Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:24, доклад
В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступления страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России.
Введение ………………………………………………………………….2
Теоретические основы налогообложение страховой деятельности…..4
Прикладные аспекты налогообложения страховой компаний……….12
Применения налогообложения в России……………………………....17
Опыт налогообложения страховой деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………………22
Сравнительный анализ российской и зарубежной стран……………. 26
Заключение………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………35
3) показано доминирование национального элемента над международным в регулировании налогообложения страховой деятельности, несмотря на интенсивность интеграционных процессов, происходивших в последнее десятилетие в мировом страховом хозяйстве.
4) на основе сравнительного анализа систем налогообложения прибыли страховой организацией ряда стран с развитым страховыми рынками выявлена тенденцией либерализации прямого налогообложения страховых организаций ( в частности, за счет снижения эффективной ставки налога на прибыль) особенно в отношении малых страховых организаций, страховых организаций, занимающихся страхованием жизни, медицинским страхованием, общественного взаимного страхования и перестраховщиков.
Во всех государствах с
Развитие опирающееся на доминирующую роль государства, потерпело неудачу 6 ,а в качестве основополагающего института регулирования страховой деятельности начинают выступать экономические и ,в первую очередь, налоговые методы.7 Налогообложению страховой деятельности, как важнейшему институту государственного регулирования страховых отношений, на современном этапе экономического развития присущ ряд признаков и особенностей. Их анализ, существование самих налоговых систем зарубежных стран и обобщение существующего научно- теоретического материала позволяет выдвинуть и сформировать следующие основополагающие принципы налогового регулирования страховой деятельности:
- преобладание
регулятивной функции
- комплексность
(многомерность) подходов к
- особый
подход к определению
Прикладные аспекты налогообложения страховой компаний
Страхование в любом современном обществе играет большую роль в функционировании экономики и поддержке жизненного уровня населения. Страхование является одним из институтов экономического развития общества, независимо от его политического устройства.
В условиях перехода к рынку потребность в страховании в РФ всё более возрастает.
Страхование может выполнять возрастающую роль в экономике России при условии: более широкого развития всех отраслей и видов страхования; совершенствования механизма управления рисками на всех его стадиях; включения в систему страховой защиты наиболее опасных и крупных рисков; обеспечения безусловных правовых и финансовых гарантий выполнения страховыми компаниями обязательств перед страхователями.
Актуальность заключается в том, что как в процессе хозяйственной деятельности, так и в частной жизни граждан могут произойти различные случайные события, наносящие материальный ущерб8. Застраховав свое имущество, субъекты хозяйственной деятельности и граждане могут сосредоточить все свое внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенными, при этом, что имущество, средства производства и предметы труда материально защищены от любых случайностей9. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно для российской экономики.
Налоговое регулирование страховой деятельности на развивающихся страховых рынках также имеет богатую историю и широкие перспективы совершенствования. В частности, в российской практике такой инструмент налогового регулирования, как налоговые льготы, активно использовался практически с самого начала постсоветского периода. В соответствии со ст. 5 закона РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от страховой деятельности» (с изменениями от 16 июля и от 22 декабря 1992 г.)10, устанавливался ряд налоговых льгот, направленных на смягчение налогообложения страховщиков и страхователей.
Анализ современной отечественной налоговой системы применительно к обложению страховых организаций показывают , что в данной сфере в последние годы наблюдается активное реформирование, связанное с совершенствованием и оптимизацией, существовавших ранее правил11. Начиная с 2002 года основным налогом, используемым для регулирования страховой деятельности в России, стал налог на прибыль. Объектом налогообложения является прибыль, полученная российскими страховыми компаниями, в том числе и дочерними иностранных страховщиков.
Также, как и в странах Европейского союза, в список разрешенных законом расходов в соответствии с Налоговым кодексом включаются суммы отчислений в страховые резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы. Наблюдается тенденция снижения бремени прямого налогообложения прибыли страховых организаций. После налоговой реформы 2008г. ставка налога на прибыль страховых организаций была уменьшена и составляет на настоящий момент 20%. При этом 2% зачисляются в федеральный бюджет, а 18% в бюджеты субъектов РФ.
Страховые выплаты гражданам при наступлении страхового случая относятся к доходам, а следовательно, должны облагаться налогом на доходы физических лиц. Однако выплаты по договорам ряда видов страхования, исключаются из налоговой базы физического лица для целей стимулирования и развития страхового рынка в России, социальной защиты граждан. Налогообложение юридических лиц производится иначе – путем включения в состав расходов затрат на страхование, согласно перечню, приведенному в Налоговом Кодексе РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Результатом упомянутых изменений стал рост поступлений в федеральный бюджет налоговых платежей и увеличение эффективности налогового регулирования деятельности отечественных страховщиков. Однако международные стандарты (в частности, требования Международной ассоциации страхового надзора и рекомендации Мирового банка) диктуют необходимость дальнейшего развития регулирования налогообложения страховой деятельности в России12. Оно должно найти свое отражение в совершенствовании существующей правовой базы налога на прибыль, таким образом, чтобы расчет и уплата его отечественными страховыми организациями стали более прозрачными.
Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась. Производившиеся изменения, в частности переход от налогообложения доходов к налогообложению прибыли, повышение ставки последнего и т.д., носили противоречивый характер. Отсутствие четкой концепции развития налогообложения страховой деятельности особенно наглядно проявлялось в различных вариантах соответствующих разделов проектов Налогового кодекса Российской Федерации. Даже принятые решения нельзя считать исчерпывающими все проблемы развития страхования.
Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций13.
Существующая система налогообложения
страховых организаций показала свою
неэффективность: она не обеспечивает
стабильного поступления доходов в бюджеты,
подрывает экономическую активность страховщиков.
Местные, региональные и федеральный органы
власти лишены надежных доходных источников:
низкая собираемость налогов стала причиной
острого бюджетного кризиса, заставила
искать пути улучшения налогового управления,
в том числе и в страховой деятельности.
Это требует всестороннего исследования
особенностей страховой деятельности
в рыночных условиях, которое позволяло
бы сочетать страховые и бюджетные интересы
государства.14
Применение налогообложения в России.
Рассмотрим на примере российской страховой компании «Росгосстрах».
«Росгосстрах» — крупнейшая в России страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.
На сегодняшний день она предлагает 55 страховых продуктов — от популярных программ автострахования до специального страхования космической отрасли.
Компания стремится включить в договоры наибольшее количество покрываемых рисков, обеспечивая при этом абсолютную прозрачность оказываемых услуг и высокую степень надежности.
В 2012 году Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в очередной раз подтвердило рейтинг надежности ГК «Росгосстрах» на уровне А+ + «Исключительно высокий уровень надежности». В 2011 году «Национальное Рейтинговое Агентство» (НРА) подтвердило индивидуальный рейтинг надежности «Росгосстрах» на уровне «ААА» (максимальная надежность). Рейтинг присвоен группе компаний в составе ОАО «Росгосстрах» и ООО «Росгосстрах».
«Росгосстрах» — единственная компания, которая располагает филиальной сетью, сравнимой по охвату с Почтой РФ и Сбербанком России.
В группу компаний «Росгосстрах» входит порядка 3000 агентств и страховых отделов, а также 400 центров урегулирования убытков, общая численность работников системы достигает 100 000 человек, в том числе более 65 000 агентов.
История компании насчитывает 90 лет. Образованная в феврале 1992 года, компания стала правопреемником Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 году. Развитие российского рынка страховых услуг в значительной степени определялось деятельностью Госстраха, а затем «Росгосстраха». Сейчас компания оказывает существенное влияние на формирование страхового рынка России.
Миссия «Росгосстраха» : защита благосостояния людей путем предоставления им доступных и отвечающих их потребностям страховых услуг.
Общий объем собранной премии в 2011 году составил 1267,9 млрд. рублей (рост на 21,8% по сравнению с 2010г.) Увеличение премий по сравнению с 2010г. наблюдается во всех видах страхования.
«Россгосстрах» занимается страхованием жизни, в 2010г. этот показатель составил 22,5млрд. рублей, а в 2011году – 34,7млрд.руб ,
Объем страховых взносов
по договорам прямого
Начисленные страховые
взносы по имущественному
Объем страховой премии по добровольному личному страхованию составил 8 132 452 тыс.руб.
Объем страховой премии по обязательному страхованию составил 33 656 086 тыс.руб., в том числе по обязательному страхованию автогражданской ответственности 33 606 308 тыс.руб.
Уровень выплат в 2011году по всем видам прямого страхования составил 47,05%.
Уровень
расходов на ведение дела
На рынке продолжается сокращение числа действующих компаний. В Едином госреестре субъектов страхового дела на 31.12.2011 было зарегистрировано 572 страховые организации. Годом ранее на рынке работало 618 компаний, то есть общее количество страховщиков за год сократилось на 7,4%, или 46 компаний.
В первой половине 2012 года - стагнации автострахования, во второй половине - его роста. Самым заметным итогом развития рынка страхования каско автотранспорта стало значительное увеличение числа заключенных договоров на 18% - до 4,1 млн. против 3,5 млн. в 2010 году. Средняя премия на договор изменилась совсем незначительно - с 39,9 до 40 тыс. рублей. В сегменте страхования за счет средств граждан она вовсе не изменилась и осталась на уровне 37,3 тыс. рублей. Уровень выплат по страхованию каско автотранспорта упал в 2011 году до 64% против 76% в 2010 году и 87% в 2009 году.
Итоги развития страхового рынка в 2011 году по основным сегментам:
Общий объем собранной премии в 2011 года составил 1267,9 млрд. руб. (рост на 21,8% по сравнению с 2010 годом), объем выплат - 888,4 млрд. руб. (рост на 15,6%). Увеличение премий по сравнению с 2010 годом наблюдается во всех видах страхования. Выплаты выросли во всех видах, за исключением страхования жизни, имущества и страхования предпринимательских и финансовых рисков15.