Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 19:38, контрольная работа
Основными задачами современной казахстанской экономики являются повышение капитализации банковской сферы, увеличение объемов инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическую значимость.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Понятие и виды систем страхования вкладов……………………………………………4
Система страхования вкладов и фонд гарантирования депозитов в Казахстане……..7
Динамика рынка депозитов физических лиц в Республике Казахстан………………14
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………………….19
Приложение 1. Свод сведений банков-участников по депозитам физических лиц
по состоянию на 1 января 2011 года
В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. В смешанных системах страхования вкладов государство и банки в равной степени участвуют в формировании ресурсов страховой организации.
5. По организации финансирования выплат или способу аккумулирования средств страхового фонда системы разделяются:
- с финансированием;
- без финансирования.
Система
страхования вкладов с
В системе страхования без предварительного финансирования необходимые для компенсации средства изыскиваются только при возникшей необходимости, к примеру, при банкротстве банка. Такой вид системы является менее предпочтительным. Во-первых, при системном кризисе, когда разоряется множество банков, собрать нужную сумму денег будет трудно или даже невозможно. Во-вторых, процесс сбора средств для выплаты страхового возмещения занимает определенное время. Это провоцирует панику среди вкладчиков, подрывает их доверие ко всей страховой системе. При этом цели системы страхования вкладов, заключающиеся в быстрой ликвидации последствий кризиса и обеспечении стабильности банковской системы, не достигаются. Однако накопленный опыт развитых стран показывает, что средств страхового фонда, особенно в случае системного кризиса, бывает недостаточно. Поэтому во многих случаях используется финансовая поддержка государства для урегулирования последствий банковского кризиса.
Таким
образом, во-первых, система гарантирования
вкладов повышает степень контроля
над деятельностью банков, так как фонд
объективно является еще одной организацией,
контролирующей финансовое состояние
банка. Во-вторых, она является фактором,
стабилизирующим денежное обращение в
стране, стимулируя приток средств в банковскую
систему, уменьшая налично-денежный оборот,
снижая нагрузку на рынок товаров и услуг,
в том числе и на валютный рынок. И, наконец,
система гарантирования вкладов способствует
повышению социальной защищенности населения,
так как она защищает интересы вкладчиков,
гарантируя возврат вкладов в случае принудительной
ликвидации банка.
2. Система страхования вкладов и фонд гарантирования депозитов в Казахстане
Созданная в ноябре 1999 года казахстанская система обязательного гарантирования депозитов неоднократно подтверждала свою значимость в поддержании финансовой стабильности и доверия населения к отечественной банковской системе.
Казахстанский фонд гарантирования депозитов является некоммерческой организацией, осуществляющей гарантирование депозитов физических лиц, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан, посредством выплаты гарантийного возмещения вкладчикам в случае принудительной ликвидации банка.
Высшим органом КФГД является Акционер - Национальный Банк Республики Казахстан.
Фонд наделен следующими основными полномочиями:
-
выплата гарантийного
-
формирование специального
- эффективное инвестирование средств Фонда;
-
установление требований к
-
определение порядка уплаты
-
установление соответствия
-
участие в составе временной
администрации, назначаемой в
период консервации банка -
- участие в составе временной администрации, назначаемой в период лишения лицензии на проведение всех банковских операций банка-участника;
-
участие в составе
Первоначально в обязательном порядке в систему могли быть включены лишь банки, отнесенные Национальным банком к первой группе по переходу к международным стандартам либо признанные выполнившими мероприятия по переходу к международным стандартам. В дальнейшем были установлены жесткие критерии отбора для вновь вступающих банков. В частности, одним из основных требований является наличие собственного капитала не менее 1 млрд тенге (валютный эквивалент по текущему официальному курсу - $6,5 млн) и соблюдение коэффициентов достаточности собственного капитала на уровне, установленном для банков первой группы.
Участие банка в системе налагает на него обязательства по выплате ежеквартальных взносов, размер которых устанавливается фондом по отношению к каждому банку и может варьироваться от 0,125% до 0,375% от суммы депозитов, являющихся объектом гарантирования. Эти деньги направляются на формирование резерва, предназначенного для выплаты по вкладам. В случае если части активов фонда, предназначенных для возмещения по вкладам, недостаточно, то половина недостающей суммы вносится банками-участниками в виде дополнительных взносов, а половина выплачивается за счет заимствований. Этот механизм объясняет, почему система гарантирования вкладов является коллективной, - банки-участники несут совместную ответственность по возмещению вкладов в принудительно ликвидируемом банке.
В настоящее время фонд обладает постоянно растущими активами, складывающимися из ежеквартальных календарных взносов банков-участников. Активы фонда по сути и есть реальная гарантия выплат вкладчикам в случае банкротства какого-либо банка. Согласно уставу 80% активов фонд обязан размещать в государственные ценные бумаги как наименее рисковые и дающие стабильный доход.
На начальном этапе объектом страхования являлись:
- срочные вклады, условные вклады, вклады до востребования в тенге и иностранной валюте в банках-участниках системы;
-
остатки денег на текущих
- остатки денег на карт-счетах физических лиц в тенге и иностранной валюте открытых в банках-участниках.
Не являлись объектом гарантирования Фонда срочные вклады, условные вклады, вклады до востребования, остатки денег на текущих счетах и карт-счетах руководящих работников и акционеров банка-участника, владеющих пятью и более процентами акций с правом голоса, их близких родственников (родитель, брат, сестра, сын, дочь) и супругов.
Кроме этого не являлись объектом гарантирования Фонда срочные и условные вклады, размер которых по каждому вкладу равен или превышает сумму, эквивалентную 50 (пятидесяти) тысячам долларов США, исчисленную по рыночному курсу на дату внесения, пополнения или изъятия денег.
В апреле 2003 года Казахстанский Фонд гарантирования вкладов стал членом Международной Ассоциации по Гарантированию Депозитов (International Association for Deposit Insurers -IADI), основанной по инициативе Канадской корпорации страхования депозитов в октябре 2002 года и объединяющей порядка 30 стран-членов. Членство в Ассоциации придало позитивный импульс в дальнейшем развитии и совершенствовании Казахстанской Системы страхования депозитов.
Миссия Ассоциации - повышение эффективности деятельности систем страхования депозитов путем взаимообмена опытом и развития международного сотрудничества между ними. В данных целях Ассоциация проводит регулярные международные конференции, семинары и симпозиумы, а также разрабатывает различные документы по деятельности СГД стран-участниц и изучению их опыта.
В мае 2005 года в г. Алматы была проведена международная конференция IADI на тему “Система раннего реагирования: пути и методы реализации” собравшая около 100 участников из 26 стран, включая представителей систем гарантирования депозитов, центральных банков и регуляторных органов, коммерческих банков и аудиторских компаний, а также руководства Национального Банка Казахстана и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Конференция была организована КФГД при содействии IADI, Государственного секретариата по экономическим делам Швейцарии (SECO), Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD) и Агентства США по международному развитию (USAID).
В
2009 году КФГД принимал в Алматы участников
седьмого годового собрания Азиатского
регионального комитета IADI. В рамках
собрания была проведена международная
конференция «Основная
В настоящее время Председатель КФГД является Казначеем IADI, членом Исполнительного комитета, Комитета по управлению и Исследовательского комитета IADI, а также Председателем Евразийского Регионального Комитета IADI.
Начало 2007 года ознаменовалось важным событием как для Фонда, так и для банков и их вкладчиков – вступил в силу Закон РК "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан". Во – первых, данным законом максимальное гарантийное возмещение увеличено с 400 тысяч до 700 тысяч тенге. Изменение вызвано стремлением Фонда усилить защиту интересов вкладчиков, а также соответствовать международным стандартам. Так, по рекомендациям Международного Валютного Фонда размер возмещения должен варьироваться в пределах 1-2 ВВП на душу населения. А в соответствии с рекомендациями Международной Ассоциации Систем Страхования Депозитов количество банковских счетов, подлежащих возмещению системой гарантирования депозитов в полном размере должно составлять около 80 %, а общая сумма депозитов, подлежащих возмещению, около 40 % от всех депозитов физических лиц. С введением нового размера максимального гарантийного возмещения этот показатель в Казахстане составил 96% и 42% соответственно.
Во - вторых, отменены ограничения на виды гарантируемых депозитов, т.е. все депозиты физических лиц подлежат гарантированию. В случае принудительной ликвидации банка каждому вкладчику (физическому лицу) Фонд выплатит гарантийное возмещение.
Ещё одним важным событием стало введение Фондом с начала года системы дифференцированных ставок обязательных календарных взносов банков-участников системы гарантированных депозитов или системы "БАТА". Если до 2007 года банки платили взносы по единым ставкам, то с 1 апреля 2007 года банки с более рисковыми показателями деятельности платят календарные взносы по большей ставке, чем банки с менее рисковыми показателями. Ставка взноса банка зависит от его финансовой устойчивости, а также от степени риска ликвидации банка.
23 октября 2008 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы», вступивший в силу с 24 октября 2008 года.
Закон направлен на защиту
прав вкладчиков казахстанских
банков, определяет правовые основы
функционирования системы
Необходимость принятия данного Закона обусловлена стремлением приблизить казахстанскую систему гарантирования депозитов к лучшей международной практике, обеспечить прозрачность функционирования системы, а также снизить присущие ей риски. Закон разработан на основе изучения и анализа мирового опыта и рекомендаций международных организаций в сфере страхования депозитов, их адаптации к отечественным условиям.
В соответствии с данным
Таким образом, в случае принудительной ликвидации банка-участника системы обязательного гарантирования депозитов в период с 24 октября 2008 года до 1 января 2012 года, организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает депозиторам - физическим лицам гарантийное возмещение по гарантируемым депозитам в сумме остатка по депозиту без начисленного по депозиту вознаграждения, но не более 5 миллионов тенге.
Информация о работе Страхование депозитов и динамика рынка депозитов Республики Казахстан