Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
правительственному курсу социальной защиты, служба занятости
трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены
раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых
мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности
проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах
содействия занятости сознательно принижалось значение трудового
посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и
ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение
безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности
производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому
времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой
стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного
капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне
естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и
сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности
источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену
социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические
задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших
монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем
государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без
оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без
долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой
мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными
компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами
неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,
им пытаются вернуть как социально незащищенным.
Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя
квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных
производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет
депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены
перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в
ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же
надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,
неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему
отношений труда и капитала?
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:
окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном
труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,
предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически
обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является
социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную
реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями
рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,
бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого
является свободный от внеэкономического принуждения и административного
диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет
на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,
образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от
рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных
ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем
желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и
ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них
принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные
условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков
потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования
трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда
в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного
регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной
заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты
на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные
нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить
минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу
тарифных систем.
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над
государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.
Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,
включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.
Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной
администрации систему активного содействия безработным на основе страховых
взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка
труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно
безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием
преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить
обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно
очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений
популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую
активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы
социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к
посильным для них занятиям.
Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»
официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб
занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в
результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем
настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на
перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,
вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре
борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.
По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой
пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за
труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в
соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая
на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного
развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию
взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что
является условием социально - экономической сбалансированности. Только так
может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых
рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,
приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации
развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой
перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям
в экономике социально - трудовой сферы.
Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы.
Распределение занятого населения в России по секторам экономики
показано в табл. 2.
Анализ изменения числа занятых по отраслям экономики в 1997 году
показывает их увеличение по 0,1 млн. чел. в сельском хозяйстве, в бытовом
обслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в образовании, культуре и
искусстве, науке и научном обслуживании, а также в сфере финансов,
кредитовании и страховании.
В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа занятых
на 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на транспорте и в
связи.
Наблюдается дальнейшее увеличение числа занятых в негосударственном
секторе экономики с 62,2% в 1995 году до 66,7% в 1997 году и,
соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с 37,8% до
33,1% .
Анализ ситуации на рынке труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-
за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития
(дальнейшего падения объемов промышленного производства и снижения
инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.
Происходило увеличение масштабов неполной занятости, при которой часть
населения вынуждено работала меньше установленной продолжительности
рабочего времени. Ежемесячно на крупных и средних предприятиях в режиме
неполного рабочего времени трудилось свыше 3 млн. чел., что в 1,5 раза
превысило данный показатель в 1995 г.
|Таблица 2
|Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом |
|исчислении, млн. чел.)
|Наименование |1995 |1996 |1997 |1996 год |1997 год |
|отрасли |год |год |год |в % к |в % к |
| | | | |1995 |1996 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Численность | | | | | |
|занятых в |67,1 |66,5 |65,9 |99,1 |99,1 |
|экономике | | | | | |
|в том числе: | | | | | |
|в отраслях | | | | | |
|материального |45,6 |45,1 |44,4 |98,9 |98,4 |
|производства, | | | | | |
|из них в: | | | | | |
|промышленности|17,2 |17,1 |16,8 |99,4 |98,2 |
|сельском и | | | | | |
|лесном |10,6 |10,8 |10,9 |101,9 |100,9 |
|хозяйстве | | | | | |
|строительстве |6,5 |6,2 |6,0 |95,4 |98,4 |
|торговле, | | | | | |
|общественном | | | | | |
|питании, | | | | | |