Стратегическое планирование СПК Столбовский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть содержание, принципиальные особенности и сферы применения основных моделей стратегического выбора на примере предприятия СПК «Столбовский», проанализировав основные показатели его производственно-экономической деятельности, а также процесс финансового планирования и качество принимаемых управленческих решений. Задачи исследования:
- SWOT-АНАЛИЗ предприятия;
- описание структурной схемы управления предприятием и характеристика внешней среды, в которой функционирует предприятие;
- анализ основных экономических и производственных показателей деятельности предприятия;
- анализ процесса стратегического управления предприятием;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы стратегического планирования в организации
1.1 Теоретическая сущность и виды планов предприятия
1.2 Сравнительный анализ стратегического и финансового планирования
2. Организация процесса планирования СПК «Столбовский»
2.1 Экономико-социальная характеристика хозяйствующего субъекта
2.2 Характеристика внешней сферы производства, SWOT-анализ
2.3 Эффективность стратегического управления проектируемым предприятием и оценка степени риска относительно общих условий предпринимательской деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ещё готовый.doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)

Рисунок 2 - Распределение  функций системы планового управления производством.

 

Таблица 11 - Формирование финансового результата в СПК  «Столбовский» в 2004-2006 гг

Виды расходов и доходов

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004 г в % к 2006 г. 

Средний темп изменения  показателя

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Выручка от реализации (работ, услуг)

18245

х

25109

х

30097

х

х

х

Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)

17102

93,7

23219

92,5

27614

91,75

-1,95

61,5

Валовая прибыль

1143

6,26

1890

7,53

2483

8,25

1,99

117,2

Коммерческие расходы

147

0,8

214

0,85

-

-

-

-

Управленческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

993

5,44

1676

6,67

2483

8,25

2,81

150

Проценты к получению

-

-

-

-

-

-

-

-

Проценты к уплате

-

-

-

-

-

-

-

-

Доходы от участия  в других организациях

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

11

0,06

2321

9,24

278

0,92

0,86

2427

Прочие операционные расходы

23

0,12

2392

9,53

556

1,85

1,73

2317

Внереализационные доходы

1142

6,26

308

1,23

1170

3,89

-2,37

2,45

Внереализационные расходы

18

0,1

926

3,69

887

2,95

2,8

4828

Прибыль (убыток) до налогообложения

2105

11,54

987

3,93

2488

8,27

-3,27

18,2

Отложенные налоговые активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Отложенные налоговые  обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

Чистая прибыль (убыток)

2220

12,17

1047

4,17

2488

8,27

-3,9

12,1


 

Для установления путей  повышения результатов работы предприятия  используют систему экономических  показателей, которые характеризуют экономическое и организационное состояние производства на определённый момент времени. Коэффициенты отражают уровень использования оборудования, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов, качество продукции, эффективность производства, квалификацию кадров, организацию производства и труда, производительность труда. В условиях рынка важное значение имеют показатели качества, т.к. качество сильно влияет на повышение конкурентоспособности продукции. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли. Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая денежную выручку. Однако, это ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на оказание услуг, т.е. с себестоимостью услуг. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. В практической деятельности предприятие, прежде всего, ориентируется на объём продаж услуг и получение прибыли, который определяется так: Q = P/N, где Q – объем продаж услуг, руб.; P – цена за единицу, руб.; N – количество услуг, шт.

Эффективность системы  управления показатель: норма управления (управляемости) рассчитывается по формуле:

кол-во лиц, находящиеся в непосредственном подчинения руководителя:

 Где:  - число взаимосвязёй; n - число подчинённых

= 5(16+4)=520=100

Об эффективности системы  управления предприятия говорят следующие экономические показатели (табл. 12):

 

 

Таблица 12 - Оценка эффективности работы СПК «Столбовский»

 Показатели (тыс. руб.)

2004г.

2005г.

Темпы роста (раз)

  1. прибыль от реализации услуг
  2. балансовая прибыль (убыток)
  3. рентабельность
  4. выручка от реализации услуг, в т.ч. -от основной деятельности
  5. затраты на производство, всего, в т.ч:

- расходы на оплату  труда

- отчисления на соцнужды

- амортизация основных  фондов

- приобретение маркированной  продукции

- материалы, топливо,  запчасти

- электроэнергия

- перевозка почты

- налоги

- прочие расходы

-НИОКР

  1. Среднесписочная численность, раб
  2. Среднемесячная зарплата

Численность аппарата управления

1532

1220

5,94

25112

19584

23580

7646

2952

177

1252

583

247

2788

694

6996

245

603,9

646

5

7229

7055

19,55

47271

39713

40042

16568

5935

198

1146

1267

235

3766

474

10015

438

798,0

1401

5

4,72

5,78

13,61

1,88

2,03

1,7

2,17

2,01

1,12

0,92

2,17

0,95

1,35

0,68

1,43

1,79

1,32

2,17

1,0


 

Непосредственно в процессе планирования финансово-хозяйственной  деятельности следует особое внимание уделить проблеме получения и увеличения прибыли, как собственно основной цели деятельности любой организации, в т.ч. и СПК «Столбовский». Размер полученной прибыли зависит от множества факторов. Условно их можно объединить в 4 группы: объем произведенной и реализационной продукции; структура; себестоимость реализованной продукции; цены реализации.

Объем производства реализации продукции это предприятие сможет увеличить при условии налаживания договорных отношений с сельскими товаропроизводителями, поставщиками сырья и техники. Отношения должны быть построены на взаимовыгодной основе. Поставщиков необходимо находить в других районах и осуществлять закупку оборудования и техники по более низким ценам.

Предприятию важно наращивать объем производства и реализации продукции, а также нужно освоить производство таких молочных продуктов как сыр, кефир, творог, сметана. Спрос на эти продукты постоянно высокий, а, следовательно, у предприятия может сформироваться дополнительный постоянный источник дохода.

Для обновления устаревшего  оборудования и приобретения новых  поточных линий СПК «Столбовский» необходимо широко использовать лизинг. Лизинг не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и является одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволит оперативно обновлять оборудование и вести механическое перевооружение производства. Кроме этого, целесообразно использовать кредиты под прибыльные проценты, поскольку это будет способствовать финансовому оздоровлению предприятия. Следует обратить внимание на реализацию ненужных основных средств, так как их содержание требует больших затрат, а дохода они не приносят в частности, у СПК «Столбовский» имеется мельница, которая с основным производством абсолютно не связана, постоянно бездействует и дохода не приносит.

Особого внимания заслуживает  качество реализуемой продукции. Масло  сливочное на внутрихозяйственном рынке пользуется высоким спросом и является конкурентоспособным благодаря высоким вкусовым качествам, а творог к сожалению очень часто в реализацию идет чрезмерно отжатый, сухой. Технологам предприятия нужно следить за соблюдением технологии приготовления продукции, что позволит повысить её качество и конкурентоспособность. Себестоимость продукции на предприятии незначительно, но постоянно растет, что негативно сказывается на размере полученной прибыли. Жесткий режим экономии, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь служит основой снижения себестоимости продукции. СПК «Столбовский» нужно обратить особое внимание вопросам ресурсосбережения: внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использование вторичного сырья; организация действенного учёта и контроля за использованием ресурсов; изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь.

Тщательный анализ таких расходов и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние анализируемого предприятия. СПК «Столбовский» необходимо организовать работу службы маркетинга, которая будет изучать спрос и предложение на рынке молочной продукции, уровень конкуренции в отрасли, методы и принципы установления цен. Изучение рыночной конъюктуры и собственная ценовая стратегия позволят существенно увеличить сумму выручки от реализации продукции, а, следовательно, размер полученной прибыли. Таким образом, все вышеизложенные аргументы позволят ускорить оборачиваемость оборотных средств, возрастёт эффективность использования капитала, появится возможность для расширенного воспроизводства и дальнейшего повышения финансовой устойчивости предприятия и его финансового состояния в целом.

 

Заключение

 

Переход к рыночной экономике  требует от предприятия повышения  эффективности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Поэтому финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита, Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

В ходе анализа СПК «Столбовский» было установлено, что предприятие является одним из крупных сельскохозяйственных предприятий в Брасовском районе. Уровень специализации на предприятии высокий. СПК специализируется главным образом на выращивании и откорме КРС на мясо. Продукция растениеводства в структуре товарной продукции занимает незначительный процент.

Основными задачами предприятия  являются: максимизация прибыли, оптимизация  структуры капитала предприятия  и обеспечение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание эффективного механизма управления предприятием, использованием предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. Создание надёжной и гибкой системы управления финансами позволит организовать на нужном уровне и в тесном взаимодействии производственных, маркетинговых, сбытовых и других служб предприятия. Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь. Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии; материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь. Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. В некоторых случаях необходимо проводить реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынка сырья и рынка сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику.

Непосредственно в процессе планирования финансово-хозяйственной  деятельности следует особое внимание уделить проблеме получения и  увеличения прибыли, как собственно основной цели деятельности любой организации, в т.ч. и СПК «Столбовский».

 

Список используемой литературы

 

  1. Андреев П.Л. Обеспечение финансовой устойчивости с/х предприятий // АПК: экономика, управление, 2002, №9
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.. - М.: Финансы и статистика, 2002 – 288 с.
  3. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 285 с.
  4. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. – М.: Финпресс, 2000. – 272 с.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2001. – 296 с.
  6. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник - М.: ИНФРА-М 2003. – 600 с.
  7. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ИД ФОРУМ, 2007. – 256 с.
  8. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 236 с.
  9. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с.
  10. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М. 1996. – с.240
  11. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М 2002 – 495 с.
  12. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент Учебник для вузов М.: Перспектива 2005 – 425 с.
  13. Стратегический менеджмент/под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2006. – 496 с.
  14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учеб. для вузов. – М.: ЗАО Бизнес-школа, 1998. – 416 с.

Информация о работе Стратегическое планирование СПК Столбовский