Стратегическое планирование СПК Столбовский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть содержание, принципиальные особенности и сферы применения основных моделей стратегического выбора на примере предприятия СПК «Столбовский», проанализировав основные показатели его производственно-экономической деятельности, а также процесс финансового планирования и качество принимаемых управленческих решений. Задачи исследования:
- SWOT-АНАЛИЗ предприятия;
- описание структурной схемы управления предприятием и характеристика внешней среды, в которой функционирует предприятие;
- анализ основных экономических и производственных показателей деятельности предприятия;
- анализ процесса стратегического управления предприятием;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы стратегического планирования в организации
1.1 Теоретическая сущность и виды планов предприятия
1.2 Сравнительный анализ стратегического и финансового планирования
2. Организация процесса планирования СПК «Столбовский»
2.1 Экономико-социальная характеристика хозяйствующего субъекта
2.2 Характеристика внешней сферы производства, SWOT-анализ
2.3 Эффективность стратегического управления проектируемым предприятием и оценка степени риска относительно общих условий предпринимательской деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ещё готовый.doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 1 - Основные показатели деятельности СПК в 2004 - 2006 гг.

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

Показатели 2006г. в % к

2004г.

2005г.

Стоимость имущества  тыс. руб.

40920

45428

47403

116

104,3

в т.ч. основные средства, тыс. руб.

26177

26820

26766

102,2

99,8

Численность работников, чел.

174

182

177

101,7

97,2

Выручка от продаж, тыс. руб.

18245

25109

30097

165

149,9

Себестоимость продукции, тыс. руб.

17102

23213

27614

161,5

118,9

Валовой доход, тыс. руб.

5644

5233

8828

156,4

168,7

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

2105

987

2488

118,2

252,1

Чистая прибыль, тыс. руб.

2220

1047

2488

112,1

237,6

Фондоотдача

0,70

0,94

1,12

160

119,1

Производительность труда

104,8

138

170

162,2

123

Рентабельность продаж

5,4

6,7

8,2

151,9

122,4

Норма прибыли (по прибыли  продаж)

8,4

3,9

9,2

109,5

235,9

Материалоемкость

2,24

1,81

1,58

70,5

87,3


Установим, на производстве, каких видов продукции, выполнении работ или оказании услуг специализируется анализируемая организация. Для  этого рассмотрим структуру товарной продукции и рассчитаем К-т специализации (таб. 2 и 3). Специализация отражает производственное направление и отраслевую структуру предприятия и показывает, какие отрасли или производство, каких видов продукции преобладают. Целью специализации является создание условий для увеличения прибыли, достижение более высокой производительности труда, увеличение производства продукции и улучшения её качества. СПК специализируется на выращивании и откорме КРС на мясо. Мясное скотоводство является главной отраслью, её удельный вес в структуре товарной продукции составляет более 80%. В качестве дополнительной отрасли на предприятии развивается зерновое производство.

 

Таблица 2 - Структура  товарной продукции СПК «Столбовский»

Отрасли и виды продукции

2004

2005

2006

Тыс. руб.

V

N

Тыс. руб.

V

N

Тыс. руб.

V

N

Зерно

342

2,0

4

1581

6,6

2

1856

6,2

3

Картофель

13

0,1

9

3

0,01

9

5

0,02

9

Др. продукция растениеводства

269

1,5

5

383

1,6

5

370

1,2

5

Итого по растениеводству

624

3,6

Х

1967

8,2

х

2231

7,4

х

КРС на мясо

157213

90,6

1

19884

83,3

1

24717

82,3

1

Лошади

13

0,1

8

-

-

-

-

-

-

Свиньи

83

0,5

6

43

0,2

6

67

0,2

6

Молоко

418

2,4

3

1462

6,1

3

2035

6,8

2

Мед

-

-

-

21

0,1

7

21

0,1

8

Пр. продукция животноводства

15

0,1

7

13

0,05

8

22

0,1

7

Итого по животноводству

16252

93,7

Х

21423

89,8

х

26871

89,5

х

Продукция др. производств

480

2,7

2

438

2,0

4

924

3,1

4

Всего по организации

17356

100

Х

23858

100

х

30026

100

х




 

 

Таблица 3 - Расчет коэффициента специализации  для СПК «Столбовский»

Виды продукции

2004г.

2005г.

2006г.

V

N

2N-1

V(2N-1)

V

N

2N-1

V(2N-1)

V

N

2N-1

V(2N-1)

Зерно

2

4

7

14

6,6

2

3

19,8

6,2

3

5

31

Картофель

0,1

9

17

1,7

0,01

9

17

0,17

0,02

9

17

0,34

Пр. прод. растениеводства

1,5

5

9

13,5

1,6

5

9

14,4

1,2

5

9

10,8

КРС на мясо

90,6

1

1

90,6

83,3

1

1

83,3

82,3

1

1

82,3

Свиньи

0,5

6

11

5,5

0,2

6

11

2,2

0,2

6

11

2,2

Лошади

0,1

8

15

1,5

-

-

-

-

-

-

-

-

Молоко

2,4

3

5

12

6,1

3

5

30,5

5

2

3

20,4

Мед

-

-

-

-

0,1

7

13

1,3

0,1

8

15

1,5

Пр. пр-ия животноводства

0,1

7

13

1,3

0,05

8

15

0,75

0,1

7

13

1,3

Работы и услуги

2,7

2

3

8,1

2

4

7

14

3,1

4

7

21,7

Итого

100

х

х

148,2

100

х

х

166,4

100

х

х

171,5

Коэф-т специализации

0,67

0,6

0,58


 

Главная и дополнительная отрасли хорошо сочетается и способствует успешному развитию производства. Кроме  того, в хозяйстве развиваются  такие подсобные отрасли как  картофелеводство, свиноводство, коневодство и др. Удельный вес этих отраслей в структуре товарной продукции невелик и основное их назначение удовлетворение внутрихозяйственных потребностей. Уровень специализации у предприятия очень высокий, коэффициент специализации > 6. Но в последние годы он несущественно снизился, так как предприятие осваивает производство других видов продукции. Основным видом деятельности СПК «Столбовский» является откорм и продажа КРС. При изучении формирования выручки произведем её группировку по видам реализуемой продукции табл. 4. СПК наращивает объемы реализации продукции. Так количество молодняка КРС, идущего на реализацию за рассматриваемый период увеличилось на 410 т. что привело к росту выручки. В 2006 г. выручка от реализации увеличилась на 66,3% или 11852 т. руб. Зерно хозяйство выращивает как на реализацию, так и для расчетов натуральной оплатой и для собственного потребления.

 

Таблица 4 - Объемы и структура  реализации продукции СПК «Столбовский»

Наименование продукции (работ, услуг)

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Тонн

Тыс. р.

%

Тонн

Тыс. р.

%

Тонн

Тыс. р.

%

Молодняк КРС

645

15503

85

857

21423

85,3

896

26871

89,3

Зерно

735

1102

6

1093

1967

7,8

720

2231

7,4

Пр. продажа ТРУ

х

1640

9

х

1719

6,9

х

995

3,3

Итого выручки

х

18245

100

х

25109

100

х

30097

100


 

Для предприятия важно не только кому и в каких объемах реализовывать свою продукцию, но и по каким ценам. Поиском новых покупателей и расширением рынка сбыта занимается маркетинговая служба. Главный канал реализации продукции - поставки на перерабатывающие предприятия, т.к. продается сразу большое количество продукции, хотя цены ниже. Рассмотрим выручку по каналам реализации (табл. 5).

 

Таблица 5 - Каналы реализации продукции в СПК «Столбовский» 2004-2006 гг.

Вид продукции

Каналы реализации

Канал 1 - Перерабатывающие предприятия

Канал 2 – Прочая продажа, оплата труда

Объем реализации

Средняя цена реализации

Выручка от реализации

Объем реализации

Средняя цена реализации

Выручка от реализации

2004 г.

Молодняк КРС

446,2

24

10708,8

177

23,8

4212,6

Зерно

201,6

1,5

302,4

600

2

1200

2005 г.

Молодняк КРС

649,9

25,2

16377,5

133

25

3325

Зерно

80

1,7

136

792

1,8

1425,6

2006 г.

Молодняк КРС

560

29,5

16520

240,7

32,8

7895


2.2 Характеристика  внешней сферы производства, SWOT-анализ

 

Среда внешнего воздействия  представлена прямыми и косвенными факторами, которые находятся вне  влияния начальника СПК «Столбовский». Факторы прямого воздействия – факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рис. 1).


 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Внешняя среда  организации

 

Основными поставщиками сырья и материалов в СПК «Столбовский»  являются ООО «МП Аритон», ЗАО  «Брянскнефтепродукт», ООО «Агрозапчасть», ОАО «Брянская сытовая компания», ОАО «Центральная телекоммуникационная компания», ООО «Брянскрегионгаз», ГУП «Брянская областная продовольственная корпорация», ООО «МАЗ».

Основными покупателями продукции СПК «Столбовский»  являются ЗАО «Мелькрукк», ЗАО «Мясокомбинат  Клинский», ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат», ОАО «Брянский мясокомбинат», ЧП Савин Н.А. Ленинградская область, ЧП Тарасов В.И., «Брасово-КПП» и др. Потребитель – население, организации, фирмы и т.д.

Профсоюз на предприятии «Столбовский» не создан, но в соответствии с КЗоТ РФ (если численность персонала больше 15 человек) на предприятии создана согласительная комиссия из 3 человек для первичного разрешения трудовых споров между работодателем и работниками.

Применяется маркетинговая  политика – реклама услуг на втором канале «Брянского вестника», в местных газетах.

На любое предприятие  помимо внутренних экономических показателей  влияет микроэкономика по видам: ВНП; ВВП; национальный доход; уровень инфляции; отклонение курса отечественной валюты к другому виду валюты. При низком уровне доходов населения, нестабильном экономическом положении предприятий сельхозпродукция все таки будет продолжать пользоваться спросом, т.к. ее можно отнести к товарам первой необходимости. Научно- технический прогресс.

В течение 2006 г. в России, в том числе в Брянской области внедрена Федеральная целевая программа «Развитие с/х предприятий», утверждённая правительством России, это поставка современного с/х оборудования на предприятия в рассрочку по льготным ценам, проведение специализированных выставок как с/х оборудования, так и с/х продукции; увеличение объема научно-методической литературы. Анализ поставщиков и конкурентов «Столбовский» представлен в таблицах 6 и 7 соответственно.

 

Таблица 6 - Характеристика поставщиков СПК «Столбовский»

Название поставщиков

Цена за 1 ед.

Льготы, качество, скидки, ассортимент и т.д.

Оценка в баллах

ООО МП «Аритон»

В зависимости от заключенных  в начале года договоров

Приемлемые цены, возврат  нереализованной продукции

2

ООО «БРАМФ»

-//-

Под реализацию, возврат  нереализованной продукции

3

ОАО «БСК»

-//-

Приемлемые цены, пользуются спросом, возврат нереализованной  продукции

4

ГУП «БОПК»

-//-

Широкий ассортимент, в  т.ч. возврат нереализованной продукции, собственная торговая сеть, высокое  качество, низкие цены, упаковка

5


 

Из проведённого исследования следует, что основным поставщиком сырья и материалов является фирма ГУП «Брянская областная продовольственная корпорация», благодаря высокому качеству сырья, товар пользуется спросом у потребителей. СПК «Столбовский» ниже перечисленным конкурентам уступает: по качеству продукции; по уровню развития торговой сети, по саморекламе, по наличию и применению нормативных актов, инструкций, приказов.

Вывод: для устранения отмеченных недостатков необходимо: внедрение новых технологий; повысить знание и квалификацию персонала; улучшить качество выпускаемой продукции путем рационального использования всех инструментов директмаркетинга – своевременной поставки, баз данных; доступность цены для населения при оплате товара; возврат нереализованной продукции.

 

Таблица 7 - Основные характеристики конкурентов

Характеристики конкурентных услуг и продукции

ЗАО «Локотское»

ЗАО «Добрунь»

ООО «Надежда»

«Столбовский»

Качество продукции

Одна из известных  фирм.

высокое

Высокое

известная

среднее

Среднее

Доступность

Собственная торговая сеть

Возврат нереализованной  продукции

Да

Магазин и лотки

Да

Магазины и открытые прилавки

Да

Нет, через оптовых  скупщиков

-низкие цены;

-сертификация;

-доступность потребителям

Участие в с/х выставках

да

да

нет

да


 

Рынок сбыта продукции (услуг) СПК «Столбовский» характеризуется сезонностью: с конца лета до середины осени растениеводческая продукция реализуется по достаточно низким ценам в связи с насыщенностью рынка, весной цена повышается, но не всегда продукция может храниться такой период из-за недостаточно хороших условий на СПК «Столбовский» поэтому ее стараются реализовать до конца октября. Немного лучше ситуация с животноводческой продукцией. Весной практически не продаются и молочные продукты, т.к. идет откорм появившегося молодняка.

Повышение стабильности спроса на продукцию возможно при заключении договоров поставки продукции с оптовыми покупателями в начале года и с условием равномерного распределения платежей.

Инновационная среда организации складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния ее внутренней среды (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и инновационного климата. В дополнение к таким фундаментальным методам, как системный анализ, целевой и ситуационный, применяется метод SWOT-анализа — оперативный диагностический анализ предприятия и его среды. Анализ среды предприятия осуществляется с целью: выявления в его потенциале силы (S); выявления в ее потенциале слабости (W); установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой; выявления угроз (Т) для предприятия со стороны внешней среды. После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды между ними устанавливают связи. Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней (горизонтальная ось) и внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на 2 раздела (уровня состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояние внешней среды; сила и слабость потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получаем 4 поля.

Информация о работе Стратегическое планирование СПК Столбовский