Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:24, доклад
В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступления страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России.
Введение ………………………………………………………………….2
Теоретические основы налогообложение страховой деятельности…..4
Прикладные аспекты налогообложения страховой компаний……….12
Применения налогообложения в России……………………………....17
Опыт налогообложения страховой деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………………22
Сравнительный анализ российской и зарубежной стран……………. 26
Заключение………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………35
За счет средств населения в 2011 г. было собрано 319,9 млрд. руб. (рост на 18,9%), выплачено - 161,3 млрд. руб. (рост на 1%). Премии за счет юридических лиц выросли на 19,9% по сравнению с 2010 годом и составили 343,7 млрд. руб. Выплаты увеличились на 6,1%, и составили 141,9 млрд. руб. Доля премий за счет средств граждан в общих сборах осталась на прежнем уровне - 48,2% .
На рынке продолжается сокращение числа действующих компаний. На 31.12.2011 в России были зарегистрированы 572 страховые организации (. Концентрация страхового бизнеса растет. ТОП-10 компаний в 2011 года собрали 46,1% всех премий, на рынке добровольного страхования в сумме с ОСАГО (ДС+ОСАГО) - 58,0%. На рынке ДС+ОСАГО ТОП-10 страховщиков заключили 57,6% от общего количества договоров. Количество крупных страховщиков, собирающих более 1% от общего числа премий, выросло до 22 компании.
Компанией сформирован сбалансированный портфель страховых взносов. Страхование имущественных интересов населения, связанное с обеспечением страховой защиты собственности граждан и возможным наступлением ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, по-прежнему остается в числе приоритетных направлений деятельности ОАО «Росгосстрах». Наиболее быстрыми темпами развивались операции по страхованию ответственности индивидуальных владельцев транспортных средств.
Компания постоянно проводит мероприятия, направленные на совершенствование структуры портфеля по добровольному рисковому личному страхованию. Активно развиваются операции по добровольному страхованию от несчастных случаев, как по корпоративным отраслевым программам, так и по индивидуальным страховым контрактам.
Опыт налогообложения в зарубежных странах.
Страховые компании Германии, по общему мнению, принадлежат к наиболее надежным в мире. Интересно, что первая в мире система обязательного социального страхования была создана более ста лет назад именно в Германии. В Германии же впервые в мире была введена и система коммерческого страхования. Там находится крупнейший частный страховой концерн Европы (Allianz Holding). В Мюнхене – крупнейшая в мире перестраховочная компания, а в Кельне – перестраховочная компания, занимающая третье место среди всех перестраховочных компаний мира.
В Германии “Федеральные
Ежегодно соответствующие государственные учреждения проверяют общее финансовое положение страховых компаний: достаточны ли финансовые резервы, чтобы страховая компания смогла выполнить свои обязательства по выплате страховых сумм. Проверяется также, куда вложены эти резервы. Обычно страховым компаниям предписывается вкладывать резервы в недвижимость, давать ссуды под залог недвижимости, покупать облигации и т. п. В акции, – а они всегда подвержены колебаниям, – в начале 90-х годов было вложено менее 3 процентов от общей суммы взносов, полученных от застрахованных. В то же время около 5 процентов было вложено в иные виды участия в предприятиях.
Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.
Система социального страхования в Германии более столетия покоилась на трех опорах: медицинском страховании, пенсионном страховании и страховании от безработицы. В 1995 г. к ним добавилась четвертая опора - страхование на случай необходимости ухода при болезни или по старости. Социальное страхование является обязательным и регулируется законом. Оно финансируется за счет страховых взносов, которые делают работающие по найму работники.
Взносы по социальному страхованию платят все работающие по найму, однако они не взимаются с заработков до 325 евро в неделю, если продолжительность рабочей недели меньше 15 ч. Максимальная заработная плата, при которой необходимо производить отчисления в кассы страхования от безработицы и пенсионного страхования, составляет 54 000 евро в год (те, кто зарабатывает больше, не подлежат обязательному страхованию и могут делать это на добровольной основе). В целом процентная ставка взносов зависит от общего числа плательщиков. Чем больше страхователей перечисляют взносы в кассы социального страхования, тем ниже отчисления каждого из них. В 2003 г. социальные расходы Германии в расчете на душу населения составили 6600 евро.
Обязательное пенсионное страхование включает меры по страхованию, улучшению и восстановлению трудоспособности. К ним относятся лечение, меры по повышению квалификации, освоению новой специальности и поиску подходящей работы и выплату пенсий по профессиональной и общей нетрудоспособности, а также по достижении пенсионного возраста - не менее 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, выплату пенсий по случаю потери кормильца - вдовцам, вдовам и сиротам.
Размер пенсии зависит от уровня трудовых доходов всех застрахованных лиц к наступлению пенсионного возраста, уровня трудовых доходов застрахованного лица на протяжении его трудового стажа, продолжительности рабочего стажа. Пенсия тем выше, чем больше зарабатывал страхователь и чем дольше он работал.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) имеет законодательную основу. Она охватывает 90% населения Германии. Вне ее рамок находятся, например, государственные чиновники и самостоятельные предприниматели. С 2001 г. обычная средняя пенсия в западных федеральных землях Германии составляет 1120 евро, в новых федеральных землях - 1010 евро в месяц.
Пенсионное страхование базируется на принципе так называемого «негласного договора поколений», который обязывает ныне зарабатывающее поколение платить страховые взносы в пенсионные кассы в расчете на то, что грядущее поколение будет проявлять такое же попечение о нем самом. Работодатели и работающие по найму работники платят страховые взносы пополам, бизнесмены, имеющие собственное дело, и другие добровольно застрахованные лица платят взносы в полном объеме.
Страховой рынок Германии является одним из древнейших и несомненно одним из самых крупных в мире пятый по объему страхованию жизни и второе после США по страхованию иному, чем страхование жизни 16. Размер валовой премии в год составляет около 162 млрд. евро. В ФРГ действует более 640 страховых и перестраховочных компаний ( включая такие мировые гиганты, как Allianz, Aachener). Общее количество людей, состоящих в их штате, составляет более 225 700 человек.
Однако в последние годы
Но есть исключение страхование жизни, которое в связи с общим старением нации имеет в ФРГ достаточно большой потенциал роста: более 30% из 82миллионого населения. ФРГ на настоящий момент- люди старше 55лет, а к 2050г. данный показатель может достигнут 40%.
Объектом налогообложения в соответствии с Законом « О налогообложение страхования» последняя редакция от 29 июня 2006г. является «страховой сбор» т.е. страховая премия, начисленная страховые компании на основании договора страхования.
Длина налогового периода зависит от суммы налога, подлежащей к уплате. Если она составляет менее 3тысяч евро- то это месяц, если более- то квартал.
Страховая компания может рассчитывать налоговую базу как по валовой выручке, так и отражая сумму чистой премии и налога по каждой сделке в бухгалтерской отчетности. Налоговая ставка равна 19% от всей страховой премии.
Сравнительный анализ российской и зарубежной стран
Основные меры либерализации налогообложения прибыли страховых организаций в период с 2000 по 2008гг.
Страна |
Меры либерализации
налогообложения прибыли |
ФРГ |
Снижение налоговой ставки с 26,5% (до 2000г.) до 15% |
Великобритания |
Снижение налоговой ставки с 30% (до 2008г.) до 28% |
Франция |
Наличие прогрессивной налоговой ставки и возможность выбора для уплаты налога на прибыль компаний (макс. ставка 41%) или налога на акционерные общества (макс. ставка 33%) в зависимости от организационно правовой формы |
Испания |
Кроме основной налоговой ставки в размере 35% для страховщиков, организованных в форме кооперативов предусматривается пониженная налоговая ставка в размере 26%. |
Италия |
Снижение налоговой ставки с 52,5% (до 2004г.) вначале до 33% (2008) и до 27,5% на сегодняшний день. |
Помимо налога на страховую премию страховщики в зарубежных странах часто уплачивают дополнительные налоговые платежи на некоторые виды страхования17. Таковым является, например, так называемый, «пожарный сбор» в ФРГ или сборы в Консорциум по компенсациям страховщикам в Испании (сбор на случай наступления экстраординарных убытков, сбор на случай банкротства страховой компании, сбор на обязательное страхование гражданской ответственности охотников и пр.).
В результате исследования в вопросах, касающихся элементов налога на страховую премию (расчет налоговой базы, уровни налоговых ставок, наличие налоговых льгот и пр.) налоговые регуляторы избирают один из двух принципиально различных подходов к косвенному налоговому регулированию деятельности страховых организаций. В приведенной ниже таблице представлены данные об уровнях ставки налогообложения и существенных особенностях определения налогового обязательств по налогу на страховую премию в ведущих странах:
Таблица 2.
Налогообложение страховой премии в ведущих странах Европейского союза и Соединенных Штатах Америки.
Страны с либеральной системой налогообложения страховой премии |
Страны с преобладающей фискальной функцией налогообложения страховой премии | ||||
Страна |
Налоговая ставка |
Момент начисления налога |
Страна |
Налоговая ставка |
Момент начисления налога |
США |
2-3% |
Возможность выбора момента |
ФРГ |
19% |
Подписание страхового договора |
Велико-британия |
2,5% |
Франция |
9% | ||
Испания |
4% |
Италия |
12,5% |
К первой группе относятся страны, в которых действует либеральная система налогообложения страховой премии (США, Великобритания, Испания и пр.). Для них характерен уровень налоговой ставки ниже 5%, а сам налог на страховую премию в большей степени используется для регулирования страхового рынка (стимулирования или дестимулирования различных видов страхования). Во вторую группу входят государства, в которых налог на страховую премию используется, главным образом, для эффективного пополнения бюджета. Для данных стран (ФРГ, Франция, Италия) характерен уровень налоговой ставки выше 5%.
На основе проведенного анализа налоговых систем ряда ведущих зарубежных стран в аспекте прямого налогообложения прибыли страховых организаций, предложим направления на совершенствование отечественного регулирования налогообложения страховой деятельности:
Во-первых, необходимым является реформирование действующей в России нормативно-правовой базы налога на прибыль, в частности, введение в главу о налоге на прибыль Налоговом кодексе РФ специального блока норм, касающихся исключительно обложения компаний, занимающихся страхованием жизни. Это может позволит сформировать прозрачный и эффективный механизм налогового регулирования данного вида страхования в России.
Во-вторых, для стимулирования
притока финансового капитала в
отрасль, повышения