Стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.

Содержание

Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44

Работа состоит из  1 файл

Стимулирование труда.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

определяет  связь  результатов  труда  с  увеличением   размера   поощрения.

Эффективность применяемой системы премирования  работник  видит  в  величине

денежной суммы, полученной в  виде  премии.  Устанавливаться  размер  премии

может в процентах к окладу,  к  экономическому  эффекту  или  же  в  твердой

ставке. То есть в относительном и абсолютном выражении.

    Источником выплаты премии служит фонд материального поощрения,  который

образовывается за счет прибыли предприятия в размере  четырех  процентов  от

фонда заработной платы.

    При определении круга премируемых необходимо исходить  из  адресного  и

целевого  направления.  Это  премии   за   сверхплановые,   сверхнормативные

достижения  в  труде,  выполнение  важных  заданий,  проявленную  инициативу

давшую  конкретный  результат.  В  силу   своей   целенаправленности   такие

поощрения обладают большей стимулирующей силой и поэтому  эффективней  могут

воздействовать на повышение трудовой активности.

 

                      2.1.2. Социальное стимулирование

 

    Вторым   немаловажным   видом   стимулирования   является   социальное,

представляется  как   материальное   неденежное.   Главной   направленностью

выступают отношения между людьми, выраженное в  признательности  руководства

заслуг работника.

    Это  поощрение  материально   неденежными   стимулами   и   социальными

отношениями в коллективе.

    Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей. Во-первых,

ни   один   из   материально   неденежных   стимулов   не   обладает   такой

универсальностью, как стимул материально-денежный.

    Во-вторых,  многие  материально-неденежные   стимулы   имеют   характер

разового  действия.   Цикл   воспроизводства   потребности   в   большинстве

продолжителен. Так,  имеются  материально-неденежные  блага,  потребность  в

которых практически ненасыщаема, так  как  воспроизводится  сразу  же  после

акта  предыдущего   удовлетворения.   Потребность   в   ряде   других   благ

воспроизводится периодически не более чем  один  раз  в  год.  Третьи  блага

удовлетворяют потребности,  которые  воспроизводятся  в  течении  ряда  лет.

Активность работника получившего конкретный материально неденежный стимул  в

дальнейшем  может  быть  поддержана  лишь  с  помощью  других  стимулов.   В

противном случае она снижается.

    В-третьих, материально неденежные стимулы не обладают важным  свойством

денег – делимостью.  В  то  же  время  их  и  в  своей  совокупности  трудно

упорядочить  в  единой  функции  стимулирования  в  силу   их   естественной

разнокачественности. Качественное разнообразие удовлетворяемых с их  помощью

потребностей  затрудняет  их   сравнение   между   собой   и   иерархизацию.

Теоретически  возможно  лишь  некоторое  косвенное,  весьма  приблизительное

упорядочение с помощью других,  более  универсальных  ценностей,  такие  как

деньги, престиж, время.

    В четвертых, материально неденежные стимулы, по  видимому,  больше  чем

денежные приспособлены в основной массе для  использования  в  подкрепляющей

форме  организации  стимулирования.  Их  невозможно  традиционно  связать  с

определенными видами деятельности, так как каждый из них имеет  неодинаковую

ценность для разных людей и эта  вариация  слишком  велика,  тем  более  что

ценность многих благ не поддается точному измерению и однозначной оценке.

    Материально  неденежные  блага  могут  быть  использованы  в   качестве

стимулов потому, что получение любого из них можно  связать  с  результатами

трудовой деятельности и социальной активности работников. Они, как  и  любые

другие,  имеют  морально-престижную,  помимо   содержательной   ценности   и

обладают свойством выделять поощряемого из среды.  Оно  привлекает  внимание

всех и является предметом оценок и обсуждения работников.

    При этом общая тенденция такова, что  чем  реже  предмет  (материальный

предмет,  услуга,  преимущество,  льгота),  выполняющий   функцию   стимула,

распространен в среде, тем выше при прочих равных  условиях  его  престижная

составляющая.

    Большинство   материально   неденежных   благ   имеют   свою   денежную

составляющую авторитета, то есть может быть  измерена  в  рублях.  С  другой

стороны, рассматриваемая группа стимулов  универсальна  в  том  смысле,  что

человеку всегда что-нибудь из материальных  неденежных  благ  необходимо.  В

целом  соответствующие  потребности  в  благах   материального   неденежного

характера насыщаемы, настоятельны и действенны. Проблема  состоит  в  умелом

их  использовании  как  базы  для  стимулирования  трудовой   и   социальной

активности.

    Особенности материально денежных стимулов стребуют специфическую  форму

организации данного вида стимулирования. Прежде всего необходимо  знание  со

стороны   субъекта   управления    актуальных    потребностей    работников.

Управленческим  идеалом  было   бы   ежегодное   представление   руководству

предприятия обзоров спроса на товары и услуги.

    Другим непременным требованием развития стимулирования  труда  является

проявление инициативы и предприимчивости руководителей, каждого работника  в

выявлении потребностей последнего и построение на их  основе  индивидуальной

логики   его    стимулирования.    Эффективное    использование    огромного

побудительного потенциала материальных неденежных благ  буквально  немыслимо

без индивидуального подхода.

    Использование ряда материальных неденежных  благ  в  качестве  стимулов

трудовой деятельности  требует  серьезного  нравственного  обоснования  и  в

дальнейшем  –  большой  работы  по   перестройке   сознания.   В   интересах

менеджмента создать такую обстановку, при которой человеку во  всех  смыслах

выгодно  работать  хорошо  и  невыгодно  работать   плохо.   Такой   порядок

удовлетворения потребностей вполне  соответствующий  принципу  распределения

по  труду,  представляется   более   справедливым,   чем   порядок   простой

очередности.

    Необходимо сразу установить временной интервал после которого  работник

может поощряться. Он должен быть не менее двух  месяцев  работы.  Исключения

могут составлять особо активные и предприимчивые вновь прибывшие  работники,

которые могут  предложить  иные  возможности,  дающие  не  только  повышение

качества труда, но и эффективность всего производства. Они в первые  же  дни

раскрывают и  претворяют  в  действие  свой  потенциал,  а  их  квалификация

позволяет грамотно изложить свои наработки.

 

                       2.1.3. Моральное стимулирование

 

    Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся

подсистемой духовного стимулирования труда и основывается  на  специфических

духовных ценностях человека.

    Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которые основывается на

потребности человека в общественном признании.

    Сущностью морального  стимулирования  является  передача  информации  о

заслугах человека, результатах его  деятельности  в  социальной  среде.  Оно

имеет информационную природу, являясь информационным  процессом.  в  котором

источником информации о заслугах работников  выступает  субъект  управления;

приемником – объект стимулирования, работник и коллектив,  каналом  связи  –

средства  передачи  информации.  Поэтому,  чем   точнее   передается   такая

информация, тем лучше система выполняет свою функцию.

    В  управленческом  аспекте  моральные  стимулы  выполняют  в  отношении

объектов управления роль сигналов  со  стороны  субъектов  о  том,  в  какой

степени их деятельность соответствует интересам предприятия.

    Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к

труду, которые основаны  на  отношении  к  труду  как  высшей  ценности,  на

признание трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только  к  поощрениям

и наградам, применение их предусматривает создание такой  атмосферы,  такого

общественного  мнения,  морально-психологического  климата,  при  которых  в

трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает,  и  каждому  воздается

по заслугам.  Такой  подход  требует  обеспечения  уверенности  в  том,  что

добросовестный труд  и  примерное  поведение  всегда  получает  признание  и

положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот,  плохая

работа,  бездеятельность,  безответственность  должны  неотвратимым  образом

сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения,  но  и  на

служебном положении и моральном авторитете работника.

    Разработанное на предприятии моральное стимулирование работников должно

отвечать следующим требованиям:

    -  предусматривать  поощрения  за  конкретные  показатели,  на  которые

работники оказывают непосредственное воздействие и  которое  наиболее  полно

характеризует участие каждого работника в решении задач, стоящих перед ним;

    - устанавливать меры поощрения за успехи в труде так,  чтобы  за  более

высокие достижения применять более значимые меры поощрения;

    - обеспечивать уверенность в том, что при условии  выполнения  принятых

повышенных  обязательств  участники  будут   поощрены   в   соответствии   с

достигнутыми результатами;

    - усилить заинтересованность каждого работника в  постоянном  улучшении

его производственных показателей;

    - быть простым, доходчивым и понятным для работников;

    -  учитывать   возрастающее   общественно-политическую   активность   и

профессионально-техническое мастерство, устойчивость высоких  результатов  в

труде;

    - недопущение обесценивания моральных стимулов.

    Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:

    - наличие  положения  о  статусах  морального  поощрения  и  знание  их

работниками;

    -  шире  использовать  разнообразные   формы  морального  поощрения   в

интересах развития творческой инициативы и активности;

    - моральное поощрение подкреплять мерами материального  стимулирования,

обеспечить правильное  взаимодействие  материальных  и  моральных  стимулов,

непрерывно их совершенствовать в соответствии с новыми задачами,  изменением

в содержании, организации и условиях труда;

    - о каждом моральном поощрении работника широко информировать  трудовой

коллектив;

    - вручать награды и объявлять благодарности в торжественной обстановке;

    -  поощрять  работников   своевременно   –   сразу   после   достижения

определенных успехов в труде;

    - развивать новые формы поощрения  и  устанавливать  строгую  моральную

ответственность каждого работника за порученное дело;

    - анализировать действенность стимулирования;

    - точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении  в

трудовые книжки работников.

    Одним   из   основных   условий   высокой   эффективности    морального

стимулирования  является  обеспечение  социальной  справедливости,  то  есть

точного учета и  объективной  оценки  трудового  вклада  каждого  работника.

Информация о работе Стимулирование труда