Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с помощью проведения SWOT-анализа.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать определения понятиям «стратегическое планирование» и «стратегия»;
-охарактеризовать основные виды стратегии и стратегического планирования;
-рассмотреть значение определения миссии и целей деятельности предприятия;
-охарактеризовать основные этапы реализации стратегии предприятия;
-выявить особенности организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»;
-определить основную стратегическую позицию предприятия на конкурентном рынке;
-произвести SWOT- анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.
Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»…………...……………….23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности………………………………………………………..........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»…...........................................................................................................28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с применением методики SWOT- анализа……...……………........36
2.4 Решение задач………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………….....51
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия…………………….52
Б. Организационная структура ООО «Алтайтрансмаш-сервис»….53
В. Бухгалтерская отчетность ООО «Алтайтрансмаш-сервис»
за 2008-2010 гг……..………………………………………………….54
При составлении данной матрицы в квадрантах «сильные стороны» и «слабые стороны» были указаны те из них, что являются наиболее приоритетными по результатам проведенного ранее анализа.
Стратегия, обозначенная в квадранте «Поле СИВ», направлена на увеличение числа моделей техники, а именно топливозаправщиков, выпускаемых предприятием, потребность в которых обусловлена проведенными ранее исследованиями руководства организации, имеющимся спросом со стороны потребителей, в целях захвата дополнительной доли рынка продаж топливозаправочной техники. Соблюдение принципа оптимальности на этом этапе состоит в определении минимального уровня затрат на производство одной единицы топливозаправочной техники с учетом высокого ее качества, благодаря которому можно будет достичь поставленную цель в увеличении числа моделей техники, выпускаемой предприятием, с максимальным эффектом.
Формулировка стратегии определяет те базовые составляющие, на которых строится бизнес-стратегия: наличие большого спроса на топливозаправщики в целом обуславливает решение предприятия завоевать большую долю рынка продажи данной модели машин; результаты проведенных исследований по данному направлению позволяют удостовериться в определенной ранее потребности партнеров и потребителей в продукции данной товарной группы; степень покрытия запасов средств собственными источниками находится на уровне, достаточно обеспечивающем некоторую финансовую стабильность организации. Данные составляющие предоставляют ООО «Алтайтрансмаш-сервис» определенные конкурентные преимущества.
Следующая стратегия, находящаяся в квадранте «Поле СИУ», направлена на нейтрализацию возможных попыток основного конкурента частично вытеснить предприятие с рынка продаж топливозаправочной техники. Данная стратегия содержит перечисления тех сильных сторон организации, к которым рекомендуется прибегнуть при возникновении этой угрозы. К ним в первую очередь следует отнести такой «плюс» ООО «Алтайтрансмаш-сервис», как имеющийся спрос постоянных клиентов на топливозаправочные машины. Воспользовавшись данным преимуществом при увеличении числа моделей машин, производимых предприятием, организация сможет обойти своих конкурентов.
Третья стратегия, расположенная в квадранте «Поле СЛВ», предназначена для решения проблемы повышения эффективности производства и нейтрализации слабых сторон организации. Прогнозируя увеличение прибыли за счет завоевания доли рынка, ООО «Алтайтрансмаш-сервис» сможет улучшить свое финансовое состояние. Вложение средств в расширение ассортимента выпускаемой техники оправдано получением в дальнейшем большей прибыли. При этом затраты на приобретение дополнительного объема сырья окупятся при реализации техники (по результатам проведенного на предприятии анализа).
Четвертая
стратегия связана с
По окончании формирования всех четырех стратегий, необходимо ответить на вопрос: «Какую наиболее подходящую для анализируемого предприятия стратегию выбрать?». Для этого необходимо проанализировать то, какова в организации тактика ведения стратегических маневров - оборонительная или наступательная. Принимая во внимание основные особенности деятельности организации (репутацию, имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, проводимую маркетинговую политику и т. д.), становится очевидным, что следует выбрать активную позицию.
Следовательно, на задний план отступают стратегии, которые связаны с компенсацией последствий, вытекающих из слабых сторон организации (Поле «СЛВ» и Поле «СЛУ»).
