Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
Государственного комитета по статистике России на основании проводимого с
1992 года обследования домашних хозяйств по проблемам занятости
населения.
продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может
свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений,
вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее
интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании
эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и
др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.
|Таблица 1
|Особенности расчета показателей численности безработных |
|По методологии МОТ (методике |По Федеральному закону о |
|Госкомстата Российской Федерации|занятости населения в редакции |
|от 25 мая 1993г.) |от 20 апреля 1996г. |
|Лица 16 лет и старше, которые в |Трудоспособные граждане, |
|рассматриваемый период: |которые:
|• не имели работу (доходного |• не имеют работу и заработка; |
|занятия);
|• занимались поиском работы. |
|т.е. обращались в |
|государственную или коммерческую|
|службы занятости, использовали |
|или помещали объявления в |
|печати, непосредственно | |
|обращались к администрации |
|предприятия (работодателю), |
|использовали личные связи и т.д.|
|или предпринимали шаги к | |
|организации собственного дела; |
|• были готовы приступить к |• готовы приступить к работе; |
|работе;
|
|
|• Обучались по направлению |
|службы занятости; |
|• учащиеся, студенты, пенсионеры|
|и инвалиды, занимающиеся поиском|
|работы и готовые приступить к |
|ней.
|В составе безработных выделяются|
|лица: не занятые трудовой |
|деятельностью,
|зарегистрированные в службе | |
|занятости в качестве ищущих |
|работу, а также признанные |
|безработными.
Сравнение методов расчета показывает, что МОТ трактует понятие
“безработный” шире, чем Федеральный закон.
Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение,
толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением
экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие
следующих факторов:
1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58,
женщин в 53);
2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,
сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
3. условная безработица (непостоянная работа);
4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за
инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения
содержания);
5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными
и опасными условиями труда;
7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,
комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
9. безработица вследствие повышения производительности труда и его
интенсификации;
10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной
перестройки в армии;
11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников,
возвращающихся в РФ из-за рубежа;
12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах
вследствие остановки предприятий;
13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей
обучение по собственному желанию;
15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности
переквалифицироваться и получить иную профессию;
17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за
рубежом;
19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить
работу;
21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций
(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений
в результате взрывов или военных действий);
22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и
утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в
регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения
армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками
подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в
России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-
элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не
пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса
людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не
оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать
давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на
бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным
миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в
преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди
состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются
безработными.
Методы борьбы с безработицей
При разработке федеральной и региональной программой обеспечения
занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России
исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить
безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно
смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного
обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о
соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства,
поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным
уйдет 2.5% валового национального продукта.
В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,
направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в
экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне
и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В
русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде
и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными
правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная
продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных,
началось реформирование социального страхования. Регулирование социально -
страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации
экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими
хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной
защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов».
Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда
(кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги.
Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая,
однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких
социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,
неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет
традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием
рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты
труда.
Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми
условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по
экономическим мотивам составили более половины официально
зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных
работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны
реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по
трудоустройству социально незащищенных маргиналов.
Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость
преобразования фондов занятости в полноценную систему социального
страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно
действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие
места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью
процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной
занятости.
Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали
«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя