Страховая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:24, доклад

Описание

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступления страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Теоретические основы налогообложение страховой деятельности…..4
Прикладные аспекты налогообложения страховой компаний……….12
Применения налогообложения в России……………………………....17
Опыт налогообложения страховой деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………………22
Сравнительный анализ российской и зарубежной стран……………. 26
Заключение………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Н.О.страховой деятельности.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

                

План работы:  

Введение ………………………………………………………………….2

 

Теоретические основы налогообложение страховой деятельности…..4

 

Прикладные аспекты налогообложения страховой компаний……….12

 

Применения налогообложения в России……………………………....17

 

Опыт налогообложения страховой деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………………22

 

Сравнительный анализ российской и зарубежной стран……………. 26

 

Заключение………………………………………………………………32

 

Список литературы………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение.

        В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступления страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России.

         Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральные и региональные бюджеты и налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

       Государственное  регулирование страховой деятельности с исполнением налоговых методов имеет в развитых странах обширную историю и разнообразную практику применения. Тенденцией последних лет является построение все более гибких и эффективных систем налогообложения страховой деятельности, основывающихся, в первую очередь, на принципах либерального стимулирования и отказе от исключительно фискальной функции налогов.

     В рамках  глобализации мирового страхового  хозяйства, унификации национального  страхового законодательства, формирования единого подхода к государственному регулированию страховой деятельности за последние несколько десятилетий был совершен прорыв, заключающийся в принятии ряда Директив Европейского Союза, заложивших общие базовые принципы бухгалтерского и налогового учета страховщиков в государствах- членах Европейского Союза, формировании единых международных стандартов финансового учета и отчетности страховщиков.

         Ряд уникальных решений в государственном  налоговом регулировании страховой  деятельности, не имеющих аналогов в западно-европейских государствах, был выработан и эффективно используется в Соединенных Штатах Америки. Эти подходы, а также многообразие и диверсификация методов и детальная проработка налогового законодательства, обуславливают, в том числе, лидирующие позиции американского рынка в мировом страховом хозяйстве.

       Российский страховой рынок, являясь одним из самых динамично развивающихся в мире, находящихся, на стадии становления. Существующее налоговое регулирование страховой деятельности требует совершения, а в отношении самостоятельных специальных институтов налогообложения страховой организации ( таких как, например, налог на страховую премию, применяемый во многих странах Европейского Союза и США) разработанных для повышения эффективности развития страхового сектора национальной экономики со стороны отечественного законодательной власти не было проявлено достаточного интереса.

         Исследование мирового опыта государственного регулирования налогообложения страховой деятельности: национальных систем налогообложения страховых организаций, выявление влияния налогообложения на интенсивность развития национального страхового рынка и его отдельных институтов, а также конкретного опыта деятельности налоговых и страховых регуляторов за рубежом в решении спорных вопросов налогообложения страхования, является актуальным и необходимым как с теоретических, так и с практических точек зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Теоретические основы страховой деятельности.

        Налогообложение деятельности страховых компаний осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством. Налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс, федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные акты органов местного самоуправления. Спецификой налогообложения деятельности страховых организаций являются особенности порядка расчета налога на прибыль и НДС.

       Страхование в любом современном обществе играет большую роль в функционировании экономики и поддержке жизненного уровня населения. Страхование является одним из институтов экономического развития общества, независимо от его политического устройства.

        В соответствии со ст.330 НК РФ страховые организации относятся к категории налогоплательщиков, которые руководствуются как общими требованиями организации и ведения налогового учета, так и особыми правилами, обусловленными специфическое проведение страховых операций.

          В НК  РФ установлена классификация  налогов, предусматривающая строгое  разделение налогов по принадлежности к уровням власти и управления.

         Состав налогов, действующих в настоящее время и уплачиваемых страховыми организациями, может быть классифицирован по ряду признаков: объект обложения, назначения, принадлежность к уровням власти и управления, право использования сумм налоговых поступлений, способ обложения, возможность переложения, источник уплаты и др.

        Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты.

     Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» под страхованием следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера.

           Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

          Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страховой деятельности с финансами предприятий, денежными средствами населения, бюджетной и банковской системами и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования.

     Под себестоимостью страховых услуг понимается совокупность следующих расходов:

• отчисления в страховые  резервы;

• расходы на ведение  дела;

• отчисления в резервы  для финансирования мероприятий  по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию;

• возмещение доли страховых  выплат по договорам, принятым в перестрахование;

• комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования.

       Налоги  и другие обязательные платежи,  уплачиваемые страховыми организациями  в определенные бюджеты с указанием  объектов налогообложения, источников  обложения и действующих в настоящее время налоговых ставок, с их распределением по бюджетам и внебюджетным фондам.

        Все источники обложения подразделяются  на 4вида: поступления от реализации; издержки производства и обращения(  для страховых организаций- расходы  на ведения дела); финансовые результаты; остаточная прибыль. При этом большинство налогов платиться до распределения балансовой прибыли, т.е. за счет увеличения расходов или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогам на прибыль.

        Выручка формируется за счет:

а) поступлений страховых  взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования  и премий, полученных по рискам, принятым в перестрахование за вычетом  страховых выплат отчислений в страховые  резервы  и страховых взносов по договорам;

б) комиссионных вознаграждений, полученных за оказание услуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейера и  аварийного комиссара;

в) возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование.

       Таким образом, выручка страховщика при налогообложении должна быть увеличена на сумму начислении доли перестраховщика в страховых резервах и уменьшена на сумму доли перестраховщика, начисленной в предыдущем отчетном периоде.

        Функции страхования:

     Первая функция - это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство исходя из экономической и социальной обстановки регулирует развитие страхового дела в стране.

     Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещении. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений, и имеет место только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно- рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действия договора. При имущественном страховании через функцию формирования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.1

      Через функцию формирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д. С развитием рынка в страховании неизменно будет совершенствоваться и расширяться механизм использования временно свободных средств. Значение функции страхования как формирования специальных страховых фондов будет возрастать.

   Вторая функция страхования  - возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями, исходя из условий договоров страхования, и регулируется государством (правила страхования проверяются на соответствие действующему законодательству в процессе лицензирования страховой деятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.

     Третья функция страхования  - предупреждение и минимизация ущерба - предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизация ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.

         Экономическая наука определяет страховое производство как деятельность( business of insurance), при которой предприниматель (страховщик) за определенную плату гарантирует потребителю (страхователю) компенсацию возможной потери имущества, жизни в результате непредвиденного события. 2 Страхование выступает в качестве важнейшего института защиты от риска имущественных и неимущественных интересов граждан и позволяет современным государствам в значительной степени сконцентрироваться на поддержании социально незащищенных слоев населения, за счет переноса бремени восстановления убытков на частный сектор страховой экономики3.

        Основные элементы научной новизны:

1)на основе анализа  налоговых систем стран с развитыми  страховыми рынками показано, что  налогообложения используется не  только для эффективного пополнения  бюджета, но и выступает в  качестве важнейшего института государственного регулирования страховой деятельности: стимулирования/ дестимулирования определенных видов страхования или целых сегментов национального страхового рынка, что позволяет выделить налоговое регулирование как один из самостоятельных и значимых институтов современного рынка страхования.

2) на базе последствия  и обобщения широкого спектра  различных механизмов налогообложения  страховщиков и страхователей  в государствах – членах Европейского Союза и США. Выделена комплексная система налогового регулирования страховой деятельности, характерная для стран с развитыми страховыми рынками, включающая в себя совокупность разных видов налогов (прежде всего, налог на прибыль страховых организаций и налог на страховую премию), обложение которыми осуществляется на всех уровнях национальной государственной системы ( федеральной, региональной, местной) и их особых осуществляющих элементов( особенностей расчета налоговой базы, применения специальных налоговых ставок и льгот.4

Информация о работе Страховая деятельность