Две стратегии, направленные на захват и удержание долей рынка, основанные на использовании сильных сторон, целесообразней представить одной комбинированной стратегией. Окончательный вариант стратегии, которую мы можем предложить ООО «Алтайтрансмаш-сервис» для достижения поставленной им цели, а именно, завоевания доли рынка продаж топливозаправочной техники: привлечение дополнительных ресурсов, сырья, необходимых для выпуска новой модели тяжелой техники - топливозаправщика с объемом цистерны 10 м3, оплаты труда рабочим, то есть на завоевание доли рынка, а также удержание за счет имеющихся средств своей доли на рынке продажи транспортёров-тягачей.
В рамках данной стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» будет предложено решить следующие задачи:
Таким образом, с помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон ООО «Алтайтрансмаш-сервис» можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Оно обладает многолетним опытом работы в осуществлении производственной деятельности по выпуску тяжелой гусеничной техники в городе Рубцовске. Для дальнейшего развития организации, было принято решение о завоевании ею доли на новом рынке. Данное направление деятельности предприятия не требует кардинального изменения его структуры, больших капиталовложений, а развитие его при условии наличия у ООО «Алтайтрансмаш-сервис» надежных поставщиков и большого спроса у клиентов-партнеров должно приносить организации стабильный доход.
2.4 Решение задач
Тема № 4
Задача 1
Определите объем товарной, валовой и реализованной продукции исходя из следующих данных:
Показатель | Кол-во, шт. | Цена за единицу, руб. | Сумма, руб. |
Б В Г |
4500 3200 7300 2500 |
100 80 55 72 |
|
2. Услуги другим предприятиям | 25800 | ||
на конец года |
38200 45600 | ||
на конец года |
16250 18370 |
Решение:
Ответ: П т = 1313300 (руб.); П в = 1315420 (руб.); П р = 1305900 (руб.).
Задача 2
Известно, что в базовом периоде в себестоимости продукции затраты на оплату труда составляли 25%, а постоянные затраты – 20%. В отчетном периоде планируется повышение производительности труда на 7% и средней заработной платы на 5%. Кроме того, планом предусмотрен рост объёма производства продукции на 15% при неизменной величине постоянных расходов. Определить планируемый процент относительного изменения себестоимости под воздействием указанных факторов.
Решение:
1) С пт = (1,05/1,07-1)*0,25*100% = - 0,5 %.
2) С v = (1/1,15-1)*0,2*100% = -2,6 %.
3) С общ. = -0,5%-2,6% = -3,1%.
Ответ: С общ. = -3,1%.
Заключение
Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих руководство компаний заниматься разработкой стратегии организации. Для того чтобы развитие предприятия проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность организации с ее стратегическими целями.
В первой главе данной курсовой работы была дана характеристика понятиям «стратегия» и «стратегическое планирование». Также авторами были рассмотрены особенности процесса определения целей организации, ее миссии. В третьей части теоретической главы были охарактеризованы основные этапы процесса стратегического планирования, в том числе методика SWOT-анализа деятельности предприятия, с использованием которой и был проведен анализ, результаты которого представлены во второй главе работы.
Итак, обозначенные в первой главе данной курсовой работы теоретические аспекты стратегического планирования позволили дать характеристику реализации плановой функции анализируемым предприятием, произвести SWOT-анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной его стратегии. Цель написания данной курсовой работы, поставленная во введении, достигнута. Также были решены все поставленные ранее задачи:
-были
даны определения понятиям «
-охарактеризованы основные виды стратегии и стратегического планирования;
-рассмотрено значение определения миссии и целей деятельности предприятия;
- были охарактеризованы основные этапы реализации стратегии предприятия;
-были
выявлены особенности
-определена основная стратегическая позиция предприятия на конкурентном рынке;
-был произведен SWOT-анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.
По результатам проведенного анализа наиболее оптимальной стратегией, которую ООО «Алтайтрансмаш-сервис» сможет выбрать для того чтобы завоевать долю рынка продаж топливозаправочной техники, является привлечение дополнительных ресурсов, сырья, необходимых для выпуска новой модели тяжелой техники - топливозаправщика с объемом цистерны 10 м3, оплаты труда рабочим, то есть на завоевание доли рынка, а также удержание за счет имеющихся средств своей доли на рынке продажи транспортёров-тягачей.
Таким образом, практическое значение стратегии, позволяющей предприятию выживать в конкурентной борьбе, очень велико. Ведь благодаря правильно выбранной стратегии, четко сформулированным задачам, каждое предприятие сможет достигнуть поставленных перед ним целей, решить имеющиеся проблемы.
Список литературы:
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии