Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с помощью проведения SWOT-анализа.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать определения понятиям «стратегическое планирование» и «стратегия»;
-охарактеризовать основные виды стратегии и стратегического планирования;
-рассмотреть значение определения миссии и целей деятельности предприятия;
-охарактеризовать основные этапы реализации стратегии предприятия;
-выявить особенности организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»;
-определить основную стратегическую позицию предприятия на конкурентном рынке;
-произвести SWOT- анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»…………...……………….23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности………………………………………………………..........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»…...........................................................................................................28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с применением методики SWOT- анализа……...……………........36
2.4 Решение задач………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………….....51
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия…………………….52
Б. Организационная структура ООО «Алтайтрансмаш-сервис»….53
В. Бухгалтерская отчетность ООО «Алтайтрансмаш-сервис»
за 2008-2010 гг……..………………………………………………….54

Работа состоит из  1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)
 

     При составлении данной матрицы в  квадрантах «сильные стороны» и «слабые  стороны» были указаны те из них, что  являются наиболее приоритетными по результатам проведенного ранее анализа.

     Стратегия, обозначенная  в квадранте «Поле  СИВ», направлена на увеличение числа моделей техники, а именно топливозаправщиков, выпускаемых предприятием, потребность в которых обусловлена проведенными ранее исследованиями руководства организации, имеющимся спросом со стороны потребителей, в целях захвата дополнительной доли рынка продаж топливозаправочной техники. Соблюдение принципа оптимальности на этом этапе состоит в определении минимального уровня затрат на производство  одной единицы топливозаправочной техники с учетом высокого ее качества, благодаря которому можно будет достичь поставленную цель в увеличении числа моделей техники, выпускаемой предприятием, с максимальным эффектом.

     Формулировка  стратегии определяет те базовые составляющие, на которых строится бизнес-стратегия: наличие большого спроса на топливозаправщики в целом обуславливает решение предприятия завоевать большую долю рынка продажи данной модели машин; результаты  проведенных исследований  по данному направлению позволяют удостовериться в определенной ранее потребности партнеров и потребителей в продукции данной товарной группы; степень покрытия запасов средств собственными источниками находится на уровне, достаточно обеспечивающем некоторую финансовую стабильность организации. Данные составляющие предоставляют ООО «Алтайтрансмаш-сервис» определенные  конкурентные преимущества.

     Следующая стратегия, находящаяся в квадранте  «Поле СИУ», направлена на нейтрализацию  возможных попыток основного конкурента частично вытеснить предприятие с рынка продаж топливозаправочной техники. Данная стратегия содержит перечисления тех сильных сторон организации, к которым рекомендуется прибегнуть при возникновении этой угрозы. К ним в первую очередь следует отнести такой «плюс» ООО «Алтайтрансмаш-сервис», как имеющийся спрос постоянных клиентов на топливозаправочные машины. Воспользовавшись данным преимуществом при увеличении числа моделей машин, производимых предприятием, организация сможет обойти своих конкурентов.

     Третья  стратегия, расположенная в квадранте  «Поле СЛВ», предназначена для  решения проблемы повышения эффективности  производства и нейтрализации слабых сторон организации. Прогнозируя увеличение прибыли за счет завоевания доли рынка, ООО «Алтайтрансмаш-сервис» сможет улучшить свое финансовое состояние. Вложение средств в расширение ассортимента выпускаемой техники оправдано получением в дальнейшем большей прибыли. При этом затраты на приобретение дополнительного объема сырья окупятся при реализации техники (по результатам проведенного на предприятии анализа).

     Четвертая стратегия связана с устранением  как угрозы, так и слабых сторон предприятия. В качестве инструмента  решения этой проблемы выступает  ресурсный подход, требующий значительных затрат и позволяющий предприятию, скорее избежать полного краха, чем заработать дополнительные дивиденды. Такую стратегию следует принимать во внимание при условии занятия организацией защитной позиции (от угроз, исходящих из внешней среды).

     По  окончании формирования всех четырех стратегий, необходимо ответить на вопрос: «Какую наиболее подходящую для анализируемого предприятия стратегию выбрать?». Для этого необходимо проанализировать то, какова в организации тактика ведения стратегических маневров - оборонительная или наступательная. Принимая во внимание  основные особенности деятельности организации (репутацию, имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, проводимую маркетинговую политику и т. д.), становится очевидным, что следует выбрать активную позицию.

     Следовательно, на задний план отступают стратегии, которые связаны с компенсацией последствий, вытекающих из слабых сторон организации (Поле «СЛВ» и Поле «СЛУ»).

     Две стратегии, направленные на захват и  удержание долей рынка, основанные на использовании сильных сторон, целесообразней представить одной комбинированной стратегией. Окончательный вариант стратегии, которую мы можем предложить ООО «Алтайтрансмаш-сервис» для достижения поставленной им цели, а именно, завоевания доли рынка продаж топливозаправочной техники: привлечение дополнительных ресурсов, сырья, необходимых для выпуска новой модели тяжелой техники - топливозаправщика с объемом цистерны 10 м3, оплаты труда рабочим, то есть на завоевание доли рынка, а также удержание за счет имеющихся средств своей доли на рынке продажи транспортёров-тягачей.

     В рамках данной стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» будет предложено решить следующие задачи:

  1. Привлечь дополнительные денежные средства путем изыскания временно свободных собственных средств или осуществления займа.
  2. Основываясь на результатах проведенного исследования, направить полученные денежные средства на приобретение сырья, согласно составленной смете затрат, на создание пробного образца топливозаправщика с объемом цистерны 10 м3.
  3. В целях более оперативного осуществления вспомогательных работ в организации привлечь дополнительных рабочих.
  4. С помощью имеющихся денежных средств продолжать развитие основного направления деятельности предприятия-продажи транспортеров-тягачей на территории Сибири, Урала и стран Ближнего Зарубежья, удерживать господство на рынке продажи топливозаправочной техники в Алтайском крае.

