство России снизил ожидаемые доходы бюджета на 2,9 млрд. долл., уже заложенных в бюджет на следующий год, и, соответственно, на столько же понизил ожидаемый уровень валютных поступлений в страну.

Вероятно, в 2001г. могли действовать и следующие  факторы. Укрепление реального курса рубля, которое угрожает ростом импорта и вытеснением отечественных товаров импортными, и резкий рост спроса на валюту со стороны государства. При отсутствии поступлений от внешних заимствований Правительству потребуется выплатить до 14 млрд. долл., что на 4 млрд. долл. Превышает объем выплат 2000г.

Наращивание золотовалютных резервов ЦБ необходимо для устойчивости денежного обращения  и финансовой безопасности страны. При существенном изменении конъюнктуры на мировых рынках резервы ЦБ обеспечивают сохранение критического уровня импорта, необходимого для поддержания социальной стабильности внутри страны.

По подсчетам  одного из авторов нового законопроекта  от Госдумы М. Задорнова, для обслуживания госдолга, обеспечения стабильности валютного рынка и поставок по импорту на ММВБ должны продаваться 30-40 млрд. долл. ежегодно. В условиях 2001г. эта потребность полностью закрывается 45-50% нормой продажи валюты.

Председатель  бюджетного комитета Госдумы А. Жуков  считает, что нынешняя система валютного регулирования не препятствует уходу из страны порядка 20 млрд. долл. в год и при этом является абсолютно неэффективной для экспортеров. По его мнению, дискуссию о необходимости либеризации валютного рынка необходимо свести к конкретным действиям, которые бы облегчили жизнь экспортерам, а в перспективе можно было бы поставить вопрос и об отказе от обязательной продажи экспортной выручки.

Первый  замминистра финансов также выступает  за снижение норматива: «Разумеется, не нужно сразу отменять продажу  валютной выручки, нужно подходить к этому осторожно. Но снизить норматив продажи вполне возможно».

Наиболее  категоричен руководитель Департамента внешнего долга Минфина А. Черепанов: «Требование об обязательной продаже 75% экспортной выручки является одним из наиболее безрассудных. По сути, владельцев заставляют покупать рубль, тем самым придавая ему ущербность, подрывая его авторитет… Контроль за валютными операциями нужен, но его цель должна быть иной –не ограничение доступа к иностранной валюте, а полнота сбора налогов, профилактика «отмывания» денег. Т. е. Те интересы государства, которые подлежат аналогичной защите и при проведении рублевых операций».

Надо  отметить, что механизм установления нормативов продажи должен быть прозрачным для бизнеса, понятным и предсказуемым, потому что без этого нереально сколько-нибудь долгосрочное планирование финансовой деятельности предприятия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.3 Снижение нормативов может привести:

  • во-первых, к снижению предложения иностранной валюты. Спрос на иностранную валюту может превысить предложение, что повлечет за собой рост курса доллара и обесценивание национальной валюты;
  • во-вторых, это может привести к снижению золотовалютных резервов ЦБ, что подтверждает анализ величин спроса и предложения валюты на внутреннем рынке, который позволяет оценить сальдо внешнеторгового баланса. Этот объем составляет выручку Банка России, которая пойдет на пополнение валютных резервов и на выплаты внешнего долга.

В итоге  же, как обычно и происходит, правоту  тех или иных мнений докажет время и практика.4 

3. ЛИБЕРИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО  РЫНКА - ПРОБЛЕМА ИЛИ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ?

3.1. Либеризация валютного рынка России 

      Пришло  ли время ослабить валютный режим? Ответ  на этот вопрос дает Председатель ЦБ В. Геращенко в своем докладе на XI Съезде Ассоциации российских банков:

      «В  целом, по мнению Банка РФ, в существующих макроэкономических условиях радикальная  и полная либеризация валютного  законодательства представляется несколько  преждевременной.

      В последнее время в обществе развернулась широкая дискуссия по этому вопросу. Позиция сторонников радикальной либеризации не подкрепляется убедительными, основанными на конкретных расчетах сценариями развития ситуации, доказательствами того, что с либеризацией валютного законодательства российская экономика получит преимущества и заработает с большей эффективностью.

      Кстати, на валютных счетах в российских банках финансовые средства юридических лиц  увеличились с 9,9 млрд. долл. на 1 января 2001г. до 12,3 млрд. долл. на 1 января 2002г. Поэтому заявления о том, что нет валютных средств для осуществления необходимых платежей крупными и мелкими компаниями – это, проще говоря, фикция.

      Нет убедительных аргументов в пользу того, что динамика курса рубля и  ситуация на валютном рынке будут  по-прежнему гарантированно стабильными и предсказуемыми, если будет допущена сверхбыстрая либеризация валютного регулирования и контроля.

      …В  последнее время особенно часто поднимается вопрос о незамедлительной отмене института обязательной продажи экспортерами валютной выручки. При этом Банк России не может не настораживать очевидное стремление авторов таких предложений перевести данную стратегическую проблему в ряд задач, требующих немедленного решения.

      Между тем, по данным МВФ, требование обязательной продажи валютной выручки от экспорта в 2000г. применялось в 75 государствах-членах МВФ, из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать всю валютную выручку. При этом практически все страны с переходной экономикой обменяли данное требование только тогда, когда их денежным властям удавалось добиться необратимости макроэкономической стабилизации.

      Отмена  обязательной продажи валютной выручки  может привести к серьезным негативным последствиям для всей экономики  страны. Уменьшаются возможности Банка России по сглаживанию резких курсовых колебаний. Сильно возрастает вероятность дестабилизации курса рубля с последующими скачками инфляции, повысится уровень долларизации активов, станет проблематичным не только достижение минимально необходимого уровня золотовалютных резервов для предстоящего погашения крупных объемов долгов, но и сохранение резервов на сложившемся сегодня уровне».

 Сторонники  ускоренной и широкомасштабной либеризации контроля в России видят решение проблемы в следующем:

  • предлагается весьма широкая трактовка 
    текущих валютных операций, (которые в соответствии со ст. VIII Устава МВФ осуществляются без ограничений). К текущим операциям, в 
    частности, предлагается отнести предоставление внешнеторговых кредитов на срок до 360 дней (на срок до 90 дней - при экспорте нефти, нефтепродуктов и газа);
  • разрешительный порядок осуществления операций, связанных с движением капитала, действующий в настоящее время, заменяется на уведомительный.

Список  валютных операций капитального характера, для проведения которых требуется разрешение регулирующего органа, резко ограничен. К таким операциям относятся:

   - предоставление внешнеторговых  кредитов нерезидентам на срок более 360 дней (на срок более 90 дней - при экспорте нефти, нефтепродуктов и газа);

   - дальнейшее размещение валютных  ценностей юридическим лицом-резидентом на счетах и депозитах в иностранных коммерческих банках, если накопленная сумма средств на таких счетах и депозитах превышает 15 млн. евро;

   - дальнейшее предоставление займов  юридическим лицом-резидентом нерезидентам на срок свыше 180 дней, когда накопленный объем внешних займов, предоставленных резидентом, превышает 15 млн. евро;

  • предусматривается полная либерализация в отношении валютных операций физических лиц (как текущих, так и капитальных);
  • поэтапно, но в течение короткого периода времени (до 1 января 2004 года) отменяется требование репатриации валютной выручки.

   Допустимые  законом защитные меры ограничены по составу и сроку применения.

   Основными аргументами в пользу такой позиции могут служить следующие:

   1. Наличие ограничений на движение капитала смягчает негативные последствия, проведения правительством неэффективной макроэкономической политики, тем самым позволяя откладывать на неопределенное время разработку и реализацию жизненно необходимых институциональных, неструктурных реформ.

   2. Использование практики валютных  ограничений снижает доверие к политике правительства и национальной валюте. Это ведет к падению привлекательности России в глазах российских и иностранных инвесторов.

   3. Сложность валютного контроля и бюрократизм регулирующих органов существенно осложняют: деятельность внешнеторговых организаций, создают серьезные препятствия на пути иностранного капитала в Россию.

   4. Ограничения на репатриацию иностранного капитала снижают его приток, а ограничения на вывод российского капитала препятствует репатриации ранее выведенного капитала.

   5. Действующие нормы валютного  контроля являются неэффективными. Современный уровень развития финансовых институтов и инструментов позволяет обойти любые административные ограничения.

Информация о работе Становление и развитие валютного рынка в России