Стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.

Содержание

Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44

Работа состоит из  1 файл

Стимулирование труда.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

правительственному    курсу    социальной    защиты,    служба     занятости

трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей.  Были  продолжены

раздачи гарантий  ее  клиентам  по  растущему  числу  специально  проводимых

мероприятий. Причем упор  делался  на  выигрышные  в  глазах  общественности

проекты  в  пользу  социально  незащищенных.  И   наоборот,   в   программах

содействия   занятости   сознательно    принижалось    значение    трудового

посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой  рабочей  силы  и

ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

      Курс  на  обеспечение  возможно  полной  занятости  и   предотвращение

безработицы не решал  важнейшую  задачу  реформ  -  повышение  эффективности

производства.  Когда  экономический  кризис  усилился,  обновленное  к  тому

времени  правительство  увидело  выход  из  него  в  достижении   финансовой

стабилизации, фактически в ускоренном  развитии  финансово  -  промышленного

капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

      В  условиях   катастрофической   нехватки   инвестиций,   что   вполне

естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны  капиталов  и

сокращения   возможностей   инфляционного    кредитования     промышленности

источником стабилизации экономики становились  доходы  населения.  На  смену

социальным приоритетам и монетаристским моделям   пришли  узкопрагматические

задачи  перераспределения   национального   дохода   в   пользу   крупнейших

монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

      Обеспечение занятости и массовая безработица находятся  под  контролем

государства. Оказывается легче приостановить  высвобождении  работающих  без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном  режиме,  то  есть  без

долгов по зарплате,  но  и  без  излишнего  персонала.  Недостаток  трудовой

мотивации и доходов по основному месту  работы  замещается  государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и  льготами

неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили  как  трудящиеся,

им пытаются вернуть как социально незащищенным.

      Наряду с  этим  расширяется  «  исход  »  ранее  многочисленного  слоя

квалифицированных работников с простаивающих  предприятий,  бесперспективных

производств. Вместе с распадом  наукоемких  отраслей  промышленности  растет

депрофессионализация     высококлассных    специалистов.    Они    вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия  в

ущерб своей квалификации и социально -  профессиональному  статусу.  Что  же

надо  делать,  чтобы  привести  в  движение   эту   топчущуюся   на   месте,

неурегулированную,  а  потому  шаткую,  грозящую  повернуть  вспять  систему

отношений труда и капитала?

      Суть новой социально - трудовой политики можно  свести  к  следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся  на  низкоэффективном

труде   и   социальных   гарантиях   неработающим,   к   рыночной   системе,

предполагающей  полную  свободу  труда  и   выбора   занятий,   экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно  важной  является

социальная  либералиция  наемного  труда  прежде  всего  через   радикальную

реформу  трудового  законодательства  в  полном  соответствии   требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух  законов»  о  труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу  товаром,  собственником  которого

является свободный  от  внеэкономического  принуждения  и  административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права  на  приоритет

на  рынке  труда,  его  цена  формируется  в  зависимости  от   способности,

образования, квалификации, опыта.

      Для обеспечения свободы труда необходимо  окончательно  избавиться  от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров,  административных

ограничений приема и  произвольных  увольнений  наемных  работников).  Затем

желательно отказаться от  так  называемой  социальной  защиты  трудящихся  и

ввести  в  действие   регуляторы   свободного   рынка   труда.   Среди   них

принципиально  важны  справедливая  оплата,  надежная  охрана  и   достойные

условия  труда,  механизмы  социального  страхования  экономических   рисков

потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого  урегулирования

трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности  наемного  труда

в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

      Давно пора заменить архаичные и неэффективные  формы  законодательного

регулирование  труда,  например,  единый   для   всех   размер   минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной  защиты

на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в  государственные

нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен  следует  установить

минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и  заложить  в  основу

тарифных систем.

      Предстоит признать приоритет социального  партнерства  по  закону  над

государственным  управлением  трудом  в  его   бюрократическом   исполнении.

Поэтому необходимо ограничить  роль  государства  в  обеспечении  занятости,

включая отказ от  глобальных  федеральных  программ,  попыток  унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от  безработицы.

Для  этого  необходимо  создать  независимую  от  правительства  и   местной

администрации систему активного содействия безработным на  основе  страховых

взносов. Следует рассматривать безработицу как  неотъемлемый  элемент  рынка

труда, а под  обеспечением  занятости  понимать  трудоустройство  вынужденно

безработных и трудовую активизацию добровольно  незанятых  с  использованием

преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

      Государственные  гарантии   незанятому   населению   должно   заменить

обязательное страхование структурной и профессиональной  безработицы.  Нужно

очистить экономически  обусловленную  безработицу  от  социальных  наслоений

популистского  толка:  передать  безработных,  лишь   эмитирующих   трудовую

активность, но зачастую неспособных  к  профессиональному  труду,  в  органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации  путем  приобщения  к

посильным для них занятиям.

      Однако,  в  последнее   время   предпринимаются   попытки   «спрятать»

официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности  служб

занятости. Направляемые на общественные и  временные  работы  безработные  в

результате  бюрократического  кульбита  уже  не  считаются  таковыми.  Затем

настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку,  опоздавших  на

перерегистрацию. Далее следует  черед  других  «нарушителей»  новых  правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если  пойти  по  этому  пути,  то  вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

      По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением  эффективности  производства  и  реальной  оплаты  за

труд.  Более  того,  необходимо  форсировать   структурную   безработицу   в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства,  создавая

на ее базе мобильный резерв  рабочей  силы,  используемый  для  интенсивного

развития  экономики.  Прежде  всего   следует   стремиться   к   поддержанию

взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении,  что

является условием социально - экономической сбалансированности.  Только  так

может быть обеспечена  надежная  экономическая  основа  для  создания  новых

рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою  очередь,

приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при  стабилизации

развития.  Именно  тогда   становится   возможным   создание   в   обозримой

перспективе динамичной, адаптированной к глубинным  рыночным  трансформациям

в экономике социально - трудовой сферы.

 

Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы.

 

    Распределение  занятого  населения  в  России  по  секторам   экономики

показано в табл. 2.

    Анализ изменения числа  занятых  по  отраслям  экономики  в  1997  году

показывает их увеличение по 0,1 млн. чел. в сельском хозяйстве,  в  бытовом

обслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в  образовании,  культуре  и

искусстве,  науке  и  научном  обслуживании,  а  также  в  сфере  финансов,

кредитовании и страховании.

    В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа  занятых

на 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на  транспорте  и  в

связи.

    Наблюдается дальнейшее увеличение  числа  занятых  в  негосударственном

секторе  экономики  с  62,2%  в  1995  году  до  66,7%  в  1997   году   и,

соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с  37,8%  до

33,1% .

    Анализ ситуации на рынке труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-

за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития

(дальнейшего  падения  объемов  промышленного   производства   и   снижения

инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.

Происходило увеличение  масштабов  неполной  занятости,  при  которой  часть

населения  вынуждено   работала   меньше   установленной   продолжительности

рабочего времени. Ежемесячно на крупных  и  средних  предприятиях  в  режиме

неполного рабочего времени трудилось свыше 3  млн.  чел.,  что  в  1,5  раза

превысило данный показатель в 1995 г.

|Таблица 2                                                        |

|Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом      |

|исчислении, млн. чел.)                                           |

|Наименование  |1995     |1996     |1997     |1996 год |1997 год |

|отрасли       |год      |год      |год      |в % к    |в % к    |

|              |         |         |         |1995     |1996     |

|1             |2        |3        |4        |5        |6        |

|Численность   |         |         |         |         |         |

|занятых в     |67,1     |66,5     |65,9     |99,1     |99,1     |

|экономике     |         |         |         |         |         |

|в том числе:  |         |         |         |         |         |

|в отраслях    |         |         |         |         |         |

|материального |45,6     |45,1     |44,4     |98,9     |98,4     |

|производства, |         |         |         |         |         |

|из них в:     |         |         |         |         |         |

|промышленности|17,2     |17,1     |16,8     |99,4     |98,2     |

|сельском и    |         |         |         |         |         |

|лесном        |10,6     |10,8     |10,9     |101,9    |100,9    |

|хозяйстве     |         |         |         |         |         |

|строительстве |6,5      |6,2      |6,0      |95,4     |98,4     |

|торговле,     |         |         |         |         |         |

|общественном  |         |         |         |         |         |

|питании,      |         |         |         |         |         |

Информация о работе Стимулирование труда