     Таким образом, с помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а  также сильных и слабых сторон ООО «Алтайтрансмаш-сервис»  можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Оно обладает многолетним опытом работы  в осуществлении производственной деятельности по выпуску тяжелой гусеничной техники в городе Рубцовске. Для дальнейшего развития организации, было принято решение о завоевании ею доли на новом рынке. Данное направление деятельности предприятия не требует кардинального изменения  его структуры, больших капиталовложений, а развитие его при условии наличия у ООО «Алтайтрансмаш-сервис» надежных поставщиков и большого спроса у клиентов-партнеров должно приносить организации стабильный доход.

 
 
 

     2.4 Решение задач

 

     Тема  № 4

     Задача 1

     Определите  объем товарной, валовой и реализованной  продукции исходя из следующих данных:

Показатель Кол-во, шт. Цена  за единицу, руб. Сумма, руб.
  1. Готовая продукция:
А

Б

В

Г

 
4500

3200

7300

2500

 
100

80

55

72

 
 
2. Услуги  другим предприятиям      
25800
  1. Остатки нереализ. готовой продукции:
на начало года

на конец года

     
38200

45600

  1. Остатки незавершенного производства:
на начало года

на конец года

     
16250

18370

     
    Решение:

  1. П т = 4500*100+3200*80+7300*55+2500*72 +25800=1313300 (руб.)
  2. П в = 1313300+18370 -16250= 1315420 (руб.)
  3. П р = 1313300+38200 -45600 =1305900 (руб.)

    Ответ: П т = 1313300 (руб.); П в = 1315420 (руб.); П р = 1305900 (руб.).

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задача 2

     Известно, что в базовом периоде в  себестоимости продукции  затраты  на оплату труда составляли 25%, а  постоянные затраты – 20%. В отчетном периоде планируется повышение  производительности труда на 7% и  средней заработной платы на 5%. Кроме  того, планом предусмотрен рост объёма производства продукции на 15% при неизменной величине постоянных расходов. Определить планируемый процент относительного изменения себестоимости под воздействием указанных факторов.

     Решение:

       1)  С пт = (1,05/1,07-1)*0,25*100% = - 0,5 %.

       2)  С v = (1/1,15-1)*0,2*100% = -2,6 %.

       3)  С общ. = -0,5%-2,6% = -3,1%.

      Ответ: С общ. = -3,1%.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

     Зарубежный  и отечественный опыт стратегического  планирования позволяет заключить, что необходимость  развития предприятий  в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих руководство  компаний заниматься разработкой стратегии организации. Для того чтобы развитие предприятия проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность организации с ее стратегическими целями.

     В первой главе данной курсовой работы была дана характеристика понятиям «стратегия» и «стратегическое планирование». Также авторами были рассмотрены особенности процесса определения целей организации, ее миссии. В третьей части теоретической главы были охарактеризованы основные этапы процесса стратегического планирования, в том числе методика SWOT-анализа деятельности предприятия, с использованием которой и был проведен анализ, результаты которого представлены во второй главе работы.

     Итак, обозначенные в первой главе данной курсовой работы теоретические аспекты  стратегического планирования позволили дать характеристику реализации плановой функции анализируемым предприятием, произвести SWOT-анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной его стратегии. Цель написания данной курсовой работы, поставленная во введении, достигнута. Также были решены все поставленные ранее задачи:

     -были  даны определения понятиям «стратегическое  планирование» и «стратегия»;

     -охарактеризованы  основные виды стратегии и  стратегического планирования;

     -рассмотрено значение определения миссии и целей деятельности предприятия;

     - были охарактеризованы основные этапы реализации стратегии предприятия;

     -были  выявлены особенности организационной  структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»;

     -определена основная стратегическая позиция предприятия на конкурентном рынке;

     -был  произведен SWOT-анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.

     По  результатам проведенного анализа  наиболее оптимальной стратегией, которую ООО «Алтайтрансмаш-сервис» сможет выбрать для того чтобы завоевать долю рынка продаж топливозаправочной техники, является привлечение дополнительных ресурсов, сырья, необходимых для выпуска новой модели тяжелой техники - топливозаправщика с объемом цистерны 10 м3, оплаты труда рабочим, то есть на завоевание доли рынка, а также удержание за счет имеющихся средств своей доли на рынке продажи транспортёров-тягачей.

     Таким образом, практическое значение стратегии, позволяющей предприятию выживать в конкурентной борьбе, очень велико. Ведь благодаря правильно выбранной стратегии, четко сформулированным задачам, каждое предприятие сможет достигнуть поставленных перед ним целей, решить имеющиеся проблемы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

 
     
  1. Арутюнов  Ю.Н. Выбор стратегии бизнеса в управлении организацией // Власть.-2007.-№7.-с.35-40.
  2. Басовский Л. Е. Маркетинг: курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 218 с.
  3. Бухалков М. И. Планирование на предприятии. - М.:ИНФРА-М, 2005.-415 с.
  4. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии.- М.: Высшее образование, 2007.- 609с.
  5. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием.- М.: ИНФРА – М, 2008.- 453 с.
  6. Ильин А. И. Планирование на предприятии. - М.: Новое знание, 2008-668 с.
  7. ООО «Алтайтрансмаш-сервис», брошюра. - г. Рубцовск: Рубцовская Типография,2008.
  8. Ушакова Т. Выбор оптимальной производственной стратегии с применением методики SWOT-анализа // Человек и труд.-2009.-№2.-с. 68-70.
  9. Царев В. В. Внутрифирменное планирование – Спб.: Питер, 2002-496 с.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии