Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с помощью проведения SWOT-анализа.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать определения понятиям «стратегическое планирование» и «стратегия»;
-охарактеризовать основные виды стратегии и стратегического планирования;
-рассмотреть значение определения миссии и целей деятельности предприятия;
-охарактеризовать основные этапы реализации стратегии предприятия;
-выявить особенности организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»;
-определить основную стратегическую позицию предприятия на конкурентном рынке;
-произвести SWOT- анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»…………...……………….23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности………………………………………………………..........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»…...........................................................................................................28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с применением методики SWOT- анализа……...……………........36
2.4 Решение задач………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………….....51
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия…………………….52
Б. Организационная структура ООО «Алтайтрансмаш-сервис»….53
В. Бухгалтерская отчетность ООО «Алтайтрансмаш-сервис»
за 2008-2010 гг……..………………………………………………….54

Работа состоит из  1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)

     В рамках проведения анализа внешней  среды ООО «Алтайтрансмаш-сервис» целесообразно дать характеристику таким основным ее субъектам, как: поставщики, конкуренты, клиенты, посредники. Рассмотрим эти элементы подробнее.

     Основные  партнеры и поставщики ООО «Алтайтрансмаш-сервис»- это отечественные производители. Доля продукции иностранных компаний в структуре ассортимента не более 5%.

     ООО «Алтайтрансмаш-сервис» имеет широкую базу постоянных партнеров, географическая структура которых представлена в таблице 2.4. 

       Таблица 2.4

     Географическая  структура партнеров-поставщиков  ООО «Алтайтрансмаш-сервис»

Поставщик Регион
1 2
Алтайэнергосбыт г. Барнаул
ВЫМПЕЛКОМ г. Барнаул
Сибтрансмаш г. Барнаул
Металлкомплект г. Барнаул
Сибнефтепровод г. Тюмень
Спецуниверсал г. Пенза
Техносиб г. Новосибирск
ТрансКонтейнер г. Новосибирск
БФК г. Новосибирск
Продолжение таблицы 2.4
1 2
ВаЛарис г. Рубцовск
Гортопсбыт г. Рубцовск
Контакт-108 г. Рубцовск
РМЗ г. Рубцовск
Алтайвагон г. Рубцовск
 

       Как видно по данным, представленным в таблице 2.4, на предприятии ведется активная работа с поставщиками. ООО «Алтайтрансмаш-сервис» зарекомендовало себя как хорошего партнера, и со многими компаниями работает уже более 10 лет, что позволяет ему заключать договора на льготных условиях.

      ООО «Алтайтрансмаш-сервис» по ассортименту выпускаемой продукции не имеет конкурентов в городе Рубцовске.

      Основными конкурентами ООО «Алтайтрансмаш-сервис» на российском рынке являются ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей», Заволжский завод гусеничных тягачей.

      Поскольку производство такой модели тяжелой гусеничной техники как транспортер-тягач является одним из приоритетных для предприятия, то именно сравнение ООО «Алтайтраснмаш-сервис» с конкурентами по этой позиции имеет смысл. Еще раз отметим, что анализируя рынок продаж тяжелой техники, мы будем иметь ввиду рынок на уровне государства. Каждое предприятие стремится завоевать как можно большую часть целевого рынка, привлечь к себе покупателей за счет качества выпускаемой продукции, активного использования средств рекламы, применения системы скидок и т. д.

     Представим  данные об объемах продаж транспортеров-тягачей ООО «Алтайтрансмаш-сервис» и двух основных его конкурентов на российском рынке за 2006-2008 гг. в таблице 2.3.

     Основываясь на данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что наиболее сильным конкурентом ООО «Алтайтрансмаш-сервис» по производству и реализации транспортеров-тягачей является ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» Заметим, что данное предприятие не специализируется на производстве именно этой модели тяжелой техники. Однако, этот хозяйствующий субъект относится к числу крупных предприятий, что и обуславливает большие объемы производства и реализации продукции. География основных покупателей двух сравниваемых компаний различна, что позволяет им достаточно успешно сосуществовать друг с другом на одном рынке сбыта. Что же касается предприятия «Заволжский завод гусеничных тягачей», то продукция, им производимая реализуется в частности и хозяйствующим субъектам на территории Сибирского федерального округа.                                                                              

 Таблица  2.3

Сравнительный анализ объема продаж транспортеров-тягачей конкурирующих предприятий на рынке тяжелой гусеничной техники за 2008 – 2010 гг.

Наименование  организации Среднемесячный  объем  продаж (тыс. руб.) Абсолютные  отклонения
2008 г. 2009г. 2010 г. 2009-2008 2010-2009
ООО «Алтайтрансмаш-сервис» 25504,89 13908,23 17017,8 -11596,66 +3109,57
ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» 41927,6 43765,5 48543,5 +1837,9 +4778
Заволжский  завод гусеничных тягачей 27712 25432 24975,5 -2280 -456,5
 

     Очевидными  преимуществами ООО «Алтайтрансмаш-сервис» является высокий уровень обслуживания клиентов, приемлемые цены, высокие эксплуатационные характеристики машин, предоставление услуг по ремонту тяжелой техники покупателям продукции на льготных условиях, предоставление кредитов на дорогостоящие изделия. При покупке крупных партий техники клиентам предоставляются скидки.

     Как уже было отмечено ранее, в наименьшем объеме ООО «Алтайтрансмаш-сервис» осуществляет производство такого вида продукции как топливозаправщик с объемом цистерны 5 м3.

       Учитывая увеличение числа заказов со стороны покупателей и партнеров на данную модель техники, а также заинтересованность потребителей в возможности выпуска ООО «Алтайтрансмаш-сервис» топливозаправщика с  большим объемом цистерны (10 м3), целесообразно представить более широкий выход предприятия на такой сегмент рынка, как продажа топливозаправочной техники, как наиболее предпочтительную возможность его дальнейшего развития. Таким образом,  в рамках проводимого SWOT-анализа, главной возможностью ООО «Алтайтрансмаш-сервис» можно считать расширение доли предприятия на рынке продаж такой техники как топливозаправщик.

     Однако вместе с возможностями организации всегда есть и угрозы, осуществление которых может помешать достижению предприятием  намеченных целей. В нашем случае такой угрозой является захват еще большей доли рынка продажи топливозаправочной техники основным конкурентом. В настоящее время этим конкурентом является «Заволжский завод гусеничных тягачей».

     Необходимо  отметить, что целесообразность укрепления предприятием своей позиции на рынке продажи топливозаправочной техники, обоснована проведенным руководством организации аналитическим исследованием. Бухгалтерским отделом организации была составлена общая смета затрат на производство одной единицы топливозаправщика с объемом цистерны (10 м3), соотнесены  значения предполагаемой прибыли от реализации данного вида продукции и общих затрат. По результатам данных расчетов, руководство предприятия сделало вывод об эффективности осуществления производственного процесса по созданию новой единицы тяжелой техники на предприятии.

       Следующим этапом проведения SWOT-анализа является определение сильных и слабых сторон предприятия. Необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться имеющейся возможностью и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон фирмы, приведенный в таблице 2.4. 
 
 
 
 

Таблица 2.4

Сильные и слабые стороны ООО «Алтайтрансмаш-сервис»

 
Параметры оценки
Сильные стороны Слабые стороны
Продукт -большой спрос  у постоянных партнеров предприятия на продукцию, повышение уровня спроса на топливозаправочные машины;

-высокое  качество выпускаемой продукции, их хорошие эксплуатационные характеристики.

-недостаточно большое число выпускаемых моделей такого вида тяжелой техники как топливозаправщик в отличие от фирм – конкурентов.
Организация -высокий уровень  квалификации руководящих сотрудников  предприятия. -низкая заинтересованность  в развитии предприятия рядовых сотрудников.
Маркетинг -предоставление дополнительных услуг партнерам (льготные условия при оказании ремонтных работ техники покупателям продукции, система скидок);

- проведение  маркетинговых исследований рынка.

-отсутствие рекламных кампаний, объявлений, информационного сайта предприятия.
Персонал -небольшая текучесть  кадров на предприятии;

-предоставление  предприятием социальных гарантий  работникам.

-нехватка рабочего  персонала замедляет производственный процесс.
Финансы -почти половина источников покрытия

запасов средств на каждую отчетную дату представлена собственными средствами;

-отсутствие долгосрочных обязательств предприятия в 2008-2009 гг.

-неплатежеспособность

предприятия;

-недостаточная  ликвидность баланса на каждую  отчетную дату;

-нехватка  свободных денежных средств, необходимых  для расширения ассортимента  продукции.

 

     Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды, полученных угроз и возможностей, слабых и  сильных сторон предприятия, осуществляем построение матрицы SWOT-анализа. Данная матрица представлена в таблице 2.5:

     Таблица 2.5

     Матрица SWOT-анализа ООО «Алтайтрансмаш-сервис»

  Возможности

Укрепление  позиции предприятия на рынке продажи топливозаправочной техники

Угрозы

Захват  доли рынка продажи транспортеров-тягачей основным конкурентом

1 2 3
Сильные стороны:

- повышение уровня  спроса на топливозаправочные  машины;

-высокое качество  выпускаемой продукции, их хорошие  эксплуатационные характеристики.

-предоставление дополнительных услуг партнерам (льготные условия при оказании ремонтных работ техники покупателям продукции, система скидок);

- проведение  маркетинговых исследований рынка.

-почти половина источников покрытия

запасов средств  на каждую отчетную дату представлена собственными средствами.

Поле «СИВ»

Обладая достоверной  информацией об имеющемся спросе постоянных партнеров и покупателей предприятия на различные модели топливозаправочных машин, обеспечивая почти на половину покрытие запасов средств своими собственными, завоевать дополнительную долю на рынке продажи топливозаправочной техники.

Поле  «СИУ»

Пользуясь сложившейся  положительной репутацией предприятия (и, как следствие, большим спросом постоянных партнеров на модели транспортеров-тягачей), при сохранении имеющегося соотношения заемных и собственных средств (или увеличения этого соотношения в пользу последних), нейтрализовать угрозу захвата конкурентом части  рынка продажи транспортеров-тягачей.

 
 
Продолжение таблицы 2.5
1 2 3
Слабые  стороны:

-недостаточно  большое число выпускаемых моделей такого вида тяжелой техники как топливозаправщик в отличие от фирм – конкурентов.

-отсутствие  рекламных кампаний, объявлений, информационного  сайта предприятия.

-неплатежеспособность

предприятия;

-нехватка свободных  денежных средств, необходимых  для расширения ассортимента продукции.

Поле  «СЛВ»

При завоевании рынка продажи топливозаправочной техники, направить ресурсы организации на организацию производственного процесса по выпуску топливозаправщика с объемом цистерны 10 м3

для повышения  конкурентоспособности предприятия с возможным изысканием собственных средств и, в крайнем случае, привлечением финансов извне.

Поле  «СЛУ»

Привлечь дополнительные ресурсы для устранения негативного  влияния, вызванного имеющимися недостатками в организации предприятия и  преодоления угроз со стороны конкурентов.

Полученные средства направить на расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии