Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и принципов налогообложения и современного налогообложения в Республике Беларусь. Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучить сущность налогообложения
изучить принципы налогообложения
рассмотреть виды налогов в Республике Беларусь
анализировать налогообложение в странах с развитой рыночной экономикой.
Объектом исследования в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы налогообложения. 5
1. 1. Определение и сущность налогообложения 7
1. 2. Принципы налогообложения 9
1. 3. Виды налогов 10
2. Налогообложение в странах с развитой экономикой 14 2. 1. Налогообложение в США 14
2. 2. Налогообложение в Германии 16
2. 3. Налогообложение в Японии 19
3. Налогообложение в Республике Беларусь 21
3. 1. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь 21
3. 2. Краткая характеристика основных видов налогов в Республике Беларусь 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА1.doc

— 220.14 Кб (Скачать документ)

           Законопроект, который так или иначе затрагивает систему налогообложения в США, начинает свой путь с Комиссии по источникам финансовых средств (Committee on Ways and Means) в палате представителей. После того, как 250 членов комиссии обсудят законопроект в неформальной атмосфере семинара, принимаются ориентировочные решения, которые затем в Законодательном комитете палаты представителей излагаются юридическим языком. На следующем этапе парламентская комиссия работает совместно с казначейством (USTreasury) и Объединенным налоговым комитетом (Joint Taxation Committee), который направляет в палату представителей свое развернутое заключение о законопроекте. Приняв закон в целом, палата представителей направляет его в сенат либо, если проект отвергнут, возвращает его на доработку в Комиссию по источникам финансовых средств. Принятый нижней палатой законопроект изучает сенатский Комитет по финансам, причем к этой процедуре привлекается секретарь казначейства. Если сенат не вносит своих поправок в документ, то он принимается и направляется к президенту, в противном случае сенат возвращает законопроект в конгресс, который должен принять поправки сенаторов. Если этого не происходит (что и бывает чаще всего), создается согласительная комиссия двух палат парламента. Окончательно согласованный и принятый обеими палатами проект президент должен подписать в течение 10 дней. Однако глава американского государства имеет право вето, которым, впрочем, он пользуется крайне редко, так как его представители участвуют во всех согласительных процедурах. [11, с. 132]

           В США, как и во многих других странах с относительно высоким уровнем налогообложения, существует проблема уклонения от налогов. Вместе с тем, масштабы этого явления, с российской точки зрения, невелики. В Соединенных Штатах отсутствует специальная инфраструктура, способствующая уклонению от налогов, типа российских фирм-однодневок, конвертирующих безналичные денежные средства в «черный нал». Уклонение от налогов в США сильно различается по различным категориям налогоплательщиков и различным видам дохода. Существует непосредственная взаимосвязь уклонения от налогов со ставками налогов, с инфляцией, с запасами наличной валюты. 

     2.2. Налогообложение в Германии 

     На всей территории Германии большая часть налогов взимается по единому тарифу. Местные различия заметны только на налоге с коммерческой деятельности и не должны оставляться без внимания при равных территориальных условиях.

     Немецкая налоговая система довольно сложна, в особенности, установление размера прибыли. Следует уделять внимание юрисдикции и административной практике. В отдельных случаях участие специалиста просто необходимо. Важное значение имеет выбор правовой формы. Кроме вопросов налогового права, следует принимать во внимание вопросы торгового права, социальные аспекты, а в зависимости от ситуации, кроме того, учитывать вопросы семейного и наследственного права. [12, с. 295]

     Основными налогами в Германии являются следующие налоги:

  1. Подоходный налог. Предметом подоходного налога является доход физического лица. Если физическое лицо в настоящее время проживает или имеет постоянное место жительства в Германии, то оно без ограничений подлежит там обложению налогом. В остальном лишь только определенные доходы подлежат немецкому налогообложению. Доходы сельскохозяйственной и лесохозяйственной промышленности, коммерческих предприятий, наемного и не наемного труда лиц свободных профессий, капитал, сдача в аренду или внаем, и другие доходы облагаются подоходным налогом. Из доходов следует вычитать все затраты, обуславливаемые предприятием или индивидуальной трудовой деятельностью (производственные расходы), и затраты на приобретение, обеспечение и получение доходов (рекламные расходы). Не предприятия как таковые, а владельцы предприятий, их доход, облагается подоходным налогом. Учредители, не проживающие в Германии и не имеющие обычного разрешения на пребывание, облагаются налогами с ограничениями.
  2. Налог на заработную плату. Налог на заработную плату взимается с работополучателя в процессе вычетов. Налог на заработную плату является только одной из форм проявления подоходного налога. Работодатель обязан в определенные дни направлять в соответствующее финансовое ведомство сумму налога на заработную плату всех своих работополучателей. При подведении годового баланса работополучателям возмещается излишне удержанный в течении года налог на заработную плату.
  3. Корпорационный налог. Корпорационный налог является разновидностью подоходного налога для не физических лиц. Двойное обложение общества корпорационным налогом и пайщика подоходным налогом (физическое лицо), соответственно, также корпорационным налогом (юридическое лицо), исключается с помощью так называемого порядка начисления налога. Без ограничений облагаются налогом корпорации, объединения лиц и имущественные массы, управления которых, либо они сами имеют местонахождение в Германии. Доход определяется предписаниями закона о подоходном налоге (ЕЗЮ). Кроме того, следует учитывать скрытое распределение прибыли. Корпорационный налог принципиально составляет 56 % облагаемого налогом дохода. Для корпораций, не вовлеченных в так называемый порядок начисления налогов, он снижается до 50 %.
  4. Налог с коммерческой деятельности. Предметом налогообложения в данном случае является коммерческое предприятие, его объективная доходность и работающий в нем капитал. Им облагаются все коммерческие предприятия, работающие в Германии.
  5. Имущественный налог. Имущественным налогом облагаются физические и юридические лица, имеющие постоянное место жительства или местонахождение дирекции в Германии, с общим имуществом, в остальных случаях ограниченно с имуществом, облагаемым налогом внутри страны. С имуществ, подлежащих налогообложению, взимается годовой 0,5 % (для корпораций 0,6 %) имущественный налог.
  6. Налог с оборота. Каждая поставка или услуга, проведенная предпринимателем за оплату в рамках его деятельности в Германии, облагается налогом с оборота (и31). Тоже самое касается собственного потребления и импорта. В этом случае не играет никакой роли национальность предпринимателя, его место жительство, место выписывания счетов и принятия платежей. Облагаемый подоходным налогом предприниматель может вычитать из своей налоговой задолженности налог с оборота, им самим заносимый в счет (так называемый предварительный вычет). Обычная налоговая ставка составляет 14 %, льготная ставка 7 %. [12, с. 294]

