Стратегическое планирование СПК Столбовский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть содержание, принципиальные особенности и сферы применения основных моделей стратегического выбора на примере предприятия СПК «Столбовский», проанализировав основные показатели его производственно-экономической деятельности, а также процесс финансового планирования и качество принимаемых управленческих решений. Задачи исследования:
- SWOT-АНАЛИЗ предприятия;
- описание структурной схемы управления предприятием и характеристика внешней среды, в которой функционирует предприятие;
- анализ основных экономических и производственных показателей деятельности предприятия;
- анализ процесса стратегического управления предприятием;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы стратегического планирования в организации
1.1 Теоретическая сущность и виды планов предприятия
1.2 Сравнительный анализ стратегического и финансового планирования
2. Организация процесса планирования СПК «Столбовский»
2.1 Экономико-социальная характеристика хозяйствующего субъекта
2.2 Характеристика внешней сферы производства, SWOT-анализ
2.3 Эффективность стратегического управления проектируемым предприятием и оценка степени риска относительно общих условий предпринимательской деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ещё готовый.doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы  стратегического планирования в  организации

1.1 Теоретическая сущность и виды планов предприятия

1.2 Сравнительный анализ стратегического и финансового планирования

2. Организация процесса  планирования СПК «Столбовский»

2.1 Экономико-социальная характеристика хозяйствующего субъекта

2.2 Характеристика внешней сферы производства, SWOT-анализ

2.3 Эффективность стратегического управления проектируемым предприятием и оценка степени риска относительно общих условий предпринимательской деятельности

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Вместе с развитием  рыночной экономики в России усиливается  и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но, прежде всего, путем оптимального соотнесения различных видов ресурсов. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационных структур управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития.

Функция организации  предполагает необходимость структурирования объектов управления для разграничения  полномочий, определения и прав и  обязанностей, функциональных разделений. С этой функцией связан процесс департаментализации, организационного построения внутренний системы управления и контроля. Планирование на предприятии обеспечивает взаимоувязку показателей его развития и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения. Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, для избежания банкротства. Организация, получающая стабильные доход, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.

Целью планирования является обеспечить оптимальные возможности для эффективности хозяйственной деятельности, прибыльности, конкурентоспособности, а также эффективное управление финансовыми ресурсами. Организация планирования – это разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами, определение потребности в собственном оборотном капитале, выявление дополнительных источников финансирования, составление планов реализации и сбыта, расчет показателей рентабельности.

Чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели. Одной из главных стратегических задач предприятия является проблема выбора сфер бизнеса, в которых оно намерено осуществлять свою деятельность. Это связано с обеспечением равновесия между краткосрочной и долгосрочной прибыльностью.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной курсовой работы – раскрыть содержание, принципиальные особенности и сферы применения основных моделей стратегического выбора на примере предприятия СПК «Столбовский», проанализировав основные показатели его производственно-экономической деятельности, а также процесс финансового планирования и качество принимаемых управленческих решений. Задачи исследования:

- SWOT-АНАЛИЗ предприятия;

- описание структурной  схемы управления предприятием  и характеристика внешней среды, в которой функционирует предприятие;

- анализ основных экономических и производственных показателей деятельности предприятия;

- анализ процесса стратегического управления предприятием;

При написании работы использовались учебные пособия  и учебники по стратегическому менеджменту, финансовому менеджменту, теории организации, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также нормативно-правовые акты РФ.

1. Теоретические  основы стратегического планирования  в организации

 

1.1 Теоретическая сущность и виды планов предприятия

 

Управлять значит предвидеть, прогнозировать, поэтому планирование является важнейшей функцией предприятия. Планирование позволяет установить правильные пропорции между отраслями, способствует рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов. Результаты планирования служат основой для принятия грамотных управленческих решений. Существуют следующие принципы планирования:

- Наивысшая эффективность  общественного производства;

- Научное обоснованность  плана;

- Пропорциональность  и непрерывность;

- Единство составления, проверки и организации выполнения.

Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей  развития предприятия и поэтому  является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все  службы и подразделения [11, С.126]. Основные задачи финансового планирования по мнению Н.Ф.Самсонова:

- обеспечение источниками  финансирования основной деятельности  предприятия (поддержание нормального  уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование  прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);

- своевременное и в  полном объеме выполнение обязательств  перед бюджетом и внебюджетными  фондами;

- обоснование эффективного  вложения временно свободных  денежных средств, поддержание  остатка денежных средств на достаточном уровне;

- выявление резервов  роста доходов предприятия;

- оптимизация использования  прибыли;

- определение дивидендной  политики;

- обоснование размера  и условий привлечения внешних  источников для финансирования  инвестиционной деятельности предприятия;

- поддержание платежеспособности  предприятия, обеспечение его  финансовой устойчивости [7, С.220].

Основными этапами финансового  планирования являются:

1. Анализ финансовой  ситуации и проблем;

2. Прогнозирование будущих  финансовых условий;

3. Постановка финансовых задач;

4. Выбор оптимального  варианта решения финансовых  задач;

5. Составление финансового  плана;

6. Корректировка и  увязка финансового плана с  другими разделами;

7. Выполнение финансового  плана;

8. Контроль и анализ  выполнения финансового плана.

По мнению Н.Ф.Самсонова  цель финансового планирования предприятия  конкретизируется в зависимости  от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового  состояния на момент разработки финансового  плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля). Вместе с тем система целей планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде [7, С.380].

Горизонт финансового планирования - это период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды. В пределах горизонта планирования финансовые планы, по мнению Н.Ф.Самсонова делятся на:

- перспективные (стратегические);

- текущие;

- оперативные [7, С.221].

В условиях современной  российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну [7, С.422].

Разработка финансовой стратегии – разрабатывается  в соответствии с общей стратегией предприятия в целом. Она основывается на учете:

- отраслевой специфики,

- динамики макроэкономического  процесса,

- динамики финансового  рынка,

- конкретными условиями  предприятия. [3, С.320]

Стратегический план базируется на разработки прогнозов. Финансовый прогноз предполагает следующие  этапы:

1) Составление прогноза  продаж с помощью статистических и других доступных методов;

2) Прогнозирование динамики  переменных затрат;

3) Прогнозирование постоянных  затрат;

4) Составление прогноза  инвестиции в основные и оборотные  активы необходимы для достижения  планируемого объема продаж;

5)Расчет потребности  во внешнем финансировании и  изыскания соответствующих источников  с рациональной структурой капитала.

Финансовая стратегия  включает разработку следующих основных документов: прогноз прибылей и убытков; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти документы являются базовыми и корректируются в зависимости от изменения внешней среды и объема реализации. Кроме того на предприятии могут разрабатывается при необходимости инвестиционные планы, финансовые разделы планов в долгосрочных бизнес-планах. Финансовая стратегия предприятия разрабатывается по многим направлениям важнейшими являются:

- Движение денежных  средств,

- Определение дивидендной  политики,

- Определение стратегии  в отношении динамики и структуры  капитала,

- Определение стратегии  финансов предприятия [8, С.254].

Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих  финансовых планов составляемых на год. Основным документом текущего финансового  планирования является баланс доходов  и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонде накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В рамках текущего планирования на предприятии разрабатывается финансовый план, в котором в стоимостном выражении отражаются все стороны работы предприятия. Основные задачи, решаемые в финансовом плане, таковы:

- обеспечение предприятия  финансовыми ресурсами по осуществлению  производственно-хозяйственной деятельности;

- использование резервов  в мобилизации ресурсов с целью  увеличения прибыли и повышения  рентабельности производства;

- определение финансовых  взаимоотношений с госбюджетом,  кредитными учреждениями, вышестоящими  организациями. [10, С.97]

Текущий план конкретизирует стратегические планы и предполагает разработку тех же документов, что  и стратегическое планирование:

1. План прибыли и  убытков,

2. План движения денежных  средств – составляется двумя  способами:

- Прямым на основе исчисления притока и оттока финансовых ресурсов.

- Косвенным – основан  на корректировки прибыли в  связи с изменением активом  предприятия.

3. Плановый баланс  – его разработка начинается  с планирования активов, информации  об их изменениях берется из  различных источников например:

- из долгосрочного  финансового плана,

- отчетов по производственным  запасам,

- планов снабжения.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего  на квартал или месяц текущий  финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств, в балансе доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование по сути основная форма планирования в настоящее время. Они различаются по форме и разрабатываются практически на всех рамках оперативных планированиях, решаются следующие задачи:

1. Синхронизация денежных  поступлений и расходов;

2. Ежедневный учет  изменений состояния финансовых  ресурсов и их корректировка;

3. Определение потребностей  в краткосрочных кредитах;

4. Эффективное использование свободных денежных ресурсов [9, С.222].

 

1.2 Сравнительный анализ  стратегического и финансового  планирования

 

Разработка стратегии начинается с анализа внешнего окружения организации. Степень влияния внешних факторов может быть различной, поэтому внешнюю среду подразделяют на «ближнее» организационное окружение (факторы непосредственно влияют на организацию) и «дальнее» окружение (факторы воздействуют опосредованно). Воздействующие на организацию факторы можно подразделить экономические, политические, культурные и технологические. Эти группы факторов определяют процесс комплексного анализа, с помощью которого можно выявить ключевые угрозы и возможности внешней среды.

Информация о работе Стратегическое планирование СПК Столбовский