     2.3. Налогообложение в Японии 

     Функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей возложены на Национальное налоговое управление (ННУ), входящее в структуру Министерства финансов Японии. Налоговые инспекции на местах уполномочены лишь выявлять правонарушения, остальные функции, в том числе и фактическое взыскание платежей в местные и государственный бюджеты, осуществляет ННУ.      Что касается нормативных актов в сфере налогового права Японии, то основными документами, определяющими налоговый режим этого государства, являются Закон о корпоративном налоге и Акт о подоходном налоге. Порядок заполнения и сдачи налоговых деклараций, процедурные вопросы уплаты налогов, возможности задержек и рассрочки уплаты платежей регулируются Актом об общих правилах налогообложения. Вопросы специального регулирования налогообложения отражены в Акте об исключениях в применении закона о налогах. Существует и отдельный свод вопросов об исключениях при налогообложении корпораций.          Все платежи как в местные, так и в государственный бюджет Японии исчисляются исключительно в национальной валюте -- иенах.    Японцы выплачивают около 50 разных налогов.    Общегосударственные налоги различают прямые и косвенные. К прямым относят подоходный, корпоративный, земельный налоги, а также налог на наследство и дарение, и налог на недвижимость. Косвенные налоги представлены Гербовым сбором и налогом на потребление (аналог НДС). [12, с. 189]  В Японии в общей сложности насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Весомую роль в его наполнении играют префектурные и муниципальные налоги и сборы. А именно: налог на проживание в префектуре, налог с предприятий на количество сотрудников, налог на приобретение собственности, налог на зрелища, налог с транспортных средств и некоторые другие входят в перечень префектуральных платежей. Муниципальные же включают налог на проживание в конкретном населенном пункте; имущественный налог; налог на легковые транспортные средства; налог на землю, находящуюся в собственности; налог на развитие городов и т.д.      Как было отмечено, основным источником накопления средств в бюджетах являются подоходный и корпоративный налоги. Рассмотрим их детальнее. Подоходный налог уплачивают все японские граждане, а также постоянные резиденты государства. Иностранные резиденты облагаются налогом только в части доходов, получаемой на территории Японии. Для граждан и постоянных резидентов этот налог начисляется с доходов, полученных как внутри страны, так и за ее пределами.        Налоговую базу составляют заработная плата, доходы лиц свободных профессий, доходы, получаемые от недвижимости, дивиденды, пенсии, пособия и т.д. Несмотря на большую обширность подлежащих налогообложению прибылей, законодательством также установлено множество льгот и оснований для налоговых кредитов.          Корпоративный налог взимается с чистой прибыли компаний и уплачивается в соответствующий бюджет как организациями (компаниями, корпорациями), так и индивидуальными предпринимателями. Этот налог разбит на составляющие. Из всей налоговой суммы 33 % идет в государственный бюджет, 5 % от национального -- в префектурный и 12 % от национального -- в муниципальный.            Кроме этого, существует еще и так называемый уравнительный налог, сумма которого зависит от капитала предприятия и числа работающих на нем сотрудников. [12, с. 191]  

     3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     3.1. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

     В Республике Беларусь разработан Налоговый кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь (статья 2 часть 1 ПК РБ):

  1. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК РБ признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, НК РБ, актами Президента
  2. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
  3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
  4. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством.
  5. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

     На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов, (пошлин) - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства [7, c. 42]

     Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним, чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:

  1. быть установленными законодательными актами;
  2. признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

     Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

     В отдельных случаях суммы республиканских налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, налога на игорный бизнес и ряда других республиканских налоговых платежей.

     Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

     Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью «переданных» в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм поступлений соответствующих платежей и, как показывает практика последних лет, такая компетенция ограничивается вопросами изменения ставок и сроков их уплаты.

     Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. [7, c. 45]

     По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

     К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. [7, c. 47]

Информация о работе Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь